kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка родительского собрания " Тревожные дети"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с родителями,как помочь тревожным детям, советы,беседы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка родительского собрания " Тревожные дети"»

Родительское собрание по теме : "Как помочь тревожным детям ".

Цель: - рассказать родителям о видах и типах тревожности среди детей;

- выявить причины такого состояния у ребенка;

- дать рекомендации родителям в преодолении тревожности.

Ход:

Тревожные дети в школе и дома.

  В психологии  под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт. К сожалению, детей с высоким уровнем тревожности становится все больше и в силах окружающих взрослых ( родителей, педагогов) помочь таким ученикам.

 

                  Виды тревожности.

    Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от  близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

      Пример  Мама девочки (7 лет) жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора  речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.

    В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность  проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

 

         Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например,  после болезненной процедуры у врача  ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.

       Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиа перелетом или экзаменом.

        Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано  со школой. Он  боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая  тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования  и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений ( забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже, т.д.) Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности ,чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

 

                                             Типы тревожных детей

     Невротики.    Дети с соматическими проявлениями ( тики, заикания, энурез, т.д.)  Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

     Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается – становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе ( проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).        

     Таким детям необходимо  доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

     Застенчивые. Обычно это тихие  дети,  они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос ( даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично ( индивидуально).

    Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

   Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. М.б. проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти в таких детей область, которая им интересна ( динозавры, компьютер, т.д.) и через обсуждение, общение на эту тему  налаживать общение.

                   Характерные черты тревожных детей

  • После нескольких недель болезни  ребенок не хочет идти в школу

  • Ребенок по несколько раз перечитывает одни  и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь  от всего нового.

  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.

  • Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный ,он может «заразиться» тревожностью от близких.

  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность.

  • Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения.

  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

 

            Рекомендации для  родителей тревожных детей

                 Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

 

  • Необходимо  понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых  неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность  избежать еще больших неприятностей, т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ( «Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия  помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине – сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

  • Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание,  пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка -  предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности – поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, м.б. ребенок сам предложит сюжет   развитие событий, через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка , описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»

  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы ( «нет худа без добра») – ошибки в контрольной –это важный опыт, ты понять, что нужно повторить, на что обратить внимание.

  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

  • Учите ребенка ( и учитесь сами) расслабляться ( дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет, т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

  • У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

 

              Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми.

 

  • Особенности оценивания -  оценка д.б. содержательной с подробным объяснением причины; оценивается не вся деятельность ,а отдельные элементы.

  • Важна общая эмоциональная атмосфера в классе. Не секрет, что из года в год у одних педагогов количество тревожных детей стабильно высокое, а у других- низкое. Это показатель профессионализма педагога, успешности его воспитательной работы.

  • Упор на успешность

  • В классе важно поддерживать атмосферу принятия , безопасности, чтобы каждый тревожный ребенок чувствовал , что его ценят вне зависимости от поведения – всегда ищите, за что можно похвалить и подчеркивайте достоинства ребенка, обсуждая недостатки наедине.

  • Если ребенок отказывается выполнять задание ,говоря ,что не сможет справиться – попросите  его представить другого ребенка, который знает намного меньше и действительно не может выполнить это задание, пусть попробует изобразить такого ребенка. «А теперь представь и изобрази такого ребенка, который сумеет справиться с этим заданием – ты – такой ребенок».



Что делать, если ребенок боится родителей

Детские страхи – целая область в науке психологии. Они играют свою особенную роль в формировании личности, и часто остаются в памяти на многие годы. Но некоторые из них естественны и отвечают определенному этапу развития малыша, а другие связаны с проблемами воспитания и создания правильной атмосферы в семье. Так происходит, например, когда ребенок боится родителей.

Доверительная и теплая атмосфера внутри семьи – важнейший фактор гармоничного и полноценного развития малыша. К сожалению, не все мамы и папы понимают, что делают что-то не так, и спохватываются только тогда, когда осознают, что их ребенок боится реакции родителей. Почему так происходит, и как выйти из такой ситуации правильно?

Причины, почему ребенок боится родителей

«Моя дочь – нормальный, здоровый ребенок. Да, я порой ругаю ее за проступки, но не очень сурово. А вот муж ведет себя с ней более строго. Она боится его, я это вижу и ощущаю, но никак не могу переубедить мужа вести себя с дочкой мягче. А малышка упрямится и молчит, только слезы в глазах собираются. И чем дальше, тем жестче. Мне кажется, что они очень отдаляются друг от друга, но что делать?»



На заметку:

«Вчера я открыла для себя ужасную новость – мой сын меня боится! Он разбил мою любимую стеклянную шкатулку, и спрятал осколки под диван. А потом, когда все раскрылось, испугался и спрятался во дворе. Я не могла его найти четыре часа! И когда уже совсем извелась, он пришел заплаканный, и все говорил: «я больше не буду! Я не хотел!» Я словно прозрела. Почему ребенок так боится реакции родителей?»

Такие примеры не одиноки. Более того, порой мама даже не замечает, что ребенок боится родителей, а реакция на проступки, которые он пытался скрыть, стает еще жестче. Причина здесь кроется в отношении. В семьях, где родители – беспрекословный авторитет и последняя инстанция, где от детей требуют идеального поведения и послушания, такие случаи не редкость.

Каждый ребенок нуждается в поддержке родителей. Ему сложно самому пытаться что-либо сделать, ошибаться и разочаровываться. Если в вашей семье принято критиковать, указывать на недочеты, ругать детей за проступки и не слишком часто интересоваться их мыслями, будьте готовы к такому результату.

Что сделать, чтобы ребенок не боялся



Получив такой психологический сигнал, родителям стоит задуматься, как построить свои отношения с детьми теперь. Ведь чем сильнее страх, тем больше становится дистанция между вами, и со временем она может перерасти в настоящую пропасть. Чтобы возобновить доверие в семье, попробуйте изменить свой подход к воспитанию:

  • Чаще хвалите ребенка. Ему нужно ощущение поддержки и понимания;

  • Ругайте малыша за проступок один раз. Пользуйтесь правилом «проступок-наказание». После этого не возвращайтесь к проблеме, говорите только о хорошем;

  • Ребенок боится родителей тогда, когда чувствует себя очень плохим. Ему кажется, что мама такого его не любит, и малыш страдает от этого ощущения. Поэтому, нервничая из-за очередного проступка ребенка, подумайте, в первую очередь, о нем. Поговорите по душам, расскажите, как в свое время вы сами делали что-то похожее. Доверие – пугливый зверек, берегите его всеми силами




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка родительского собрания " Тревожные дети"

Автор: Наталья Николаевна Евлантьева

Дата: 12.07.2023

Номер свидетельства: 634848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Развитие творческой активности ребенка как основа предпосылок к успешной учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_rebenka_kak_osnova_predposylok_k_uspeshnoi_ucheb"
    ["file_id"] => string(6) "536378"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579422621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства