задания для олимпиады по литературному чтению
ШИФР_________________
Задание 1
Анализ стихотворения: понимание прочитанного, выбор интонации.
1. Прочитай стихотворение.
Кузнечик и сверчок
Вовеки не замрет, не прекратится
Поэзия земли. Когда в листве,
От зноя ослабев, умолкнут птицы,
Мы слышим голос в скошенной траве
Кузнечика. Спешит он насладиться
Своим участьем в летнем торжестве:
То зазвенит, то снова притаится
И помолчит минуту или две.
Поэзия земли не знает смерти.
Пришла зима. В полях метет метель,
Но вы покою мертвому не верьте.
Трещит сверчок, забившись где-то в щель.
И в ласковом тепле нагретых печек
Нам кажется: в траве звенит кузнечик.
Дж. Китс
2. Как лучше читать стихотворение:
а) тихо, задумчиво;
б) монотонно, грустно;
в) спокойно, ласково, любуясь тем миром, который рисует автор;
г) весело, задорно, с торжеством в голосе?
(Правильный ответ отметь знаком +.)
3. На какие две части ты разделил бы это стихотворение? Отметь карандашом.
4. Придумай заголовки для первой и второй частей. Запиши их.
5. Какие строчки в стихотворении ты считаешь самыми важными? Подчеркни их прямой линией.
6. Найди строчки, которые ты считаешь самыми красивыми. Подчеркни их волнистой линией.
7. Соедини карандашом рифмующиеся строки.
Задание 2
Знание особенностей художественного текста, умения узнавать выразительные средства литературы.
1. Прочитай отрывок из произведения.
Дом рассохся от старости. А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен все лето тянуло жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом…
Единственное, что раздражало композитора, – это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся сухие стропила, двери и старушка люстра…
Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.
«Прекрасная оркестровка!» – думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.
С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.
(К. Паустовский.)
2. О каком неживом предмете говорится в тексте, как о живом? Найди и подчеркни нужные строчки одной чертой. Напиши, как называется этот прием.
3. Можно ли сказать, что К. Паустовский создал два образа? Какие? Запиши ответ.
4. Какие красочные прилагательные помогают ярко представить описание? Подчеркни их волнистой линией.
5. Определи жанр этого текста:
а) рассказ;
б) авторская сказка;
в) научно-популярный рассказ.
Задание 3
Анализ сказки.
1. Прочитай отрывок из сказки.
Поглядела на него царица и задала Ивану такую задачу:
– А ты утаись от меня в третий раз. Не сыщу я тебя – живи, так и быть.
Пошел Иван искать себе тайного места, а навстречу ему Дарья-прислужница.
– Обожди, – велит она, – я тебя укрою. Я твое добро помню.
Дунула она в лицо Ивана, и пропал Иван, превратился он в дыхание женщины. Вдохнула Дарья и втянула его себе в грудь. Пошла потом Дарья в горницу, взяла царицыну книгу со стола, отерла пыль с нее да открыла ее и дунула в нее: тотчас дыхание ее обратилось в новую заглавную букву той книги, и стал Иван буквой. Сложила Дарья книгу и вышла вон.
Пришла вскоре Елена Премудрая, открыла книгу и глядит в нее – где Иван? А книга ничего не говорит. А что скажет, непонятно царице: не стало, видно, смысла в книге. Не знала того царица, что от новой заглавной буквы все слова в книге переменились.
Захлопнула книгу Елена Премудрая и ударила ее оземь.
Все буквы рассыпались из книги, а первая, заглавная буква как ударилась, так и обратилась в Ивана.
Глядит Иван на Елену Премудрую, жену свою, глядит и глаз отвести не может. Засмотрелась тут и царица на Ивана, а засмотревшись, улыбнулась ему. И стала она еще прекраснее, чем прежде была. (А. Платонов.)
2. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте:
а) магические числа;
б) древние представления о мировом дереве;
в) действия волшебного помощника;
г) наличие волшебного предмета;
д) волшебные превращения?
3. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.
| 1 задание | 2 задание | 3 задание | Баллы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | |
Кол-во баллов | | | | | | | | | | | | | |
ответы к заданиям 1–3 (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)
Задание 1
Анализ стихотворения: понимание прочитанного, выбор интонации.
Прочитай стихотворение.
Кузнечик и сверчок
1-я часть.
Вовеки не замрет, не прекратится
Поэзия земли. Когда в листве,
От зноя ослабев, умолкнут птицы,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мы слышим голос в скошенной траве
Кузнечика. Спешит он насладиться
Своим участьем в летнем торжестве:
То зазвенит, то снова притаится
И помолчит минуту или две.
-----------------------------------------------
2-я часть.
Поэзия земли не знает смерти.
Пришла зима. В полях метет метель,
Но вы покою мертвому не верьте.
Трещит сверчок, забившись где-то в щель.
И в ласковом тепле нагретых печек
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Нам кажется: в траве звенит кузнечик.
Дж. Китс
1. Как лучше читать стихотворение:
а) тихо, задумчиво;
б) монотонно, грустно;
+ в) спокойно, ласково, любуясь тем миром, который рисует автор;
г) весело, задорно, с торжеством в голосе?
(Правильный ответ -1 балл.)
2. На какие две части ты разделил бы это стихотворение? Отметь карандашом. (1 балл)
3. Придумай заголовки для первой и второй частей. Запиши их.
1-я часть – Звенит кузнечик в скошенной траве. (1 балл)
2-я часть – Поэзия земли не знает смерти. (1 балл)
4. Какие строчки в стихотворении ты считаешь самыми важными? Подчеркни их прямой линией. (за каждое правильное подчеркивание – 1 балл, всего – 6 баллов)
5. Найди строчки, которые ты считаешь самыми красивыми. Подчеркни их волнистой линией. (за каждое правильное подчеркивание – 1 балл, всего – 2 балла)
6. Соедини карандашом рифмующиеся строки.
Вовеки не замрет, не прекратится...
Кузнечика. Спешит он насладиться...
То зазвенит, то снова притаится...
(1 балл)
Поэзия земли. Когда в листве...
Мы слышим голос в скошенной траве...
Своим участьем в летнем торжестве...
(1 балл)
Поэзия земли не знает смерти...
Но вы покою мертвому не верьте...
(1 балл)
Пришла зима. В полях метет метель...
Трещит сверчок, забившись где-то в щель...
(1 балл)
И в ласковом тепле нагретых печек...
Нам кажется: в траве звенит кузнечик...
(1 балл)
( всего – 5 баллов)
Задание 2
Знание особенностей художественного текста, умения узнавать выразительные средства литературы.
Прочитай отрывок из произведения.
Дом рассохся от старости. А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен все лето тянуло жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом…
Единственное, что раздражало композитора, – это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся сухие стропила, двери и старушка люстра…
Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.
«Прекрасная оркестровка!» – думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.
С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.
(К. Паустовский.)
1. О каком неживом предмете говорится в тексте, как о живом? Найди и подчеркни нужные строчки одной чертой. Напиши, как называется этот прием. (Дом скучал; дом запоет; певучестью дерева; отзовутся сухие стропила, двери и старушка люстра; разыгрывалась домом. Это олицетворение.)
(за каждое правильное подчеркивание – 1 балл, всего – 5 баллов. Название приёма – 1 балл)
2. Можно ли сказать, что К. Паустовский создал два образа? Какие? Запиши ответ. (Образ дома и образ музыки.) (2 балла)
3. Какие красочные прилагательные помогают ярко представить описание? Подчеркни их волнистой линией (скрипучие (пословицы); удивительное и веселое; рассохшийся (дом); простая музыкальная (тема); прекрасная (оркестровка).
(за каждое правильное подчеркивание – 1 балл, всего – 5 баллов)
4. Определи жанр этого текста:
+ а) рассказ;
б) авторская сказка;
в) научно-популярный рассказ. (1 балл)
Задание 3
Анализ сказки.
Прочитай отрывок из сказки.
Поглядела на него царица и задала Ивану такую задачу:
– а) А ты утаись от меня в третий раз. Не сыщу я тебя – живи, так и быть.
Пошел Иван искать себе тайного места, а навстречу ему Дарья-прислужница.
– Обожди, – велит она, – я тебя укрою. Я твое добро помню.
д) Дунула она в лицо Ивана, и пропал Иван, превратился он в дыхание женщины. Вдохнула Дарья и втянула его себе в грудь. г) Пошла потом Дарья в горницу, взяла царицыну книгу со стола, отерла пыль с нее да открыла ее и дунула в нее: тотчас дыхание ее обратилось в новую заглавную букву той книги, и стал Иван буквой. Сложила Дарья книгу и вышла вон.
Пришла вскоре Елена Премудрая, открыла книгу и глядит в нее – где Иван? А книга ничего не говорит. А что скажет, непонятно царице: не стало, видно, смысла в книге. Не знала того царица, что от новой заглавной буквы все слова в книге переменились.
Захлопнула книгу Елена Премудрая и ударила ее оземь.
Все буквы рассыпались из книги, а первая, заглавная буква как ударилась, так и обратилась в Ивана.
Глядит Иван на Елену Премудрую, жену свою, глядит и глаз отвести не может. Засмотрелась тут и царица на Ивана, а засмотревшись, улыбнулась ему. И стала она еще прекраснее, чем прежде была. (А. Платонов.)
1. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте:
+ а) магические числа;
б) древние представления о мировом дереве;
в) действия волшебного помощника;
+ г) наличие волшебного предмета;
+ д) волшебные превращения? (3 балла)
2. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву. (3 балла)
1. Спиши, соединяя части одного выражения.
Упрямый, как черепаха.
Жить, как курица лапой.
Плестись, как осёл.
Писать, как кошка с собакой.
Болтливый, как бык.
Здоровый, как сорока.
Задание № 5. Прочитайте два четверостишия - Н. Рубцова: Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды. и А. Блока: Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздух – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
О каком времени года идет речь в текстах? _______________________________
Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.
Почему в стихотворении А. Блока ворона «лохматая»?____________________________
Объясните значение слов:
амбар — ________________________________
обоз — _________________________________
подвода — _____________________________
вешние (звоны) — _______________________.
Задание №6. Продолжи название литературных произведений
О. Пройслер “Маленькая _________________________”
Э Успенский “Крокодил Гена и _______________________”
Н. Носов “Живая _________________________”
К. Булычев “Девочка _________________________”
В. Гауф “Карлик ______________________”
А. Линдгрен “Пеппи _____________________________”
Задание № 7.Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):
биться — _______________________________
граница — ______________________________
дрозд — ________________________________
гвозди — _______________________________
помог — ________________________________
красив — _______________________________
смех — ________________________________
Сочините четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | итого |
Кол-во баллов | | | | | | | | |