Сел пастух на коня и поехал во дворец. Захотелось ему воды попить. Остановился он у колодца, зачерпнул воды. Пока пил, конь хлеб в торбе съел. «Есть одна загадка», - подумал пастух и поехал дальше. В тёмном лесу сбился он с пути. Чтобы дорогу найти, стал к деревьям присматриваться: с какой стороны мох растёт. Увидел и подумал: «Есть вторая загадка!» И поехал дальше. Смотрит: охотник целится в зайца. «Есть и третья загадка!» - обрадовался пастух. Прошло много дней, пока добрался он до царского дворца. - Приехал я, добрый царь, дочь у тебя сватать! - Мою дочь? - удивился царь. - Многие хотели жениться на ней, да ума-разума у них не хватило! - А я попробую! Царевна даже не посмотрела на пастуха. - Ну, загадывай свои загадки! - говорит. - Первая загадка: хлеб съел коня. Сколько ни гадала царевна, разгадать не могла. - Не знаю! - говорит. - Хлеб съел коня, царевна моя, это так: был у меня конь, я заслужил его за многие годы работы. Раз съел он хлеб из моей торбы, а хлеб был отравленный. Вот и погиб мой бедный конь - выходит, хлеб его съел. - А вот вторая загадка: глухие и слепые, а дорогу показывают. Думала царевна, думала и опять не смогла разгадать. - Это деревья, царевна, - ответил пастух. - Мы в лесу по деревьям узнаём, где север, а где юг. - Есть и третья загадка: мясо убежало, а железо осталось на месте. Сколько ни лом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека; формирование позитивного опыта семейных отношений;
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и школы;
воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Подготовка к празднику:
- каждый учащийся пишет сочинение на тему «Моя семья»; - каждый учащийся приносит свои семейные фотографии;
семейные реликвии; - каждая семья готовит своё «Генеалогическое древо»
- подготовка презентации с семейными фотографиями детей
- разучивание стихотворений, песни
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Оформление класса:
Заготовки для дома: крыша, кирпичики; солнце, тучи
Пословицы о семье
Две одинаковые шкатулки
Выставка сочинений
Стенд «Моя родословная»
Ход классного часа
Орг. момент
Дети встают в круг, берутся за руки и говорят следующие слова:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг,
И ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
- Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями и сядем на свои места.
- С каким настроением вы начинаете работать?
- Я рада, что у многих из вас хорошее настроение!
2. Определение темы классного часа
(Учитель показывает две одинаковые шкатулки)
- Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундуки в сказках, да и в жизни тоже? (Драгоценности, золото, серебро, украшения и т. п.)
- Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности. А для чего люди копят, собирают эти богатства?
(Ответы детей)
- А какое богатство можно положить в другой наш сундучок? Давайте подумаем вместе. Это самое главное богатство в жизни каждого из нас, без него нам было бы в жизни очень трудно.
- Правильно, ребята, это семья.
(Учитель открывает вторую шкатулку, там семейные фотографии детей)
- Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?
- Тема нашего классного часа «Моя семья – моё богатство!» А почему семья для вас является богатством? Об этом и пойдёт речь на нашем занятии.
3. Основная часть
– Как вы понимаете, что такое «семья»? ( Ответы детей)
- Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".
– Вы высказали своё мнение, как понимаете слово «семья». А я вам хочу рассказать одну легенду о том, как появилось слово «семья». Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.
Когда появилось слово семья? Когда-то о нём не слыхала Земля – Но Еве сказал перед свадьбой Адам; – Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя? Ева тихонько ответила: «Я» – Кто их воспитает, царица моя? Ева покорно ответила: «Я» – Кто есть приготовит, о радость моя? Ева всё также ответила: «Я» – Кто платье сошьёт, постирает бельё, Меня приласкает, украсит жильё? «Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я», Сказала она знаменитых семь «Я» Вот так на Земле появилась семья.
- У этого слова есть своитайны. Хотите их узнать?
Первую тайну узнаем, ответив на вопрос: «Какие два слова в нём спрятались?» ("семь" и "я")
Правильно, т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами.
Убедиться в этом можно, посмотрев ваши семейные фотографии.
(Показ презентации с семейными фотографиями детей)
-Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Поэтому оно говорит нам, что семья - единое целое – это вторая тайна.
-А знаете от какого слова происходит слово «семья»?
- Слово «семья» происходит от слова "семя". Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Это третья тайна.
-У каждой семьи есть дом.
- Но что такое дом? Это - красивая мебель, ковры, посуда?
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно
Даже не стулья за столом,
Это не дом.
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
- Не зря в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»
- Родной дом. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. - Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.) - Давайте построим дом, в котором будет жить семья.
(Учитель прикрепляет на доску табличку со словом «Семья»)
- Раньше дом называли «избой». В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Значит, в доме должно быть… (тепло)
(Учитель прикрепляет на доску крышу дома со словом «тепло»)
- Чтобы всем в доме было тепло, давайте подумаем, что нам для этого необходимо. Выберите строительный материал - «кирпичики» со словами для нашего дома.
(Работа в группах)
(Дети прикрепляют на дом «кирпичики» со словами: понимание, уважение, доброта, помощь, любовь, доверие, забота, дружба, традиции)
- Вот мы построили ДОМ, в котором тепло.
(Психологический тренинг)
- Соберите в ладони своё т е п л о.
- Пусть его будет м н о г о.
- Почувствуйте э т о т е п л о.
