Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока - праздника "Прощание с Азбукой" 1 классе.»
МКС(К)ОУ Варнавинская школа-интернат VIII вида Конспект урока - праздника "Прощание с Азбукой" в 1 классе Учитель начальных классов Селина Екатерина Леонидовна
Цели: • Закрепление материала, полученного на уроках русской грамоты. • Развитие мышления, внимания. • Создав атмосферу удивления, восторга, развивать коммуникативные способности. • Повышать интерес к языку и чтению. • Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.
Оборудование:
ТСО: мультимедийный проектор, экран для проектора, флешкарта с презентацией, запись песни « Прощай букварь», « 33 родных сестрицы»; музыкальный центр;
ободки с буквами, презентация стихотворения « Весёлая Азбука», для пьесы: костюм лисы, тетерева, зайцев, дерево, плакат с надписью, ёлка, дипломы, костюм букваря ( корона, мантия);
Оформление доски: шарики, цветы из картона, буквы ( прощай букварь), рисунок обложки букваря, плакат «С праздником букваря».
Ход мероприятия:
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые родители! Вот и подошел момент прощания с нашей первой учебной книгой. Кажется, еще вчера вы, ребята, переступили порог школы, пришли в первый класс. А сегодня, посмотрите, уважаемые родители, на своих детей - как они изменились, выросли, поумнели. Они многое узнали, многому научились. И помогла им в этом их первая учебная книга «Букварь».
Дорогие ребята, поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Но «Букварь» познакомил вас не только с буквами. Его страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.
Ведущий: Внимание! Внимание!. Мы начинаем наш праздник, посвящённой первой учебной книге – Букварю. За шесть месяцев обучения в школе наши первоклассники под руководством учителя, дорогих родителей, бабушек, дедушек научились читать, мыслить, расширили свой кругозор.
1.За окном снежинки вьются
Мы умнеем с каждым днем.
Нынче праздник в 1 классе –
День прощанья с Букварем.
2.Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас читать.
3. Вначале мы буквы читали чуть-чуть,
Теперь мы читаем страницы!
Спасибо хотим мы сказать букварю,
За то, что помог нам учиться!
Ведущий: Мы пригласили вас, дорогие гости, на праздник «Прощание с Букварем». У нас большая радость – все дети научились читать и прочли первую школьную книгу – букварь. Сегодня мы прощаемся с добрым другом.
4.Мы довольны, мы довольны,
Мы ни капли не устали.
Столько нового узнали!
Как садиться, как вставать,
Как с соседкой не болтать,
Как здороваться, прощаться,
Как с пеналом обращаться!
Как держать в покое руки –
Нет для нас трудней науки.
5. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
И БУКВАРЬ - для всех подарок –
Старшеклассники внесли.
6.Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
7.Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал…
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.
8.Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
9.Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья,
Ничего на свете нет!
10.Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать в полгода
Научила нас она!
Дети исполняют песню «Прощай, букварь!»
Мой букварь, мой друг надёжный, Расстаёмся мы теперь. В новый мир большой и сложный. Для меня открыл ты дверь. Расстаёмся с букварём, Песню мы о нём поём! (2 раза) Много радостных событий Ты мне щедро подарил. К миру радостных открытий Ты ступенькой послужил. Расстаёмся с букварём, Песню мы о нём поём! (2 раза) Раскрывал тебя как чудо, Наступил прощанья срок. Никогда я не забуду Первый твой большой урок. Расстаёмся с букварём, Песню мы о нём поём! (2 раза)
Ведущий: Праздник идет, а самого главного гостя нет. Кого, ребята? (букваря)
Давайте его позовем! (Букварь, мы ждем тебя!)
Не идет. А давайте позовем его по-другому. Пусть буквы встанут рядом так, чтобы получилось слово БУКВАРЬ.
(входит букварь)
БУКВАРЬ.Здравствуйте, дети!
Я – букварь. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда!
Ребята, поздравляю вас с первой школьной победой – окончанием букваря.
Желаю вам дальнейших успехов в учебе.
БУКВАРЬ. Буквы – значки, как бойцы на параде,
В четком равненье построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он – алфавит!
БУКВАРЬ. Буквы, по порядку, становись.
Ведущий: Стали буквы в чёткий строй,
Строй как строй, да не простой
Он зовётся азбукой.
Ведущий: Давайте все вместе послушаем песенку Бориса Заходера
( Дети с шапочками букв на голове, стоят в определённом порядке, подпевают песню, те буквы, о которых поётся в песне, поднимают руку.)
ПЕСЕНКА-АЗБУКА
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Ведущий:
Стали буквы в чёткий строй,
Строй как строй, да не простой
Он зовётся азбукой.
Азбука - старшая сестра букваря. Азбука - почему её так назвали ? Сейчас час мы называем в азбуке буквы «а,бэ, ве» , а раньше а «аз», б- «буки», в – «веди». Так и получилось- АЗБУКА.
Люди сочинили много пословиц об азбуке. Азбука к мудрости ступенька. Аз да буки – потом и науки. Трудно поверить что когда – то у нас не было печатных книг. Их переписывали от руки гусиными перьями на особом материале – пергаменте (кусочек телячье кожи ). Переписчик выводил каждую букву. Особенно красиво он вырисовывал заглавные буквы красной или золотой краской. Поэтому книги стоили очень дорого и купить могли их только богатые люди. Книгу хранили как ценную реликвию.
Впервые печатать книги на станке стал Иван Фёдоров. Его так и называют - первопечатник. Напечатал он свою первую книгу. Как вы думаете, какую? Конечно букварь. И было это 500 лет назад.
Сейчас вы учитесь по букварю, а раньше много лет назад ,у детей не было букваря, ни других учебников .И вот более 1000 лет назад два брата Кирилл и Мефодий создали первую азбуку – кириллицу. Наши буквы пишутся и произносятся очень похоже. По многим славянским землям прошли братья с азбукой. Сербские, украинские, белорусские, русские народы пользуются кириллицей. В центре Москвы, на площади установлен памятник первоучителям Кириллу и Мефодию, в руках у них священные книги.
Дети по очереди читают стихи про свою букву.
Стихотворение Самуила Яковлевича Маршака
«Веселая азбука. Про все на свете»
Рафик: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Гриб растет среди дорожки, -
Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка - тоже.
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
Звезды видели мы днем
За рекою, над Кремлем...
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Йод ребёнок знает каждый,
Йодом врач нам раны мажет.
Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Мёд в лесу медведь нашел, -
Мало мёду, много пчел.
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осел.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Роет землю серый крот -
Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон -
Стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой, -
То-то теплое местечко!
Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.
Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький зверек.
Цапля, важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несешь, как мяч!
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Мягкий знак живёт беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
А упрямый твёрдый знак
Кепку носит только так.
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву ы
Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.
Юнга - будущий матрос -
Южных рыбок нам привез.
Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.
Ведущий: Молодцы, ребята. Вы все хорошо знаете буквы и умеете читать, давайте сядем и посмотрим не большую пьесу.
Мини-пьеса “Лиса, тетерев и зайчата”
Действующие лица: лиса, тетерев Терентий, двое зайчат.
Оборудование: макет (ширма) дерева с дуплом, куст, плакат с надписью “Зайцы! Здесь ходит лиса!”.
(Тетерев сидит на дереве или аналогичном возвышении. Рядом висит плакат “Зайцы! Здесь ходит лиса”. Выбегают зайчата.)
ЗАЙЧАТА: Здравствуй, дядюшка Терентий!
ТЕРЕНТИЙ: Здравствуйте, зайчата. Что вы здесь делаете?
ЗАЙЧАТА: Играем.
ТЕРЕНТИЙ: А разве вы не видите плакат, который я написал для вас? Прочтите его.
ЗАЙЦЫ: А мы читать не умеем.
Мы не научились!
Мы пока только иностранные языки изучаем,
ТЕРЕНТИЙ: И какие же вы иностранные языки изучаете?
ЗАЙЦЫ: Я научился лаять по-собачьи: Гав! Гав!
- А я мяукать по-кошачьи: Мяу! Мяу!
ТЕРЕНТИЙ: Очень хорошо! Эти иностранные языки вам, может быть, очень пригодятся в жизни. Но всё-таки обязательно нужно научиться читать. Если бы вы умели читать, то прочитали бы на этом плакате “Зайцы! Здесь ходит лиса!”
(Зайцы испугано прижимаются друг к другу)
ТЕРЕНТИЙ: А вот и она сама, Зайчата, прячьтесь в кусты. (Зайцы прячутся за куст. Появляется лиса, замечает плакат)
ЛИСА: Опять, Терентий, ты здесь этот глупый плакат повесил! Безобразие! А зайцев ты здесь не видел? Такие маленькие, глупенькие, хорошенькие…
ТЕРЕНТИЙ: Нет, не видел.
ЛИСА: (показывая в сторону кустов) А что-то там вроде кусты шевелятся? Не они ли это? Посмотри, Терентий, тебе сверху всё видно…
ТЕРЕНТИЙ: Да, нет, там кажется собака, а за ней, похоже, охотник.