Методическая разработка классного часа "Хлеб - всему голова"
Методическая разработка классного часа "Хлеб - всему голова"
Данная разработка знакомит ребят с историей возникновения хлеба, расширяет представление о профессиях людей, которые выращиват хлеб. Воспитывает уважительное отношение к хлебу, любовь к родной земле.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Хлеб - всему голова"»
Методическая разработка
классного часа по теме «Хлеб – всему голова»
Берина Инесса Анатольевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 97»
г. Новокузнецк
Цели:
- познакомить с историей возникновения хлеба;
- расширить представление детей о профессиях людей, которые выращивают хлеб;
Задачи:
- воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду хлеборобов;
- воспитывать любовь к родной земле;
- углубить знания детей о пользе хлеба.
Оборудование:
- презентация о хлебе;
- карточки с пословицами для работы в группах
Ход:
I. Приветствие к гостям. (слайд 1)
II.Введение в тему занятия:
- Прочитайте строки на слайде: (слайд 2)
Хлеб-драгоценность, Им не сори… Хлеба к обеду в меру бери.
- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на классном часе? ( О хлебе)
а) Определение темы:
- Прочитайте тему (слайд 3)
Хлеб – всему голова.
б) Определение цели:
- Какие цели поставим на уроке? (слайд)
- узнать, как выращивают и производят хлеб;
- почему его так называют?
- как называются профессии людей, которые выращивают хлеб
- научиться бережному отношению к хлебу.
-Учитель:
- Правильно, ребята, сегодня мы будем говорить о хлебе. И это не случайно.
Иногда в коридоре или в урне можно увидеть недоеденную булочку или кусочек хлебушка, который валяется под ногами… Не задумываясь, мы можем просто пнуть или поддеть ногой хлебушек…К сожалению, такое случается.
Чтение отрывка из стихотворения (Петрусь Бровка)
Мне больно, когда я случается вижу,
Что хлеб, недоеденный брошен бесстыже.
Эй, ты! Попирающий корку ногою
Ты топчешь достоинство наше людское
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес…
Земле, на которой родился и рос.
- Как вы понимаете строки этого стихотворения?
Учитель:
Хлеб — поистине можно назвать святым. И таких слов в нашей речи немного: земля, хлеб, Родина, мама. Человек всегда верил в святость хлеба, его значимость.
Он также бесценен
Как земля, воздух, вода.
История происхождения хлеба.(слайд 4)
Учитель:
С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости.
Из истории происхождения хлеба.
Но прежде, чем прийти хлебу на наш стол в таком виде, какой он сейчас, люди шли к нему несколько тысячелетий.
Пятнадцать тысяч лет назад человек впервые употребил в пищу зерна диких злаков. Злаки – это пшеница, рожь, овес, ячмень (слайд 5)
Бродили наши предки с тугими луками, длинными стрелами. Они собирали зерна диких злаков и ели их в сыром виде. Зерна злаков в сыром виде. (слайды 6, 7, 8)
Прошло много веков, и человек научился растирать зерна между камнями, и смешивать их с водой. Хлеб наш родился в виде мучнисто-зерновой каши.
На экране появляется следующая запись: Мучнисто-зерновая каша.
(слайды 9, 10, 11)
Прошло еще несколько веков. Люди научились добывать огонь. И из мучнисто-зерновой каши наши предки научились печь лепешки на горячих камнях. Пресные лепешки - без кислоты, остроты или без соли.
На экране появляется следующая запись: Пресные лепешки.
(слайды 12, 13, 14).
- Учитель:
- Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос ». Оно созвучно с нашим словом « хлеб».
Прошло еще несколько веков. И свершилось еще одно открытие. Древние египтяне научились разрыхлять тесто способом брожения. Хлеб, приготовленный из такого теста, не только вкуснее, он лучше усваивается организмом. Это великое открытие изменило облик хлеба. Из пресной лепешки, он превратился в нежный хлеб. На экране появляется запись: Нежный хлеб. (слайды 15).
- Впервые слово хлеб появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанас». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». (слайды 16-17)
-Знаете ли вы, что профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди.(слайд 18).
Ученик:
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Учитель:
- Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб - это дело тысяч и тысяч рук.
- Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю - быстро подготовить ее для посева семян. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки. (слайд 19, 20)
- Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе - сентябре, а убирают в июне - июле, они дают большой урожай. (слайд 21)
- На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.
(слайды 22 - 23)
- Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.
(слайды 24, 25, 26)
- А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков. (слайд 27)
- Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.(слайды 28, 29, 30)
- Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.
- А из магазинов хлеб попадает к нам на стол, в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.)
- Ежедневно в стране выпекается 82 тыс. хлеба. (слайды 31, 32).
Учитель:
- Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Хлеб» и скажите, о чем попросила вас помнить автор этого стихотворения?
Ученик:
Хлеб
И. Токмакова
Только снег сошел в апреле, Как поля зазеленели Мы говорим: “Хлеб”. Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны. Мы говорим: “Хлеб”. Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: “Хлеб”. Тесто тужится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: “Хлеб”. Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб.
- Что очень большой труд людей затрачен для того, чтобы хлеб пришел к нам на стол.
Просмотр видеофильма «Сказ о хлебе» (Детский центр Музея Хлеба)
- Посмотрим, как хлеб выращивали на Руси наши предки.
Учитель:
- Ребята, так чем пахнет ломоть трудового хлеба?
Ученик:
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное - работой пахнет хлеб.
Ученик:
Тем, кто хлеб печёт чуть свет,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
- Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
Ученик:
У народа есть слова:
«Хлеб – всему голова».
Ставится он первым на столе.
Учитель:
Был хлеб всегда в почёте на Руси
- Её просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
- Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Учитель:
- 900 дней в условиях блокады ленинградцы. Блокадная норма 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20 % муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб.
- Никто из нас не останется равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали.(слайд 33)
В музее обороны города Санкт Петербурга лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба.
О пользе хлеба.
Ученик:
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек съедает в сутки 300–500 г. хлеба, при тяжелой работе все 700 г. детям. Подросткам нужно 150–400 г. хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
Ученик:
Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень. Для выпекания хлебобулочных изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречихи.
Ученик:
Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой диатеза, способствуют укреплению мышц.
Ученик:
Овес по содержанию белков и жиров, которые легко усваиваются организмом богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.
Работа в группах:
Учитель
- Много пословиц сложил народ о хлебе. (слайд 33)
- Соедини начало пословицы с ее окончанием
-1 группа:
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
2 группа:
Хлеб – кормилец.
Без хлеба сыт не будешь.
3 группа:
У кого хлебушко, у того и счастье
Пот по спине, так и хлеб на столе.
4 группа:
Хлебом люди не шутят.
Хлеб батюшко, вода матушка.
4 группа:
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
Хлеб в закромах – счастье в домах.
- Проверка работы групп.
7. Приметы, связанные с хлебом.
-Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
-Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
- Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
- Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
-Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Учитель.
- Есть хлеб - будет песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, а хлеб остается хлебом.
Традиция встречать гостей с хлебом – солью. (слайд 35)
Ученик:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
Обобщение:
Учитель:
- Какие профессии людей, участвуют в процессе рождения хлеба? (слайды 37-38)
- Теперь вас можно считать знатоками в знаниях по хлебу!
Советы о хлебе: (слайд 39)
• Берите хлеба столько, сколько потребуется вам.
• Резать хлеб надо на чистой дощечке, крошки не выбрасывайте.
• Хранить хлеб лучше в специальных хлебницах.
• Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.
Просмотр рисунков о хлебе.
- Ребята, к классному часу вы приготовили замечательные рисунки о хлебе!
Каким уважением к хлебу и любовью пронизаны ваши рисунки. Молодцы!
12. Рефлексия (слайд 40)
- Какова тема классного часа? (Хлеб – всему голова)
- Почему мы так говорим? ( хлеб наше богатство, наша ценность, величество, с нами от младенчества до глубокой старости)
- Какие цели ставили вначале классного часа?
- Что вы узнали о хлебе?
- Изменилось ли ваше отношение к хлебу?
- Дополните фразу:
- Я расскажу дома…
- Я унесу с собой… (тепло, любовь, добро к хлебу)
Учитель:
- Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по-новому относиться к хлебу. Ведь ничего дороже нет на свете, чем теплый хлеб, лежащий на столе.