Классный час «Мы – дети Земли» в 4 классе.
Тема: Мы – дети Земли.
Ход классного часа.
I. Орг.момент.
(Слайд 1)
II. Устный журнал.
- Ребята, в последнее время мы часто слышим слово «экология». В энциклопедии «Я познаю мир» дано такое определение: «Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и средой, в которой они обитают». В переводе с греческого языка это слово означает «наука о доме, жилище».
- А что мы называем общим домом? (Природу, планету Земля).
- Верно. 22 апреля – праздник, который знают во всем мире – День Земли. (Слайд 2)
(Звучит стихотворение Р. Рождественского)
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощения
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
- Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть этой природы. (Слайд 3)
Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог».
- Какое влияние оказывает человек на живую природу?
(Страницы комментируют ученики, заранее подготовившие сообщения.)
«Почва». (Слайд 4)
Сообщение: Замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могут, а вот без плодородной почвы – нет. Мусорных свалок, массовой вырубки лесов не должно быть! Один сантиметр почвы образуется за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет! Мы должны беречь и охранять нашу почву. (Слайд 5)
- Ребята, а что должен делать человек, чтобы сохранить почву для потомков? Какие предложения вы могли бы внести по сохранению плодородных почв, если нельзя избежать нарушения? (Снимать аккуратно плодородный слой и перевозить в места, где почвы плодородны. Нужно восстанавливать слой почвы там, где ранее велись работы по добыче полезных ископаемых.)
«Вода». (Слайд 6)
- (Звучит стихотворение А.Плотникова «Черные пятна».)
Океан седой звенит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют черные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету –
Чёрные, сотрешь ли, человек?
- Ребята, почему океан «звенит набатно»? Что такое «набат»? (Набат – удары в колокол как сигнал тревоги. Люди загрязняют океан, он просит помощи.)
- О каком загрязнении идет речь в этом стихотворении? (Загрязнение нефтью.) (Слайд 7)
- А почему нефтяные загрязнения губительны для всего живого? (Нефть пленкой покрывает воду, перекрывая доступ кислорода для обитателей водоемов. Гибнет все живое.)
- Человек отходами загрязняет водоемы. Происходят экологические катастрофы. (Слайд 8)
- Фосфатные заводы в африканском городе Того сбрасывают ядовитые отходы в море. Это самый дешевый способ избавляться от вредных веществ, но как долго море сможет принимать смертельные яды?!
- 23 марта 1989 года на Аляске танкер, груженый нефтью, напоролся на рифы. Случилась экологическая катастрофа. Более 44 млн. тонн нефти вытекло в море. Погибли тысячи уток, крабов, рыб, медведей, орлов и других обитателей моря и суши. После очистки от нефти понадобиться не один десяток лет, чтобы акватория приобрела прежний вид. (Слайд 9)
- Что же должен делать человек, чтобы сохранить чистоту воды для потомков? Что вы можете предложить для сохранения мирового океана? (Не выбрасывать в воду отходы, нефть, ставить на предприятиях очистные сооружения, использовать воду экономно.)
«Растения и животные». (Слайд 10)
Ежегодно с лица Земли по вине человека исчезает одно животное, а ежедневно – одно растение. Ежеминутно на земном шаре вырубается 23 гектара леса. Редкие и исчезающие виды растений и представителей животного мира заносят в Красную книгу. (Слайд 11)
- В нашей области многие растения и животные охраняются государством. (Слайд 12)
Выдра (слайд 13)
Длина тела 70—90 см, хвоста — 40—50 см, вес 6—10 кг. Голова относительно небольшая, плавно переходит в длинную толстую шею. Ушные раковины малы, едва выступают из меха. Уши и ноздри снабжены особыми клапанами, закрывающими их при погружении в воду. Хвост сильный, толстый у основания, суживающийся к концу, покрыт короткими волосами. Лапы укороченные, пятипалые, пальцы по всей длине соединены широкой плавательной перепонкой. Подошвы голые. Мех прилегающий, короткий.
Кабарга (слайд 14)
Длина тела до 1 м, хвоста — 4—6 см, высота в холке до 70 см; масса — 11—18 кг. Задние ноги непропорционально длинные, поэтому у стоящей кабарги крестец на 5—10 см выше холки. Хвост короткий. Рога отсутствуют. У самцов — длинные изогнутые клыки, выступающие из—под верхней губы на 7—9 см; выполняют роль турнирного оружия. У них также имеется брюшная железа, вырабатывающая мускус. Шерсть у кабарги густая и длинная, но ломкая. Окраска бурая или коричневая. У молодых животных на боках и по спине разбросаны нечёткие светло—серые пятна.
Норка (слайд 15)
Этот хищный зверек размерами примерно с соболя. Тело у него длинное, гибкое, лапки с плавательными перепонками, хвост большой. Летний мех короткий, грубоватый и неплотный, но к зиме он становится пышным, густым и блестящим. Окраска темно-коричневая, ровная, лишь на нижней губе (изредка по всему брюшку и шее) разбросаны небольшие белоснежные пятна. Самцы крупнее самок, они весят от 600 до 1500 граммов при длине тела в среднем около 40 см. Вес самки – от 400 до 750 граммов, а длина тела-31- 37 сантиметров. Норка в нормальном состоянии очень жирна, особенно осенью и в начале зимы.
Черный аист (слайд 16)
Крупная птица (размах крыльев более полутора метров). Окраска контрастная: верх черный с зеленоватым отливом, брюхо белое. Клюв, ноги и кольцо вокруг глаз красные. У молодых птиц клюв черный, ноги зеленоватые.
Венерин башмачок (слайд 17)
Растет в светлых лесах и на вырубках по всей Восточной Сибири, но не часто. Растение очень декоративно, поэтому в период цветения его часто собирают в букеты, вырывая вместе с корневищем, что привело к сокращению его ареала. В настоящее время повсеместно нуждается в охране, и сбор его для букетов и других целей, особенно с частью корневища, совершенно недопустим. Цветет в июне.
Купальница (слайд 18)
Происхождение научного названия рода точно неизвестно. Возможно, латинское название произошло от немецкого Trollblume, что можно перевести как «Цветок троллей». Согласно германским и скандинавским легендам, это растение считалось любимым цветком троллей.
Принятое в наши дни русское название цветка «Купальница» имеет старинное происхождение. Не исключено, что название связанно со временем массового цветения, которое приходится на 6 июля. Этот день называли Аграфена-купальница и с этого дня было принято начинать купание в реках и озёрах. Примерно в это время в старину отмечали другой языческий праздник — день Ивана Купалы.
В любом случае, по совпадению или нет, русское название рода отражает «любовь» растения к воде — к влажным местам обитания.
-Несколько интересных фактов о растениях и животных Кузбасса (слайд 19)
- Самый крупный в Кузбассе медведь весит 500 кг и ростом около 3м.
- Самые воинственные из насекомых Кузбасса – рыжие муравьи. За день обитатели 1 муравейника уничтожают от 20 до 100 тысяч насекомых.
- Самой крупной кошкой, весом до 30 кг, является рысь. Зверь в нашей области крайне редок, всего 300 особей.
- Самую огромную пользу приносят божьи коровки, которые питаются тлёй и другими паразитами.
- Самый долгожитель из кустарников – черника. Она растёт до 300 лет.
- Самыми чистыми являются сосновые боры, которые считаются фабрикой кислорода. 1 га бора выделяет за год до 30 т кислорода.
- А как вы думаете, каким образом человек мог бы сохранить исчезающие виды? Что вы можете предложить для этого? (Создавать заповедники, оранжереи; не рвать растения в природе, не убивать животных.)
- Ребята, для охраны нашей природы в настоящее время создаются разные организации. Одна из самых крупных – «Гринпис». Активисты этой организации всегда готовы прийти природе на помощь. (Слайд 20)
- Активисты «Гринпис» пытаются помешать захоронению радиоактивных отходов в море, сжиганию отходов, борются за чистоту природы. Членам этой организации удалось добиться международного соглашения о запрете сжигания отходов.
III. Итог.
- Каждый человек, живущий на Земле, должен помнить, что все мы являемся частью природы. А в природе все взаимосвязано. (Слайд 21)
( Учащиеся читают стихотворение М. Дубина)
Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Немудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас.
- Посмотрите, у вас на столах лежат листочки бумаги. Обведите ваши ладошки и напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли». Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли.) (слайд 22)
- Итак, посмотрим, как же каждый из нас может сохранить Землю. (Чтение высказываний детей на коллаже.)
- Ребята, желаю вам быть внимательными друг к другу, животным, растениям, и тогда нам удастся сохранить нашу планету! На этом наш классный час окончен.