kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сувенир. Народные промыслы России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок поможет лучше познакомить учащихся с народными промыслами России, поможет привить любовь, любознательность к народным промыслам.Познакомит с историей народного промысла, понятием сувенир. В практической части учащимся предлагается выполнить из глины сувенир Барыня

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сувенир. Народные промыслы России.»

Тема урока: « Народные промыслы России. Сувенир».

( технология 7 класс)

Учитель технологии: Авдиенко Галина Георгиевна.

Цели урока:

Воспитание у детей интереса к народному творчеству, культуре и традициям России, создать организационные и методические условия для обеспечения глубокого изучения и усвоения краеведческого и этнографического материала об истории народных промыслов на Руси.

Развитие умения работать в группах, самостоятельно добывать информацию.

Используется мультимедийный проектор, компьютер

Словарь: Гончар – мастер, который работает с глиной.

Керамика - глиняная посуда.


Ход урока.

Орг. момент

1.Мотивация учащихся. Актуализация знаний.

Учитель:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества

Сегодня я приглашаю вас в « Страну мастеров». А что это за страна вы узнаете по ходу урока.

Посмотрите на стол ( стоят разные сувениры выполненные из глины: казак, казачка, графин в виде рыбы, расписная тарелка, барыня, лошадка) . Каким бы одним словом вы назвали все эти предметы?( дети отвечают… сувениры).

А что такое сувенир, дайте определение? Давайте посмотрим значение этого слова в словаре ( словари лежат на столах) и в интернете. Запишите определение в тетрадь. И так у нас появилось понятие народные промыслы. Найдите определение в интернете, что же это такое. Запишите определение в тетрадь. Как вы думаете, а как можно назвать тему нашего урока ( дети предлагают варианты). Тема нашего урока: «Народные промыслы России. Сувениры»

Ещё в древние времена люди заметили свойства глины, какая она мягкая, пластичная и податливая. Что хочешь из неё делай! И первыми изделиями из неё были сделаны горшки. Но они пропускали воду, трескались, ломались. Прошло много времени, может быть даже столетия, и люди додумались обжигать их на огне. Шли века, люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, вазы, чаши, игрушки. Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Красивая и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика. Фаянсовая посуда – из белой глины. А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Все эти виды керамики можно встретить в произведениях народных умельцев.

А сейчас я раздаю вам конверты, в которых разные изображения. ( Приложение 1.) Вам нужно сформировать группы с одинаковыми изображениями. И так у нас получились три группы.

Я предлагаю выбрать в них капитана, которые будут координировать работу в группах.

На ваших столах лежат файлы с материалом о народных промыслах России. Вам нужно определить, к какому народному промыслу относятся ваши изображения, рассказать о них.

На подготовку даётся 10 минут. Можно пользоваться презентациями в интернете.

Работа в группах и защита своих сувениров.

2.Сравнительная характеристика изделий разных регионов страны.

( Приложение 2)

  • Скажите, что общего в названиях изделий?

  • Почему именно в этих населённых пунктах стало развиваться гончарное дело?

  • Какие свойства имеет глина?

  • Когда возник этот вид промысла?

  • Что использовали при оформлении изделий?

  • А какие элементы росписи вы видите на игрушке? (зигзаг (ломаная линия), круг, ёлочка, клетка)

- Что же они означали? Что же хотели изобразить мастера на своих игрушках?

-Кто скажет, что мог обозначать круг? (солнышко)

-Что могла обозначать волнистая или ломаная линия? (воду)

-Что обозначала клетка? (поле)

Каждый символ передавал образ природы, которая окружала человека.

-А что же означает женская фигурка в игрушке?

3 .Практическая работа

( Приложение 3)

Объяснение порядка лепки игрушки

Девочки, с чего начнете лепить?

– Верно, с самого большого – с юбки барышни.

– Как разделить глину?

– Как будете лепить? (По частям или из целого куска.)

– Чтобы слепить куклу, надо поделить глину на два неравных куска.

Из большого куска сделать конус, отжать голову, шею и тонкое туловище, до талии, а затем работать над подолом платья (пустотой внутри).

Затем начинаем работать с остаточным куском глины. Делим его на три части. Из двух частей лепим руки и присоединяем из остальной детали одежды и украшений.

- Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Говорят: «Глиняная игрушка рождается три раза».

         Первый раз она рождается, когда ее лепят из глины.

        Второй раз – когда её обжигают.    

        Третий раз рождается, когда её отбеливают и раскрашивают.

