Основной этап | Звучит песня «Вперед, Россия!» Олег Газманов Учитель приветствует обучающихся и гостей. -Дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. - А начну я его с вопроса, кто хотя бы раз задумывался над вопросом «Кто я?» -Кем мы является в повседневной жизни? -Но самое главное вы не назвали. - Послушаем стихотворение «Необычный пешеход» 1 ученик рассказывает стихотворение -Вы прослушали стихотворение, не зависимо сколько нам лет, от времени суток и социального статуса, мы всегда являемся? -Верно, ребята, сегодня у нас очень важное для каждого из нас мероприятие, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательными активными, и что бы каждый из вас открыл для себя что – то новое и интересное. -Подумайте, какая будет тема нашего занятия: -Какой будет цель нашего занятия? - Чтобы меропритие было продуктивным, необходимо работать по плану. -Но пункты планы перепутаны. Расставим их в правильном порядке. План: 1.Права и обязанности гражданина РФ. 2.Символы России. -Все согласны? -Ребята, а кто такой гражданин России? Порассуждайте, как вы понимаете и думаете. Выберите правильный ответ: Гражданин – это лицо, наделенное правами и обязанностями, проживающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Гражданин – это лицо, наделенное правами и обязанностями, проживающее в соответствии со здоровым смыслом. Гражданин – это лицо, наделенное правами и обязанностями, проживающее по своему усмотрению. - Верно, ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? -Я предлагаю поработать вам в парах. Отразите на отдельных листах на парте ваши представления о гражданине, о тех качествах, которыми он должен обладать. Но перед работой , давайте вспомним правила работы в паре. – Что такое Родина? Что для вас означает малая Родина? -Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. -Прошу рассказать, что для вас является Родиной? Ученики рассказывают стихотворения. -А раз вы являетесь гражданами России, вы должны знать символику своей страны. Давайте вспомним основные символы нашего государства. 1.У него названий много: Триколор, трёхцветный стяг- С ветром гонит прочь тревоги Бело-сине-красный… - А вы знаете, что означают цвета нашего флага? - Красный цвет означает мужество и отвагу. - Синий цвет - верность и правдивость. - Белый цвет – мир, частоту и справедливость. Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах. - В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации. 2.Есть мелодия одна, Ей подвластна вся страна. Гражданин, отбросив всё, Стоя слушает её. -Гимн – это один из официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом. -Во время официального исполнения гимна России нельзя сидеть или лежать. Нужно слушать или петь государственный гимн стоя. Мальчики во время исполнения гимна обязательно должны снять головные уборы, а девочки могут оставаться в шапочках или платках. А теперь, придерживаясь прослушанных правил, давайте прослушаем гимн! Видеофрагмент ГИМН Российской Федерации. - 3.Он дополняет гимн и флаг, Любой страны то главный знак. У России он особый, Ты назвать его попробуй. -Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду. Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. - У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. -Какой самый главный документ для гражданина РФ? В каком документе прописаны права и обязанности гражданина? - Каждый гражданин РФ имеет права и обязанности, закреплённые в Конституции РФ. Видеофрагмент «Права и обязанности граждан Российской Федерации» - Какими правами обладает каждый из вас? - Какие обязанности есть у каждого из вас? - Какой праздник мы отмечаем 12 декабря? 12 декабря – день Конституции – один из главных праздников России. -А сейчас немного окунемся в мир сказок. «Права героев сказок» 1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? 2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? 3.У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? 4. Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? 5. Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? 6. Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? -Сейчас посмотрим, как вы понимаете права гражданина РФ. - Перед вами различные права. Ваша задача убрать лишнее, по вашему мнению и обосновать свой ответ. Карточка (Право на образование. Право на безопасность и защиту. Право на драки. Право на отдых. Право обратиться к учителю за помощью. Право на разговоры на уроке. Право на удовлетворение своих потребностей по физической культуре и спорту. Право на участие в школьных мероприятиях. Право на наказание.) -Ребята, скажите, а человек только правами обладает? А какими обязанностями обладают школьники? -Итак, ребята, вы как полноправные члены нашего государства имеете право на отдых, досуг и культурную жизнь. Многие из вас реализуют это право, занимаясь в различных кружках. -К нам из глубины веков пришли мудрые слова пословиц, в которых выражается отношение человека к Родине. Какие пословицы про Родину вы знаете? -Сейчас вы разделитесь на 4 группы, чтобы выполнить следующее задание. Игра «Собери пословицу» -Сейчас наша Родина – Россия – большая, великая страна. Откуда произошло слово Родина? -С чего начинается Родина? -Что нас объединяет? - Считаете ли вы класс второй семьей? - Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины. - Давайте познакомимся с ними. 1. Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив. 2. Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. 3. Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах. 4. Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них! 5. Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других! 6. Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве. | Приветствуют учителя Учащиеся отвечают на вопросы учителя 1 ученик: Кто по улице идёт? Необычный пешеход. У него пятьсот имён: На заводе слесарь он, В яслях – он родитель, В кинотеатре – зритель, А пришёл на стадион – И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он – мечтатель в дни весны, Он – защитник в дни войны. И всегда, везде и всюду – ГРАЖДАНИН своей страны! (Р. Сеф) -Гражданином своей страны. -«Я – гражданин России!» -Узнать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности. -Гражданин – это лицо, наделенное правами и обязанностями, проживающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Учащиеся работают в парах. Гражданин – это житель страны, который признает ее законы, он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Гражданин старается сделать свою страну сильной и богатой. У него есть обязанности. А Родина защищает его права. Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Ученик 1. Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Ученик 2. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Ученик 3. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём. -Флаг -Да\Нет -Гимн -Герб -Конституция РФ. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. -Лягушка-путешественница, Старик-Хотабыч, Элли из Изумрудного города. -Дед из сказки “Репка”. -Золушка. -Волк по отношению к козлятам. -Волк- бабушку и Красную шапочку. - Мышь-Дюймовочку -Прилежно учиться, выполнять правила школьников, бережно относиться к школьному имуществу, уважать права других. Собирают пословицы: Человек без Родины, что соловей без песни. Где кто родился, там и пригодился. Родина – мать, умей за неё постоять. На чужой стороне Родина милей вдвойне. -Общая земля, общая история, общие законы и тд. -Да |