kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народные промыслы России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Издавна в нашей стране люди занимались художественными промыслами. Материалы использовались разнообразные: дерево, жесть, ткань, глина, береста, фарфор. Обычно изделия, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.                                                        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы России»

     Тематическое интерактивное

мероприятие «Путешествие в город ремесел»


Народные художественные промыслы — изделия, изготовленные при помощи простых подручных материалов и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен видами деятельности, где вещи, создаются руками при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно изделия, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.

Цель мероприятия: 

  • рассказать о народных ремеслах России (дымковская игрушка, хохломская и городецкая росписи, гжель);

  • обобщить знания учащихся о русских народных промыслах;

  • воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истокам;

  • Развивать творческую и познавательную активность.



Ведущий.

Издавна в нашей стране люди занимались художественными промыслами. Материалы использовались разнообразные: дерево, жесть, ткань, глина, береста, фарфор. Обычно изделия, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение. На уроках знакомились с известными ремеслами: городецкая роспись, дымковская игрушка, гжель, хохлома, жостовская роспись.

Ученица:

Здравствуйте, гости званные и желанные!

Милости просим на наше мероприятие!

Здравствуйте-здравствуйте!

Ребята молодые, веселые, удалые!

Почтенные и молодые!

Мы рады гостям, как добрым вестям!

Всех встречаем, всех приглашаем!



1 ученик

Почтенные друзья!
Пожалуйте сюда!
Выставьте свой товар
На наш шумный базар!

2 ученик:

Товар наш важный,
Похвалит его каждый!
Пожалуйте!
С молодца берем пятак,
А красным девицам дарим так.



Руководитель музея:

Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской красавицы.

Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок.
А внутри секреты есть:
Может – пять, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская/матрешка/

Ведущий:

Матрешка – настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка – с секретом! Внутри неё прячутся веселые сестрички.



Шли матрешка по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И ещё Матрешечка!



Руководитель музея:

Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся.

Они нам очень нравятся!



По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!



Рассказывает ученица:

В конце XIX века  по эскизу художника Сергея Васильевича Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

Песня «Матрешка»



Хохломская роспись или хохлома

1 ученик:

Низко кланяемся вам, дорогие гости!

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда?

Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

2 ученик:

Наш товар весь расписной,
Посмотрите, вот какой.
Весь хотим вам показать
И подробно описать.



Рассказывает ученик:

Хохломская роспись - алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески шёлковые всплески
Солнечно медовой золотой листвы

Руководитель музея:

Прекрасная осенняя пора…

Выглянет солнышко из-за темной тучки, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины.

Рассказывает ученица:

- Полюбуйтесь на эти чашки и ложки, вазы и подносы. Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с веселящим глаз затейливым узором мы привезли из большого торгового села Хохломы, что под Нижним Новгородом.



Руководитель музея:

- Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.

- Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.

- А узоры с лугов да лесов перенесены - травка да листочки, цветы да ягоды. Просто! А восхищениям да восторгам - конца нет.

На деревянных ложках мальчики исполняют русскую народную песню



Городецкая роспись



Руководитель музея:

На берегах реки Волги много разных поселений, где живут замечательные мастера, занимающиеся различными ремеслами. На весь мир славится городецкая роспись. По преданию, князь Юрий Долгорукий основал в 12 веке как сторожевую крепость.  

Городец стоял на бойком месте. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. Жители города славились как умелые плотники, резчики по дереву, строили корабли, щедро украшали резьбой и красивой росписью бытовую утварь.



Рассказывает ученица:

Сплошь в узорах и мебель, и прялки, и сани, дуги и другие домашние вещи. Мастерят деревянные игрушки, посуду. А как расписывают!



Рассказывает ученик:

Самое примечательное в росписи - это конь. Красивый гордый конь. Его рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены.



Рассказывает ученица:

Все окружено яркими сказочными цветами. Рисуют людей, диковинных птиц и зверей. Получается, будто мчатся кони в каких-то сказочных веселых садах. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.

       Рассказывает ученик:

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью  творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.



Рассказывает ученик:

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Выходят девочки с расписными кухонными  досками.

Частушки:

Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан.

До чего ж красивый он.

Три девицы молодые

Под розанами стоят.

"Где же хлопцы удалые?" -

Во все стороны глядят.

Вот по улочке Петруша

Едет на коне верхом.

Верный пес его послушный

Бежит вслед за женихом.

Желтый вечер, черный конь

И купавки, как огонь.

Птицы смотрят из ларца,

Чудо-роспись Городца!

