Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Берегите природу"»
Конспект внеклассного занятия «Правила поведения на природе»
Цели:
помочь детям осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в природе,
помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,
дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.
Оборудование: мультимедиа с презентацией, магнитофон с голосами птиц, картинки с изображением птиц, детские работы.
Сегодня на нашем занятии мы поговорим о природе и правилах поведения в ней.
Как вы понимаете, что такое природа? Что входит в это понятие? ( Ответы детей)
Посмотрите!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года
-это все вокруг-…
Мир природы чудесен и прекрасен, чтобы эта красота была всегда, мы должны природу... (любить и беречь). А чтобы правильно уметь её беречь, нужно знать правила поведения. (в природе). А вы знаете правила поведения в природе? Вот сейчас мы и проверим.
- Послушайте, пожалуйста, рассказ о том, как дети отдыхали в воскресенье в лесу.
Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к большой поляне они слушали громкую музыку. На привале наломали веток, еле разожгли костер. Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые и довольные пошли домой. Огни костра подмигивали на прощание. На поляне нашли маленького ежика, подумав, что его бросила мама, забрали с собой. С охапкой лесных и полевых цветов, отдохнувшие, дети вернулись домой.
- Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?
Сегодня в ходе занятия мы и должны вспомнить с вами правила поведения на природе и понять, почему надо к ней бережно относиться. Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи В зеленый дом - Чудеса увидишь в нем!(лес)
- В тексте загадки звучит приглашение.
- Какое приглашение вы услышали?
- Давайте мы воспользуемся этим приглашением и совершим прогулку по лесу.
(Слайд и одновременно звучат голоса птиц)
Выведение правил поведения в лесу
- Представьте, что мы с вами находимся в лесу.(немного послушать птиц)
- Что такое лес? (Это место обитания зверей и птиц.)
- Значит, когда вы приходит в лес, какие правила поведения в лесу должны вспомнить?
- Громко не разговаривать.
- Не играть в шумные игры.
- Не нарушать покой обитателей леса.
- Не включать музыку.
6. Беседа о бережном отношении к птицам
(Слайд гнезда на деревьях)
- Что вы увидели на деревьях? (Гнезда птиц)
- Для чего они нужны? (Чтобы выводить птенцов)
- Значить что дает лес для птиц? (Жилье и пищу)
- А птицы нужны лесу?
- Зная все это, какие правила поведения нужно помнить ? (Не разорять птичьих гнезд. Охранять и бережно относиться к птицам.)
- Зимой птицы, которые остаются у нас на зиму, прилетают ближе к жилью человека.
- Зная это, что мы делали зимой для птиц?
- О чем предупреждает человека Валентин Берестов?
Дерево, трава и птица Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
Беседа о пользе леса для человека.
- Человек в природе занимает особое место. Человек – единственное создание природы, наделенное разумом. Благодаря своим познавательным способностям, он изучил законы природы и подчинил их своей воле.
- Что получает человек от леса? (Получает дрова, материал для стройки, для приготовления мебели, собирает ягоды и грибы. Но еще и любуется красотой природы и отдыхает на природе)
Учитель:
Белобокая сорока Прилетела из далека. Не сказала где была, Но зато, она, ребятки, Очень хитрые загадки На хвосте нам принесла
11. Загадывание детьми загадок.
- Какие загадки про птиц вы знаете? (Дети загадывают загадки)
Не ворона, не синица, - Как зовется эта птица? Примостилась на суку - Раздалось в лесу “ку-ку”. (Кукушка)
Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни и полет. Прославили в стихотворениях. (Жаворонок)
Он прилетает каждый год. Туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. (Скворец)
Рано-рано на рассвете Средь листвы затрепещит, То споёт на зависть флейте, То, как кошка, запищит. (Иволга)
. Беседа о бережном отношении к растениям.
(Слайд – цветочная поляна)
- Перед нами цветочная поляна. Выразите словами свое восхищение этой красотой. Как красиво здесь! Столько цветов! И т.д.
