6
Родительское собрание
Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей
Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас. Надеюсь, что сегодняшняя встреча принесёт всем нам радость общения и заставит задуматься об очень важных вопросах воспитания детей.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Л. Н. Толстого:
« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Прежде чем начать разговор, я хотела бы провести небольшой тест. Прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, внимательно слушать меня и точно выполнять инструкции.
Попрошу Вас:
-закрыть глаза;
не открывая глаз, согнуть лист пополам;
не открывая глаз, согнуть еще раз пополам;
не открывая глаз, оторвать верхний правый угол;
не открывая глаз, оторвать нижний правый угол;
не открывая глаз, оторвать верхний левый угол.
Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, - это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные, но самые родные и любимые.
Работа в группах.
Представьте своего ребёнка, его лицо, глаза, улыбку.
Продолжите фразу: « Мой ребёнок лучший, потому что…»
(высказываются: группа1, группа 2, группа 3,группа 4, группа 5)
Действительно, для каждой мамы свой ребёнок в любом возрасте самый красивый, самый ласковый, самый родной, самый лучший. Родители мечтают о счастливом будущем своего малыша.
Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что ре- бёнок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а становилась с каждым годом еще лучше и богаче.
Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он будет обладать?
Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым, любящим. И никто из родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым.
От нас во многом зависит, каким человеком станет ребёнок.
Тема нашей беседы: Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей
Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Психологическое здоровье или нездоровье ребёнка связано с психологической атмосферой семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Ещё в древности один поэт сказал:
«Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит».
Совсем недавно я провела классный час, где дети рассуждали, что такое счастливая семья.
Послушайте высказывания детей.
(Ролик)
Семья – это замечательное слово, которое означает уют, тепло, поддержку близких. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Основным условием воспитания является личный пример родителей. Если ребёнок ежедневно видит в семье тёплые, заботливые, уважительные отношения, то он обязательно перенесёт их в свою жизнь. (Психологи считают, что ребёнка нужно обнимать не менее 12 раз в день.)
Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются:
стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу;
беседовать на интересующие всех темы;
вместе выполнять домашнюю работу;
подчеркивать достоинства и добрые дела каждого;
открытость семьи, гостеприимство.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, формированию чувства уверенности и защищённости, выработке у него положительных качеств, хорошего отношения к другим людям.
Портрет психологически здорового ребёнка:
обладает уверенностью, адекватной самооценкой;
способен к сопереживанию;
испытывает чувство привязанности, любви в ответ на аналогичные
чувства родителей;
Что считается неблагоприятным психологическим климатом в семье?
К сожалению, очень часто в 1 класс стали приходить дети педагогически запущенные, с больной нервной системой, которые хотят, но не умеют учиться, которые не хотят учиться, не умеют управлять собой. Почему так происходит? Причин много.
Назову некоторые:
слабое физическое развитие;
дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой);
частые конфликтные ситуации в семье;
пьющие родители;
неполные семьи;
и др. …
Во многих семьях родителям не хватает времени на общение с детьми.
(Ролик «Брошенные дети часто живут с родителями»)
Если взрослые члены семьи постоянно ссорятся, скандалят, испытывают тревожность, напряженность, отчуждение, то это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости. У малыша могут развиваться признаки стрессового состояния. Чтобы вовремя помочь своему ребёнку, надо их знать.
Работа в группах.Обсуждение.
-Давайте попытаемся определить признаки стрессового состояния ребёнка.
Трудности с засыпанием, неспокойный сон
Частая усталость
Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания)
Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности
Беспокойство, непоседливость
Частое проявление упрямства, капризов
Навязчивые привычки – сосание пальца, обгрызание ногтей, накручивание волос на палец
Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание
Стремление к уединению
Невротические проявления: моргание глазами, подергивание плеч, ног, дрожание рук
Дневное или ночное недержание мочи
Если Вы замечаете что-то из перечисленного у своего ребёнка, возможно, стоит обратиться к специалистам.
Давайте проверим, умеете ли Вы поставить себя на место ребёнка, взглянуть на происходящее его глазами, учесть его точку зрения?
Закончите предложения так, как, на ваш взгляд, закончил бы Ваш ребёнок:
«Мне бывает очень радостно, когда…»
«Я очень грущу, когда…»
«Мне бывает страшно, когда…»
«Я сержусь, когда…»
«Мне бывает стыдно, когда…»
Сравните Ваши ответы и ответы, данные вашими детьми (родителям раздаются анкеты детей).
Степень совпадения ответов будет говорить о Вашей способности взглянуть на происходящее глазами ребёнка, о понимании его эмоционального состояния.
Одним из главных условий полноценного развития ребёнка является психологическая защищённость- осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Взрослым следует научиться контролировать свои действия и поступки. Взвешивать каждое слово, научиться любить и понимать своих детей, и результаты не заставят себя долго ждать.
И пусть тот опыт, который вы сегодня приобрели, поможет вам в общении с детьми.
(Ролик «Заповеди для родителей»)
Спасибо за внимание!