Данное мероприятие нацелено уточнить и дополнить знания учащихся о понятии "Граждане России"; развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание; воспитывать любовь к Родине.
В ходе мероприятия используются элементы здоровьесберегающих технологий (рефлексия в конце занятия) и ИКТ (использование презентации с помощью проектора), выступление заранее подготовленных учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: предметы народного творчества, декорации русского быта, мультимедиа, символы государства, карта, копии свидетельств о рождении учеников.
Ход мероприятия:
Введение в тему.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов.
а) Послушайте стихотворение:
Прекрасно однажды в России родиться
Под утренний звон золотого овса!
Твоё появленье приветствуют птицы,
Сверкают, на солнце, искрясь, небеса.
Пока, озабочены снами твоими,
Ромашки гадают о новой судьбе
И ветром достойное ищется имя –
Кукушка пророчит бессмертье тебе.
Ещё и усы не подкручивал колос –
Уже для тебя начались чудеса:
Тебе ручеёк предлагает свой голос,
А лён зацветающий – дарит глаза,
Свой смех – колокольчик,
Роса – свои слёзы,
Причёску – густая, волнистая рожь,
И статность тебе обещает берёза:
Когда пожелаешь – тогда и возьмёшь.
Спешит к тебе каждый с особенным даром:
Бери, примеряй, запасайся, владей.
А плата… какая?
Расти благодарным
Да будь всюду верным России своей.
б) Дети исполняют русский народный танец.
в) Вступительная беседа с мультимедиа.
– Мы искренне и горячо любим свою Родину. Гордимся её великолепной природой, красивыми городами, трудолюбивым и талантливым народом.
– Как называется страна, в которой вы живёте? (Россия)
– Как в стародавние времена называли нашу Родину? (Русь)
– Что же означает слово «Русь»?
Слово «Русь» произошло от слова «Русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Часто Русью называли то место в доме, где светло, где пригревает солнышко.
Русь – светлое место.
Это страна солнца, добрых людей
– Кто может найти и показать Россию на карте?
– Что мы знаем о стране, в которой живём?
– Назовите крупные города России, а также большие реки, моря и озёра.
Желающий ответить поднимает руку и называет свой объект. Ассистент небольшим ярким магнитом фиксирует на карте местонахождение названного объекта.
– Молодцы! Хорошо поработали.
– От кого зависит благополучие страны? (от её жителей)
– Как называют жителей России? (россияне)
– Это люди одной национальности? (нет)
– Люди каких национальностей проживают в нашей стране? (русские, татары, украинцы и др.)
– Как жители влияют на благополучие страны? (живут в мире друг с другом, следят за экологией, за порядком, соблюдают законы, интеллектуально развиваются)
– Кто управляет нашим государством? (президент Путин В. В.)
– Какие отличительные знаки имеет государство? (герб, гимн, флаг)
– Что представляет герб России? (ответы детей)
–Послушаем Виолетту.
Сообщение информации о гербе.
Герб России представляет собой тёмно – красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства. Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.
– Что представляет собой флаг России? (ответы детей)
– Послушаем Славу.
Сообщение информации о флаге.
Флаг, как и герб, – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Флаг России состоит из трёх полос одинаковой ширины. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность,
красный – смелость и великодушие.
Флаг подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства.
– Что такое гимн, и в каких случаях его исполняют? (ответы детей)
– Послушаем Полину.
Сообщение информации о гимне.
Гимн – это торжественная песня, славящая кого-то.
Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях, например при награждении победителей международных соревнований. Гимн это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Этому соответствует мелодия «Россия – священная наша держава», написанная Александром Васильевичем Александровым. Такая музыка рождает гордость за свою страну. Слова для гимна написал Сергей Владимирович Михалков. В этих словах звучит идея – возрождение величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны.
Звучит гимн России. (все встают)
Сюжет, который близок учащимся.
– Ребята, являетесь ли вы гражданами России? (да)
– Когда вы ими стали? (когда родились)
– Человек становится гражданином, когда он рождается на свет. Одного факта рождения достаточно, чтобы получить все права, которые существуют в той или иной стране для гражданина соответствующего возраста.
Когда рождается человек, ему дают имя, которое записывают в специальный документ. Как он называется? («Свидетельство о рождении»)
Ассистент раздаёт копии свидетельств о рождении.
3. Обсуждение сюжета.
– Посмотрите в копии ваших свидетельств и скажите, какие ещё сведения занесены туда? (ответы детей)
– Когда вам необходим данный документ? (ответы детей)
– Какой ещё документ, удостоверяющий личность гражданина России, вы знаете? (паспорт)
Вы являетесь гражданами России по рождению, вы родились в России. Гражданство – принадлежность человека к конкретному государству. Но недостаточно быть просто носителем (хотя и вполне законным) полученных таким образом правомочий. Для истинно демократического государства важно, чтобы каждый человек выполнял свою гражданскую миссию.
– Что это значит? (ответы детей)
– Правильно, гражданин должен соблюдать законы своей страны и выполнять обязанности перед государством. Например, участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе.
Писатель Н. М. Карамзин считал, что долг гражданина – быть полезным, работать, служить Отечеству и быть хорошим семьянином.
– В чём ещё, по вашему мнению, заключается долг гражданина? (ответы детей)
– Как вы понимаете высказывание Карамзина: «Своевольная управа граждан есть во всяком случае великое бедствие для государства»?(ответы детей)
–Чтобы бедствия не случилось, граждане любого государства должны подчиняться закону.
Слово «закон» употребляется в разных значениях. В сказке Р. Киплинга «Маугли» мальчик, растущий среди волков, познаёт «закон джунглей», т. е. правила которым обязаны подчиняться все животные – обитатели джунглей.
Мать говорит провинившемуся сыну: «Запомни, так делать нельзя, это для тебя закон!» И это означает обязательное требование, которое нарушать нельзя.
– Что такое закон? (ответы детей)
–Послушаем Алёну.
Сообщение информации о законе.
В каждом государстве тоже существуют правила, они сформулированы от имени государства и записаны в государственных документах, главными из которых являются «законы».
Таким образом, «закон» – это важнейший государственный документ, в котором записаны правила жизни общества, являющиеся обязательными для всех граждан государства.
– Как называется главный закон государства? (Конституция)
Слово «конституция» происходит от латинского слова и означает «установление», «устройство».
Почти две тысячи назад в Римской империи правители этого государства – императоры – начинали с этого слова, составленные ими документы, определяющие порядок жизни граждан: «Я устанавливаю…» – и далее следовали указания, обращённые к гражданам Древнего Рима.
– Почему Конституция называется главным законом государства? (ответы детей)
– Послушаем Марка.
Сообщение информации о Конституции.
Конституция называется основным законом потому, что в ней записаны главные правила жизни граждан данного государства и определено его устройство.
Прежде чем принять конституцию государства, граждане обсуждают её проект, ведь этот документ касается всех, каждый гражданин должен знать Конституцию. Осенью 1993 года граждане России обсуждали проект Конституции самостоятельного государства – России. 12 декабря 1993 года прошло всенародное голосование (референдум) граждан Российской Федерации. Конституция была принята. Теперь это основной закон России.
Обобщение.
Рефлексия
– Подведём итог нашей беседы «Мы – граждане России».
Давайте сядем в круг и каждый скажет, что ему понравилось или запомнилось на сегодняшнем занятии. Говорить будем по очереди, передавая друг другу флажок.
– Спасибо большое всем. Мне тоже понравилась сегодняшняя беседа и ваше участие в ней.
Задание по подготовке к следующему занятию.
– Сегодня на занятии мы говорили о нашей большой Родине. А что можно назвать малой Родиной? (ответы детей)
– Правильно, молодцы! Об этом говорят строки известной песни:
«С чего начинается Родина?
– С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?»
Нарисуйте дома, что для вас является малой Родиной, потому что следующее занятие будет посвящено нам, как жителям Кубани, города Сочи, ученикам гимназии №44.