- Поделитесь своим теплом друг с другом. ( Дети прислоняются ладонями друг к другу).
Но не всегда все бывает благополучно в семье. Порой набегают и тучи.
(Учитель прикрепляет на доску «тучи»)
- Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете? Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме? (Ответы детей)
- А теперь разгоним тучи над домом.
(Дети снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону. Надписи на тучах: лень, грубость, ложь, упрямство, вспыльчивость)
- Что же нужно делать, как себя вести, чтобы над домом не было таких туч? Давайте определим правила поведения в семье.
(После обсуждения учитель прикрепляет лучики с надписями: Уважать старших, помогать по дому, делать работу вместе, понимать друг друга, заботиться о ближних, делать приятное)
- Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом от вас самих и вашего поведения. Вот уже засияло солнышко.
(Учитель прикрепляет «солнце» над домом.)
- Мы построили дом. И нам весело. Давайте отдохнём и потанцуем. (Дети становятся в круг. Звучит музыка. Учитель называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, танец головы, танец плеч и т. д.) Дети стараются максимально использовать в танце названную часть тела)
- А сейчас заглянём в гости в ваши семьи.
(Ученики читают сочинения про свои семьи)
- У каждого в семье должны быть свои обязанности. А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?
(Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.)
- Давайте поиграем в игру – “Распределение обязанностей в семье”.
1 группа - мамы
2 группа - папы
3 группа - дети
Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-я группа и т.д.
Вопросы для игры:
1) Готовить обед.
2) Отремонтировать утюг.
3) Собирать портфель.
4) Мыть посуду.
5) Ухаживать за цветами.
6) Застилать постель.
7) Убирать квартиру.
8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.
9) Сделать покупки в магазине.
10) Заботиться друг о друге.
- Как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? Чем они отличаются?
- Да, семьи все разные, отличаются друг от друга обычаями, традициями. Большую роль в семьях играют традиции. Это то, что передается из поколения в поколение.
Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
• собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
• всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
• приглашать гостей и собирать застолье;
• собирать и хранить семейные фотографии;
• хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
• издавна на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
- А теперь я предлагаю всем нам послушать о традициях вашей семьи.
(сообщения учащихся)
- Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной.
- Вы вместе с родителями создали своё генеалогическое дерево, рассказывали о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться.
(показ стенда)
- У каждого из нас в семье есть вещи, предметы, которые дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Многие принесли экспонаты для нашей выставки “Семейные реликвии”. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло. Сейчас ребята расскажут нам о них.
(Выступления детей)
- На Руси к семье всегда относились с уважением. Поэтому семьи были большие и дружные. Вспомним хотя бы русские сказки, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. Перед вами лежат карточки со словами, из которых вы должны собрать пословицы.
(Работа в группах)
- Прочитаем пословицы и объясним их смысл:
1.Не нужен клад, когда в семье лад.
2.Вся семья вместе, так и душа на месте.
3. Один в поле не воин.
4. В родной семье и каша гуще.
(Дети читают стихотворения)
1.Папа в зеркало глядит: Свитер как на нем сидит? Мама ловит папин взгляд: Папа рад или не рад? Папа рад, и мама рада, Ну, а мне того и надо: Если в доме каждый рад, Значит, в доме мир да лад!
2. Мама на папу глядит, улыбается, Папа на маму глядит, улыбается, А день самый будний, не воскресенье, И за окошком – не солнце, а вьюга, Просто такое у них настроение, Просто они очень любят друг друга. От этой любви и легко, и светло. Мне с папой и мамой так повезло!
3.Мне бабушка сказку расскажет, И сделает сладкий пирог, И даст мне немножечко пряжи, Чтоб с кошкой побегать я мог! А дед мне подарит рубанок, Гвоздей принесёт, молоток, И будет готов спозаранок Скворечник у нас и совок!
4.А папа возьмёт на рыбалку, Расскажет о травах лесных… Мы рядом, немного вразвалку Пойдём мимо елей грибных. Грибов наберём на опушке, Затейливый корень найдём, В забытой лесничей избушке Мы чаю с малиной попьём…
5. А мама, склонясь над кроваткой, Спокойную песню споёт, На цыпочках выйдет украдкой И добрые сны позовёт! А в окна врывается ветер, Я думаю, долго не сплю: Ну чем мне на это ответить? Я просто их очень люблю!
- Как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей? -У нас с вами тоже школьная семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, понимание…
А для этого в нашей классной семье тоже надо жить по правилам.
- Какие надо соблюдать правила? (Помогать в трудную минуту, поддерживать в беде, во время болезни; делиться друг с другом печалями и радостями, самым необходимым, поздравлять друг друга с днем рождения; радоваться успехам друг друга, не обзывать и не обижать друг друга, уметь уступать; быть внимательными к другим)
4. Итог классного часа
- Наша встреча подходит к концу.
- Что же мы положим во вторую шкатулочку, чтобы наши семьи были для нас настоящим богатством? (Ответы детей)
- Пусть ваш дом всегда будет уютным, добрым, гостеприимным. Пусть всегда в нём будет любовь да совет. Потому, что в семье, где любовь и совет, нужды нет. И пусть всегда вы могли бы с гордостью сказать: "Моя семья - моё богатство".
Заключительная песня "Маленькая страна".
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.
Припев:
Маленькая страна - это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
- На память о нашей встрече мы хотим подарить нашим гостям сердечки с ромашками – это символ семьи и верности.