- Перед тем как приступить к лепке игрушки, давайте скажем, какие правила работы с глиной будем выполнять?

1. Правила работы с глиной.

Лепку выполняй на подкладной доске, не клади глину на парту.

Приготовь баночку с водой.

Глина должна быть без примесей, без комочков.

Не бросай остатки глины на пол.

Работать нужно в специальном фартуке.

Используй инструменты, стеки.

Убери рабочее место, вымой руки с мылом.

(Подготовка к практической работе)

- Надеваем  фартуки и занимаем места для практической работы.

2. Лепка игрушки

- Работу выполняем в соответствии с планом, который мы составили.

4.Рефлексия

Спасибо вам, девочки, за внимание, за старание! Что вам понравилось? Что нового вы для себя узнали?

5.Подведение итогов.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Сравнительная характеристика народных промыслов России.

Название промысла, место возникновения

Технологические свойства и особенности изделия

Изображение

Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, от матери к дочери используя местное сырьё глину, которой было много в округе

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную

Семикаракорская керамика .

Изготовление керамики существовало на данной территории с момента расселения в степи человека – с энеолита, переходного периода между поздним каменным и ранним бронзовым веком (IV т. до н.э.).

Промысел берет свое начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской,

на основе местного сырья – глин и суглинков четвертичного периода, слагающих грунты на территории района. Керамическое производство, близкое к современному, возникает примерно во второй половине ХIХ в. и первоначально связано с пришлым населением

Оригинальное художественное направление Семикаракорского фаянса.

– это полихромная мазковая подглазурная роспись с использованием букетно – растительного орнамента с акцентом на более крупном центральном цветке, сюжетные композиции в стиле русских лубочных картинок, использующие фольклорные казачьи мотивы, стилизованные донские пейзажи с применением солей металлов в росписи.




Романовская игрушка получила свое название от одноименного села, расположенного недалеко от Липецка. Позднее село поделилось на части и та часть, к которой относят романовскую игрушку, стала называться село Троицкое. Романово возникло еще в XVI веке, бояре Романовы образовали здесь поселение для своих крестьян

Окрестности были полны залежами глины (черной, белой, красной, желтой), что способствовало возникновению и развитию гончарного промысла среди местного населения. Крестьяне делали из глины посуду и игрушки-свистульки, часть для себя, а часть продавали. Игрушку по местности назвали "романовской".


Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла.





'Филимо́новская игру́шка' — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду.

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.







ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Технологическая карта изготовления сувенира «БАРЫНЯ"

1.Размять глину. Поделить глину на два неравных куска.


2.Из большого куска сделать конус, отжать голову, шею и тонкое туловище, до талии, а затем работать над подолом платья (пустотой внутри).


3. Затем начинаем работать с остаточным куском глины. Делим его на три части. Из двух частей лепим руки и присоединяем из остальной детали одежды и украшений. Слепить оборочку на юбке и волосы. Прилепить оборочку и

волосы, соединить руки с туловищем (руки впереди на животе).

Слепить муфту, воротник и шляпу.

Для лучшего соединения части соединяются при помощи воды.


4. Изделия сушится.


5. Раскрашивается красками






ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сувенир. Народные промыслы России.

Автор: Авдиенко Галина Георгиевна

Дата: 29.05.2017

Номер свидетельства: 419353

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Сценарий праздника в 3 классе "Народные промыслы России" "
    ["seo_title"] => string(58) "stsienarii-prazdnika-v-3-klassie-narodnyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "193235"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427616449"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Ярмарка народных промыслов» "
    ["seo_title"] => string(129) "mietodichieskaia-razrabotka-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-v-sriedniei-ghruppie-iarmarka-narodnykh-promyslov"
    ["file_id"] => string(6) "176651"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424449959"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному искусству «Ярмарка народных промыслов» "
    ["seo_title"] => string(104) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-po-diekorativno-prikladnomu-iskusstvu-iarmarka-narodnykh-promyslov"
    ["file_id"] => string(6) "176664"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424451040"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""Праздник о народных промыслах""
    ["seo_title"] => string(28) "prazdnikonarodnykhpromyslakh"
    ["file_id"] => string(6) "304526"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457734249"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Внеклассное занятие "Русский сувенир-матрешка" "
    ["seo_title"] => string(51) "vnieklassnoie-zaniatiie-russkii-suvienir-matrieshka"
    ["file_id"] => string(6) "155868"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421333811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства