kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка литературного часа "Писатели о природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на уроках литературного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка литературного часа "Писатели о природе"»

Литературный час «Писатели о природе»

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в библиотечно-информационном центре нашего лицея. Сегодня мы проводим литературный час «Писатели о природе». Как вы думаете, о каких произведениях сегодня пойдет речь?

Ребята, вы, наверное, со мной согласитесь, что если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а только преумножит её богатства.

- И сегодня я хочу познакомить вас с известными писателями и их книгами о природе.

Виталий Валентинович Бианки


Родился писатель в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев.

Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей.


Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталик впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.


Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду. Разными были интересы, таким же — образование.

Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.


В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану. В 1917 переехал в Бийск, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее. В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени у него накопились «целые тома записок»


Первый опубликованный детский рассказ Бианки – «Чей нос лучше?» (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.


Бианки написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как

  • «Первая охота» (1923),

  • «Кто чем поет?» (1923),

  • «Как Муравьишка домой спешил» (1935),

  • Сказки зверолова (1937) и др.



Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения.

С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».



За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.


Растения и животные, леса и горы, моря, ветры, дожди, зори - весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами….

Есть люди, которые переводят на наш человеческий язык - язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной эти голоса.

Виталий Бианки




Николай Иванович Сладков


«Природа – это увлекательнейшая книга. Только начни её читать, не оторвёшься».


Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе.

С детства он любил и интересовался природой, много путешествовал. Н. Сладков отовсюду привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов.

Фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах. 

В них он говорил, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о её загадках, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира.

Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. 

……………………………………

Удивительную Зелёную страну населяют удивительные жители: в перьях, в шерсти, в чешуе! И удивительные там происходят события. Встречи там всегда неожиданны, голоса звучат неслыханные. Загадки там — на каждом шагу, а отгадки к ним вы можете найти в книгах Николая Сладкова. 


Константин Георгиевич Паустовский


Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве.


В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы.

За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга — это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», — говорил Паустовский. Он изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, на Балтике.


Но особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил.

Он очень любил природу, среди которой он жил, любил такие места, поэтому в его рассказах описывается красота русской земли.



Перу Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни.






Евгений Иванович Чарушин

Евгений Иванович Чарушин родился в городе Вятке. Замечательные там места, необыкновенная природа.


Всё началось с детства. Отец маленького Жени - Иван Аполлонович Чарушин - был архитектором и художником. Ватман, тушь, краски - все это нравилось мальчику.

Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал.

Отец Жени часто уезжал из дома и сына брал всегда с собой.

Они наблюдали восходы и заходы солнца, утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные.

Мама писателя – Любовь Александровна – садовод и огородник-любитель. Вместе с ней юный Чарушин часто ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали различные растения. И потом дома они превращались в чудо – сад.

Мама делала прямо чудеса. В холодной Вятке она выращивала под снегом тюльпаны и гиацинты, сажала в муравьиные кучи картофель, который вырастал с человеческую голову…

Мальчик принимал деятельное участие в маминой работе. Мать любила всё живое и передала эту любовь к сыну.


Сколько разных животных перебывало в их деревенском двухэтажном доме!

Вместе с мамой они лечили зверей, выкармливали коз, индюшат, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. Любовь к природе родители прививали сыну с детства: «Отец брал меня во все свои поездки. Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду.

И волки за нами гнались, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - всё это я с детства полюбил и пережил».

Мать учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…».

«Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов - любимое дело матери».


А ещё в доме жил Бобка - трёхногий калека-пёс, который был закадычным другом Чарушина. «Он лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал о своих детских огорчениях».


А когда он немножко подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать - рисовать.

Чарушин будто вырос с карандашом и кистью в руках.

Увлечения Е. Чарушина иногда доходило до смешного. «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа».

Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер.

Вот как говорил сам Евгений Иванович об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребёнок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон и т.д. Всё это надо наблюдать и почувствовать».

Лет в четырнадцать Чарушин со своими друзьями организовал союз поэтов и художников с веселым неуклюжим названием «Сопохуд» (Союз поэтов и художников).

Правда, с поэзией у него не заладилось.

Другое дело рисунки. А на рисунках его чаще всего были все те же собаки, медведи и прочие замечательные звери.

В доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы.

Очень рано почувствовал будущий писатель желание сохранить убегающий миг увиденного - на помощь пришло рисование...

«Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже» - говорил Чарушин.

Ничего удивительного не было в том, что, окончив школу, Евгений Чарушин поступил в Петербургскую Академию художеств, которую закончил в 1926г. по живописному факультету.

В годы войны Чарушин жил в родном Кирове. Рисовал плакаты, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.

А еще расписал один из детских садов города, превратив его в настоящее сказочное царство.

В 1945 году Евгений Иванович вернулся в Ленинград. И снова работал над книгами и рисунками.

Уже известный художник - иллюстратор он пробовал себя в скульптуре.

Ещё до войны Чарушин увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенное время делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы. В 1945 году Е. И. Чарушин получил звание Заслуженный деятель РСФСР.

«Чарушинский» фарфоровый заяц с морковкой был таким же теплым, мягким и как нарисованные «звери».

Чарушина влекло тогда многое: музыка и поэзия, театр и живопись. А за постоянную страсть к изобретательству друзья наградили молодого художника прозвищем «Евгеша-изобретатель».

Вместе с этими друзьями, Чарушин отправлялся в необыкновенные экзотические путешествия по Алтаю или просто на охоту, на рыбалку в недалекие леса.

И, конечно, рисовал. Одну работу приобрела даже Третьяковская галерея.

Е. Чарушин иллюстрирует книги других писателей. Одной из работ художника были иллюстрации к «Деткам в клетке» Маршака. За нее он получил Золотую медаль.

Вот в углу страницы притаился крохотный пушистый котенок. Спинка выгнута, хвост трубой, ушки торчком.

Так и хочется его погладить, провести ладонью по странице, по пушистой теплой шкурке.

Чтобы зверята получались такими же мохнатыми и пушистыми, как в жизни, Евгений Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина. Рисовать надо тычком жесткой полусухой кистью.

Особенно любил Евгений Чарушин звериных малышей, забавных и беспомощных.

Вот олененок – слабенький, беззащитный. Сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встает.

Но в некоторых зверятах художник подмечал будущих хищников, не всегда безобидных и безопасных.

Потом последовал ряд других, среди которых были две собственные книжки - картинки «Вольные птицы» и «Разные звери».

Его первой собственной книжкой со словами стал рассказ «Щур».

Чарушин стремился «понимать животное понимать его движения и мимику». И передавать это в рисунке и слове.

В его рассказах нет сказочного вымысла. Животные не делают того, что им не свойственно. Но книги от этого не становятся менее интересными.

Художник, который рисует животных, называется анималист.

Чарушин был прекрасным анималистом. Он, по сути, создал новый тип анималистической книги для детей - маленький рассказ о маленьком животном для маленьких детей.

Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры.

Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Много интересного о животных можно узнать из книг Е. Чарушина. Оказывается, звери и птицы учат своих детей «еду добывать», самые искусные звери – строители – это бобры и лисицы.

Да, у леса и его обитателей, зверей, птиц, насекомых, есть много секретов, и раскроет вам эти лесные секреты Евгений Иванович Чарушин.

Где бы он ни был, о чём бы ни писал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек - хозяин всей природы, тебе всё нужно знать. Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнай, больше умей. Для этого мы и существуем, что бы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

Е. Чарушин написал много рассказов для детей и нарисовал иллюстрации к этим рассказам.

Рассказанные истории – смешные и грустные, героические, забавные, поучительные, удивительные – пробуждают у нас первые глубокие чувства: внимание, участие, нежность, привязанность, заботу о слабых.

Чарушин призывает учиться понимать и ценить родную природу лесов и полей, бережно относиться к этому бесценному кладу, быть другом, а не властным хозяином природы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка литературного часа "Писатели о природе"

Автор: Корнющенкова Татьяна Александровна

Дата: 05.10.2018

Номер свидетельства: 479750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Доклад. "Коллективные ученические проекты". "
    ["seo_title"] => string(47) "doklad-kolliektivnyie-uchienichieskiie-proiekty"
    ["file_id"] => string(6) "140907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418037593"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект мероприятия "Чтение - вот лучшее учение" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-mieropriiatiia-chtieniie-vot-luchshieie-uchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "224334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438697127"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб чтецов" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-chtietsov"
    ["file_id"] => string(6) "146398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419171337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства