Просмотр содержимого документа
«"Нам дороги Ваши имена!"»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С КРАЕВЕДЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ.
Тема: «Нам дороги Ваши имена».
Цели:
Образовательная – формирование представления об освоении космического пространства человеком;
Развивающая – формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры;
Воспитывающая – формирование эмоционально – положительного взгляда на мир, формирование нравственных качеств;
Культурологическая – развитие представлений о науке и технике.
Задачи:
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родному краю.
Познакомить с первопроходцами, учёными, покорившими воздушное пространство.
Пробуждать в детях добрые качества: доброту, отзывчивость, взаимопомощь, ответственность, умение радоваться за других, поддержку, мужество, смелость, отвагу, терпение.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, иллюстрации по теме урока, альбомные листы, геометрический материал для аппликации.
Ход занятия
Слайд 1. На экране тема «Нам дороги Ваши имена»
Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята! Рада встречи с вами. Меня зовут Татьяна Егоровна. А с вами мы познакомимся во время нашего общения. Пусть наша встреча будет успешной и порадует всех нас.
Слайд 2. Скамейка в парке.
II . Основная часть.
- Ребята, я вам предлагаю сегодня совершить прогулку по нашему городу. Начнём мы её с парка, где стоит необычная скамейка и путники, желающие отдохнуть, часто садились на неё. И вдруг, скамейка открыла глаза и заговорила с нами.
- Здравствуйте! – сказала она. Я рада видеть Вас! Уже много лет я здесь стою и не с кем мне поговорить. Я так рада, что вы сегодня оказались здесь. Сколько много людей побывало в этом парке!
- Да, да, я много видела. Вот, помнится мне, гулял тут по парку один учёный, умно так говорил, рассуждал о каком-то космосе, о ракетах, о космонавтах. Очень хороший человек и добрый такой, всё заботился о безопасности полёта. Я только потом поняла, о чём он говорил и какое важное дело сделал. У меня даже стихотворение родилось. Вот послушайте какое.
Слайд 3. Анимация звёздного неба
Стихотворение
В устах учёных, много лет жила мечта заветная
Взлететь при помощи ракет в пространство межпланетное.
И вот летит ракета ввысь, в гостях мы побываем
У тех героев, что звались учёными родного края.
Слайд 4. На экране тема «Нам дороги Ваши имена»
- Скажите, ребята, в честь кого был назван наш город? (В честь академика С.П.Королёва)
Слайд 5. С.П.Королёв
- Что вы о нём знаете? (Ответы детей)
Историческая справка.
С.П.Королёв родился 12 января 1907 года в городе Житомире в семье учителя. Жизнь Сергея Павловича была очень трудной, полной испытаний с раннего детства. В 3 года его отправили к бабушке с дедушкой в город Нежин. Не видя родителей, маленький Серёжа скучал и тосковал о них. Свои чувства учился сдерживать и не показывать их. Всегда был жизнерадостным и счастливым. Будущий учёный прожил тяжёлую жизнь. Он испытал страдания, голод, нужду. Но не смотря ни на что всегда старался помогать людям, заботился о них, поддерживал во всём. Когда был голод и нечего было есть, последним кусочком хлеба делился с ближним.
С.П.Королёв был очень трудолюбивым и настойчивым человеком. Он много учился. Мог работать целыми сутками в тяжёлых условиях. Спал мало, старался поскорее воплотить свою мечту, приблизиться к звёздам. И ему это блестяще удалось!
Королёвым был создан Реактивный научно – исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов.
Под его руководством здесь строились мощные ракеты для запуска искусственных спутников. 4 октября 1957 года произошло событие, которое потрясло весь мир. Был запущен первый искусственный спутник Земли.
Слайд 7. Первый искусственный спутник Земли
Это было первое, сотворённое человеком тело, которое не упало на Землю, а стало вращаться вокруг неё. Все радио и телекомпании мира прервали свои передачи, чтобы услышать его сигналы, летящие из далёкого космоса на Землю! С тех пор русское слово «Спутник» вошло в словари многих народов.
Под руководством С.П.Королёва были созданы космические корабли «Восток» и «Восход», на котором впервые в истории человечества был совершён полёт в космос с человеком на борту и был осуществлён выход в открытый космос.
Слайд 8. Выход человека в космос
В нашем городе стоит памятник С.П. Королёву, у которого всегда лежат цветы, в память о дорогом сердцу человеке!
Слайд 9. Памятник С.П. Королёву
- Ребята, как вы думаете, какие качество характера воспитывал в себе С.П.Королёв?
(На доске, по ходу беседы, появляются слова: доброта, сила воли, трудолюбие, настойчивость)
- А вы хотели бы быть хоть немного похожими на Сергея Павловича Королёва?
- Поднимите руки, кто в себе воспитывает доброту, силу воли …..?
- Как вы это делаете?
Слайд 10. Скамейка в парке.
- Какие замечательные дети подрастают! – сказала скамейка. Смотрю на вас и радуюсь! Хочу рассказать вам, дети, ещё одну историю, которая потрясла весь мир. Дело было 12 апреля 1961 года. Народу собралось в парке видимо – невидимо и все говорили о человеке, который стал первым космонавтом Земли.
- Ребята, вы мне не подскажите его имя? (Ю.А.Гагарин)
Слайд 11. Ю.А.Гагарин
- Что вы можете рассказать о нём? (ответы детей)
Правильно! Самого первого космонавта Земли звали Юрий Алексеевич Гагарин. Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса. Она показалась ему прекрасной! Вспоминаются строки:
На космическом корабле, он летел в межпланетной мгле,
Совершив вокруг Земли виток. А корабль назывался «Восток».
Его знает и любит каждый, был он юный, сильный, отважный,
Помним взгляд его добрый с прищуром. Звали его Гагарин Юра.
Как же простой русский паренёк стал космонавтом? – спросите вы?
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года на Смоленщине. В 1941 году мальчик поступил в школу, но Великая Отечественная война прервала его учёбу.
После войны Гагарины поселились в городе Гжатске. Семья была дружная, трудолюбивая. Юра отлично учился, был способным, старательным и исполнительным мальчиком. В юности он увлекался спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолётов, прыгал с парашютом.
Слайд 12. Гагарин на тренировках.
Он закончил авиационное училище и стал военным лётчиком. Уже в это время Юрий мечтал о полётах в космос. Когда он узнал, что создаётся отряд космонавтов, то написал заявление с просьбой принять его. Скоро Юрий Гагарин был принят в отряд космонавтов. Начались долгие и трудные тренировки.
Песня с клипом «Нежность»
-Как вы думаете, какие качества тренировал в себе Ю.А.Гагарин?
(На доске, по ходу беседы, появляются слова: мужество, смелость, отвага, терпение, ответственность).
Ю.А.Гагарин принёс славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие, ребята можем гордиться им. В нашем городе в 2017 году на площади перед ЦДК «Калинина» открыт памятник С.П.Королёву и Ю.А.Гагарину сидящими на скамейке и беседующими о важном!
Слайд 13. Физкультминутка
III. Физкультминутка.
Раз – руки в стороны
Два – руки вверх
Три – руки перед собой
Четыре – руки в стороны
Пять – руки согнуть в локтях
Каждый хочет сильным стать – повороты туловища вправо-влево
Покорить просторы спорта
Смелым, быстрым стать и ловким – маршируют на месте.
Силу воли воспитать, чтобы нам отважным стать – прыжки с переходом на шаг
Но сначала мы должны изучить науки в школе – останавливаются, соединяют ладошки вместе
Трудности преодолеть – вытирают лоб
Не лениться, не грустить – улыбаются друг другу
А с науками дружить – соединяют две ладошки.
IV. Продолжение основной части.
Слайд 14. Освоение космоса
Ребята, за 30 лет космической эры было запущено более 3000 искусственных спутников Земли, с помощью которых можно предсказать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь. Учёные создали и такие космические аппараты, которые совершают дальние полёты без участия людей. Обычно их называют автоматическими станциями. Такие станции исследуют Луну, Марс, Венеру, Меркурий и другие планеты.
В нашем городе Королёве находится Центр управления полётами. С помощью его осуществляется связь с множеством космических аппаратов находящихся вне Земли. Мечты С.П.Королёва и Ю.А.Гагарина, о завоевании космоса ежедневно воплощаются в жизнь!
Слайд 15. Ракета – монумент
При въезде в город Королёв установлен монумент «Ракета». Автором проекта этого монумента является Лев Иванович Манёнок. Монумент с моделью ракеты Р–2 был установлен в честь 40 – летия запуска первого искусственного спутника Земли. Эта ракета была создана генеральным конструктором С.П.Королёвым.
- Ребята, я вам предлагаю сейчас выполнить аппликацию, на которой будет изображена ракета, устремлённая к солнцу. А на каждом лучике солнышка, вы напишите те качества характера, которые вы для себя выбрали.
V. Практическая работа.
Слайд 16. Звёздное небо и ракета
(Ребята выполняют аппликацию под руководством учителя)
VI. Заключительная часть. Подведение итогов.
Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Дети встают и показывают свои работы)
Слайд 17. Скамейка в парке.
Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились сегодня! – говорит скамейка. Но главные труды у вас ещё впереди. Старайтесь быть лучше с каждым днём! Аппликацию оставьте себе на память, как напоминание о том, к чему надо стремиться. Я много лет здесь стою и вот что заметила. Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для окружающих вас людей – если вы вырастите здоровыми, добрыми, отзывчивыми, отважными, мужественными людьми. Желаю всем, где бы вы не находились, всегда нести радость и любовь людям, как это делали дорогие нам и нашей родной земле люди, которым мы посвятили нашу встречу!