2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Перед педагогическим сообществом стоит проблема формирования гражданственности, патриотизма, духовно-нравственных ценностей у современной молодежи. На решение данной проблемы в ГБПОУ «ОКОиПТ» направлен педагогический проект «Никто не забыт и ничто не забыто».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Методическая разработка Петровой Марины Юрьевны СОШ № 64
г. Чебоксары
СЦЕНАРИЙ УРОКА (ПО ФГОС)
Класс: 4
Тема урока: «Никто не забыт, ничто не забыто »
Цели урока:
-деятельностная: развитие познавательной активности, умения самостоятельного поиска и анализа информации; формирование способности обучающихся к новому способу действия;
-образовательная: расширение знаний о событиях ВОВ.
Технологии: при проведении урока и подготовке к нему используются проблемная, исследовательская, информационная технологии
Формы работы: индивидуальная, групповая
Средства обучения: компьютер, проектор, звукозаписи, презентация, экспонаты школьного музея
ХОД УРОКА
1.Орг. момент
Учитель проверяет готовность класса к уроку.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
2.Мотивация к совершению учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность, определение темы занятия.
Слайд 1
Учитель:
- Ребята, в нашем языке существует выражение «Времен связующая нить…». Что для вас обозначает эта фраза? Как вы думаете, что может служить этой «связующей нитью»? Разделитесь на три группы и обсудите.
Деление можно провести по рядам (3 ряда- 3 группы)
Учащиеся после обсуждения дают свои ответы. Возможные варианты: слово, произведения искусства (музыка, живопись, книги и т.д.), память.
Учитель:
-Действительно, историческая память связывает «времена». Посмотрите, пожалуйста, на тему сегодняшнего занятия.
Учащиеся читают тему на слайде («Никто не забыт, ничто не забыто»)
Слайд 2
Учитель:
-Как вы думаете, о связи с какими событиями нашей истории пойдет сегодня речь. Обсудите в группе.
Учащиеся высказывают свои предположения (события Великой Отечественной войны)
3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в деятельности учащихся, обеспечение настроя на восприятие материала
Учитель:
- Ребята! Вы на протяжении многих лет изучали многочисленные войны, выпавшие на долю нашего народа. Трудно найти такой век, когда нашим предкам не приходилось браться за оружие.
Слайд3
События Великой Отечественной войны занимают в истории нашей страны особое место. Как вы думаете, почему?
-Почему так важно сохранить память о ВОВ? Посовещайтесь в группах и дайте развернутый ответ.
Учащиеся совещаются в группах, отвечает представитель группы.
Учитель:
Сколько лет прошло после Великой Отечественной войны?
Учащиеся: 75 лет
Учитель:
Конечно, для истории 75 лет - всего лишь миг, но по меркам человеческой жизни – это довольно большой срок.
Слайд 4
Что же может помочь нам сохранить «связующую нить» с этим временем? Выберите из предложенных вариантов наиболее, на ваш взгляд, удачные. Обсудите в группах (в обсуждении не участвуют члены кружка экскурсоводов, учитель договаривается с ними об этом до урока)
Во время обсуждения звучит песня из к/ф «Офицеры» «От героев былых времен».
Варианты ответов даются на слайде (книги, исторические источники, фильмы, картины, фотографии, памятники, учебники)
Учащиеся обсуждают и дают ответы, поясняя свой выбор.
Учитель: Подводит детей к проблемному вопросу.
- Ребята, вы конечно же знаете, что любая книга, картина, фильм- это субъективный взгляд автора на то или иное событие, а изучение истории по учебнику многим кажется скучным.
Слайд 5
Как же сделать так, чтобы события военных лет стали ближе и понятнее нам и будущим поколениям?
Учащиеся высказывают свои предположения.
4.Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: обеспечение осмысления материала.
Учитель: Для того, чтобы приблизиться к ответу на поставленный вопрос, я передаю слово представителям нашего школьного музея.
Представитель музея(1) Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война, Ведь эта память - наша совесть, Она, как сила, нам нужна.
Слайд 6
Слово представителя музея (2):
К нашему счастью, у нас есть возможность общаться с непосредственными участниками ВОВ. Только они могут рассказать всю правду о тех временах. Простые солдаты и офицеры, санитарки и подростки, рабочие и колхозники своими воспоминаниями создают для нас «живую историю». А нам эту историю предстоит передать своим детям.
Сегодня мы предлагаем вам проследить за жизнью нескольких солдат этой войны.
5.Реализация проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: вызвать у учащихся интерес к дальнейшей самостоятельной работе по изучению событий ВОВ
1.Представитель музея (1):
Перед вами выступит наша одноклассница Баринова Валерия. Она проделала объёмную исследовательскую работу, выясняя обстоятельства и подробности жизни своего дедушки.
Слайд 7-18
Выступление представителя музея (3)
Рассказ Поздняковой Анастасии о ветеране в ее семье ( см.: презентация, текстовые материалы)
Представитель музея (1):
Действительно, перед нами живая история. А сейчас еще одно выступление нашей одноклассницы с рассказом о своих бабушке и дедушке.
Слайд 19-28
Выступление представителя музея (4)
Рассказ Бархаткиной Анны о ветеране в ее семье ( см.: презентация, текстовые материалы)
Представитель музея(2):
Ребята, материалы наших одноклассниц о своих дедушках и бабушках составят основу проекта нашего музея «История Великой Отечественной войны в судьбах наших ветеранов» и новой экспозиции музея. Мы предлагаем вам принять участие в нашем проекте. Узнайте больше о военных судьбах ваших родных, ведь в России нет ни одной семьи, которую не коснулась бы война.
2 Учитель:
Ребята, все, что вы узнаете, вы сможете рассказать своим детям и внукам, и нить, связывающая времена не прервется.
Участников той страшной войны становится, к сожалению, с каждым годом все меньше. Возможно, ваших бабушек и дедушек уже нет в живых. Но с нами рядом, в нашем районе живут ветераны, которые помнят военные годы. Очень важно успеть расспросить их обо всем, встречаться с ними как можно чаще. Наш школьный музей ведет в этом направлении активную работу. Сейчас экскурсоводы нашего музея расскажут вам истории еще нескольких судеб, связанных с войной.
Слайд 29
Экскурсоводы (1,2)
Пролетели дни как полустанки, Где он, черный сорок первый год? Кони, атакующие танки, Над Москвой горящий небосвод? А снега белы, как маскхалаты, А снега багровы, как бинты, Падают безвестные солдаты Возле безымянной высоты. Вот уже и не дымится рана, Исчезает облачко у рта... Только может быть она не безымянна Крошечная эта высота? Не она ль бессмертием зовется?.. Новые настали времена, Глубоки забвения колодцы, Но не забывается война... Никуда от прошлого не деться, Вновь война стучится в души к нам, Обжигает, обжигает сердце Благородность с болью пополам.
Слайд 30
Экскурсовод (1)
Выступление экскурсовода ( см.текстовые материалы, презентацию).
Рассказ о военной судьбе ветерана ВОВ ____________________________
Слайд 31
Экскурсовод (2)
Выступление экскурсовода ( см.текстовые материалы, презентацию)
Рассказ о ветеране ВОВ ______________________________
Экскурсовод (3)
Выступление экскурсовода ( см.текстовые материалы, презентацию)
Рассказ о военной судьбе ветерана ВОВ ___________________________
В ходе выступления экскурсоводы показывают экспонаты музея (вещи, переданные в дар музею ветеранами района): ремень, записная книжка, фотографии, письма- треугольники, медали.
Слайд 32
Экскурсоводы
Сколько лет уж прошло, с той поры,
Как горела земля под ногами,
Многих нет ветеранов войны,
Но, мы помним о них, они с нами.
И, листая альбомы в семье,
Вдруг заметит нечаянно кто-то,
Притаилась война в уголке,
В пожелтевшем от времени фото.
С фотографий с улыбкой глядят,
Те, кто жизни своей не щадил,
В тех далёких жестоких боях,
От фашистов страну защитил.
Не померкнет их слава в сердцах.
Укрепляется память с годами,
У народа жить будет в веках,
Тот, кто бился жестоко с врагами.
6.Этап рефлексии
Цель этапа: подведение итогов занятия
Учитель:
Большое спасибо нашим экскурсоводам. Надеюсь, их рассказы нашли отклик в вашей душе, заинтересовали вас и дали ответ на вопрос о том, что нужно сделать , чтобы события военных лет стали ближе и понятнее нам и будущим поколениям?
Как бы вы сейчас ответили на него?
Учащиеся отвечают.
Слайд 33
Учитель:
В заключение нашего занятия выполните следующие задания.
Задание для 1 группы. Напишите письмо ветерану. Сложите листок так, как это делали во время войны, когда отправляли письма с фронта. Эти письма станут также экспонатами нашего музея.
Задание для 2 группы
Составьте 10 вопросов ветеранам. Мы зададим их при наших следующих встречах с ветеранами ВОВ нашего района.
Задание для 3 группы
Составьте и запишите отзыв о нашем занятии в «Книгу отзывов».
Во время выполнения заданий звучит песня из к/ф «Командир счастливой «Щуки» «Давным-давно была война»
Слайд 34
7. Домашнее задание
Поговорите со своими родственниками о том, какой след оставила война в судьбе вашей семьи. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему « Судьба человека в истории страны».
Слайд 35
Заключительное слово учителя
Ребята, спасибо всем за активное участие в нашем занятии. Очень хочется верить, что оно вам запомнится. Связующая нить времен в ваших руках. Постарайтесь сделать так, чтобы она никогда не прервалась.
Использованные материалы.
Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993
Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005. С. 27-33