- Глядя на эту красоту, какие важные правила вам сразу же пришли в голову? (Цветы рвать нельзя)
- Почему?
- Штундер Д. завершит наш разговор по этому моменту урока.
Стихотворение “Если я сорву цветок”
Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если мы сорвем цветы, То исчезнут все они И не будет красоты.
. Бережное отношение к насекомым
- А сколько насекомых летает по поляне! (Слайд)
- Почему они летают именно над цветами? (Они питаются нектаром растений)
- А насекомые полезны для цветов?
- Какое следующее правило вы бы назвали?
10. Физминутка
Только в лес мы пошли. Только в лес мы пошли, Появились комары, Дальше в лес мы шагаем, И медведя мы встречаем. Снова дальше мы идем, Перед нами водоем. Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее. Раз – два, раз – два – Позади теперь вода! Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем, Дышим ровно, глубоко… Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим, На носочках побежим. Зайчик скачет быстро в поле, Очень весело на воле. Подражаем мы зайчишке, Непоседе шалунишке.
Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Экологический светофор».
Сигналы этого светофора означают то же, что и на проезжей части дороги. А вы знаете, что означают цвета у светофора на проезжей части? Давайте вспомним (показываю фишки)
И в природе есть такие сигналы.(Слайд) Прочитаем вместе:
Красный свет - природе вред!
Жёлтый - осторожно!
Свет зелёный - как красиво!
Скажет лес тебе спасибо!
Итак, красный свет в природе что означает? - зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
Жёлтый свет - будь осторожным, может возникнуть опасность.
Зелёный свет - это когда мы для природы делаем добрые дела.
Перед вами фишки, вы берёте и показываете ту, которую считаете нужной
Такая ситуация: мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.
Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить.
Мальчик взял:
Нож, чтобы содрать бересту с берёзы для разжигания костра (к)
Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра (к)
Магнитофон, чтобы послушать новые записи (к)
Небольшое ведро, чтобы полить деревья, которые он посадил прошлый раз по краю оврага (з)
Пакет с хлебом, для уток, живущих на озере (з)
Сачок для ловли бабочек (к)
Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (ж)
Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес, чтобы не навредить природе.
- Вот такие правила поведения на природе мы вспомнили:
- Громко не разговаривать!
- Не нарушать покой обитателей леса.
- Не включать музыку!
- Не разоряй птичьих гнезд!
- Зимой подкармливай птиц!
- Цветы рвать нельзя!
- Не лови насекомых!
- В лесу, на берегу реки не оставляй после себя мусор!
- Оберегай лес от пожара: не разжигай костров!
- Любить природу- значит беречь ее!
Хотелось бы, чтобы вы об этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета - Земля, зависит от каждого из нас - людей.
Послушайте стихотворение ( читает ученик)
Давайте люди дружить друг с другом
Как птицы с небом, как ветер с лугом.
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету
ВЫВОД: Любить и беречь природу надо потому, что птицы, растения и животные, которые нас окружают, делают нас добрее, счастливее. Если бы не было их, не было бы и самой природы. Ведь если мы будем уничтожать, засорять природу, то будут болеть и животные, и люди.(Слайд)
Рефлексия.
Вы хотите видеть нашу планету красивой?
А что и кто украшают её? ( птицы, растения )
Посмотрите, что у меня на доске? (планета Земля)
Давайте оживим нашу планету, сделаем её ещё красивее.
У вас на столах лежат картинки, возьмите их и украсьте ими нашу планету.
Цветы, деревья ,птицы, бабочки, рыбы.
Ребята, а чего не хватает нашей планете, чтобы птицы радовались и пели, цветы и деревья росли..
(Солнце)
Чтобы наша планета оставалась всегда вот такой красивой, что мы должны делать?
Желаю вам, чтобы природа всегда оставалась для вас хорошим другом! В свою очередь и вы должны быть достойными друзьями для неё. На память я дарю вам памятки поведения в природе. Берегите и любите природу! Спасибо за работу!