ГЖЕЛЬ



Руководитель музея: Изделия с этой росписью создаются уже несколько веков в небольшой подмосковной деревне Гжель. Сейчас на заводе делают фарфоровые сервизы, люстры, бра, напольные вазы, изразцовые печи и различные игрушки.





1-й ученик: 

Подходи, честной народ!

Развлекайся, публика!

За погляд мы не берем

Ни гроша, ни бублика!

2 ученик:

Мы ребята удалые,

Мы ребята озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Мы гостей из Гжели ждем!



У ребят гжельские изделия.

Деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем,

Глину месим и поем.



И игрушки, и посуду

Прославлять и вам здесь будем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.



Небо гжельское такое

Лучезарно-голубое.

В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.



Ну а только лето будет

Голубица там и тут,

Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут.

(хором)

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару

Для продажи привезли.



- Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Мастера у нас - большие фантазеры. Какую посуду делают - глаза разбегаются!

«Сказочная Гжель» (танец или песня)



Дымковская игрушка





1 ученик:

Весь базар вы обойдете,
Лучше барынь не найдете.
Игрушки наши славятся,
Подходите поскорее, вам они понравятся.



Рассказывает ученица:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного.
А есть любовь людей.


В ней что-то есть от радуги.
От капельки росы
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.


Она гудит не прянично
Ликующе и празднично!
В ней молодость-изюминка.
В ней удаль и размах.



От дымковской игрушки
Идёт тепло и свет,
Будет жить десятки
И даже сотни лет.



Руководитель музея:



Как-то очень давно на лесном берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки дружно поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Отсюда и название Дымковская глиняная игрушка. Название слободы от особенностей здешней природы. Зимой, когда топят печь, и в пасмурные дни лета, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке.

Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.





Рассказывает ученик:



А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не для забавы детворы. В старину вятичи встречали Ярилу - бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе “Свистунья”.



Ведущий:

Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная.… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане “военную” хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой “Свистуньей”. И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

Рассказывает ученица:

Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника.

Ученик:

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа!

Щечки алые горят,

Удивительный наряд!

Ученица:

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву опустил.

Ученик:

Голосисты эти птицы,

И нарядны, словно ситцы.

Дымковский петушок!

На груди у него солнца кружок!

Вместе:

Мы игрушки знатные,

Нарядные да  ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!







ПЕСНЯ “Русский сувенир”

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.

Припев:

Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.

Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки - лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки
И Павловские все в цветах платки

Припев:

Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.

Синь озер голубых, белые снега
Подарила гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку всяк, и млад и стар.

Припев:

Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.

Ученик:     

Мир и радость Вам, живущие!

Не от ваших ли забот

Жизнь идёт, земля цветёт,

Существует в мире сущее.

Ученица:

Мир и радость вам, живущие!

Светит солнце ради вас.

И горят в вечерний час

Звёзды, свет на землю льющие!

Ученик:

Мир и радость вам, живущие!

Чьим трудом земля живёт.

Людям всем, без чьих забот

В мире тьма была бы тьмущая.

Вместе.         Мир и радость вам, живущие!





Учитель:

 Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомились с некоторыми из них.

На нашей  выставке вы  увидели чудесные товары разных городов. И узнали о чудо – мастерах и их чудесных традициях.

Хохлома, Дымка, Городец, Гжель… Это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.


Радостное красочное народное искусство помогает людям быть добрыми, внимательными к природе, животным, людям. 


Вот настал момент прощанья – 
Будет краткой моя речь: 
Говорю вам: «До свиданья, 
До счастливых новых встреч». 


Веселья вам да радости желаем! 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Народные промыслы России

Автор: Шмелёва Наталия Юрьевна

Дата: 21.05.2019

Номер свидетельства: 511730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Народные промыслы России".Разработка классного часа."
    ["seo_title"] => string(48) "narodnyiepromyslyrossiirazrabotkaklassnoghochasa"
    ["file_id"] => string(6) "300111"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456667045"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Народные промыслы России"
    ["seo_title"] => string(25) "narodnyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "248721"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446759498"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Проект календаря "Народные промыслы России""
    ["seo_title"] => string(45) "proiekt-kaliendaria-narodnyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "304621"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457768779"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Сувенир. Народные промыслы России."
    ["seo_title"] => string(34) "suvienir_narodnyie_promysly_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "419353"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496076031"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "конспект внеурочного занятия по теме "Народные промыслы России. Дымковская игрушка". "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-vnieurochnogho-zaniatiia-po-tiemie-narodnyie-promysly-rossii-dymkovskaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "122726"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414332054"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства