Мониторинг образовательного процесса в начальной школе
Мониторинг образовательного процесса в начальной школе
Выступление с данным сообщением на семинаре по теме "Мониторинг образовательного процесса в начальной школе" сопровождается презентацией. Представлены цели, задачи, измерительные инструменты мониторинга, как фиксируемая учителем информация даёт возможность пронаблюдать динамику развития УУД
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мониторинг образовательного процесса в начальной школе»
Слайд №1.
«Мониторинг образовательного процесса в начальной школе».
Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты.
Слайд №2.
К измерительным инструментам относятся:
- Мониторинг
- Контрольные срезы
- Психологическая диагностика
Слайд №3.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – ещё и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.
Слайд №4
Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Слайд №5
Задачи мониторинга
1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения начальной школе.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.
Слайд №6.
Главное средство контроля метапредметных и личностных результатов –специальные диагностические работы:
-задания по отдельным УУД;
- комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
В нашей школе учителя начальных классов используют специальные проверочные работы по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов для 1 – 4 классов, которые созданы в рамках Образовательной системы «Школа 2100» и выпущены издательством «Баласс» на бумажных носителях.
- Одна из работ (комплексная) включает задания на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
- Другая (интегрированная) строится на основе текста: она даёт возможностьпроверить умения чтения и работы с информацией, а также все три вида УУД (метапредметный результат).
Слайд №7.
Обработка результатов выполнения заданий осуществляется 2 раза в год (в конце первого и второго полугодия). Проверка работ проводится с помощью приложенных к каждому варианту верных ответов и ключей оценивания. Баллы, полученные учеником фиксируются по ФГОС в таблицы как: высокий уровень (80-100%), средний уровень(50-79) , низкий уровень(0-49)% в таблице. Таблицы образовательных результатов размещаются в электронном варианте и выглядят таким образом в 1 классе:
Слайды № 8-14
. Дальнейшая фиксируемая информация даёт возможность пронаблюдать динамику развития УУД не только на уровне класса, но и на уровне всей начальной школы.
Слайд №15.
Далее на основе данных мониторинга проводится целенаправленная работа по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребёнка. Частично эта работа отражена в портфолио, в дневниках. Выявлены группы по каждому умению, что помогло организовать групповую работу, дифферинцировать задания по содержанию или уровню сложности. К концу 2 класса познавательные результаты оказались достаточно высокими, но понизился уровень коммуникативных результатов, что ставит перед учителем уже другие задачи. Хочется отметить то, что для родителей на альтернативном сайте школы Образовательного портала есть страничка «ФГОС», на которой любой родитель может ознакомиться с мониторингом УУД (в виде общих таблиц и диаграмм) за 2013 – 2014 учебный год.
Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даёт педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования.
Профессиональные навыки работы с мониторингом – это развитие самого педагога, его мастерства, подтверждение им готовности и способности быть педагогом нового, ХХI века.