kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал для работы с одарёнными детьми, и детьми, имеющими трудности в обучении. 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

тттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал для работы с одарёнными детьми, и детьми, имеющими трудности в обучении. 1 класс.»

  1. Понятие педагогической технологии.

Пед. технология – система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучение и развитие личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е как определенная система действий, разработка и процедурное воплощение компонентов пед. процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат.


Частную пед. технологию определяют как:

  • Совокупность приемов – область пед. знания, отражающего характеристики глубинных процессов пед. деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

  • Совокупность форм, методов, приемов и средств передачи соц. опыта, а также тех. оснащения этого процесса.

  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.


Пед. технология может представлена тремя аспектами:

  1. Научный: часть пед. науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующие пед. процессы;

  2. Процессуально-описательный: описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

  3. Прцессуально-действительнный: осуществление технологического процесса, функционирования всех личностных, интеллектуальных и методических пед. средств.


Специфические черты пед. технологии:

  • Разработка диагностично поставленных целей обучения и воспитания;

  • Ориентация всех процедур на гарантированные достижения поставленных целей;

  • Оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

  • Воспроизводимость пед. процедур.


Признаки пед. технологий:

  • Содержательность: наличие пед. компетенции, имеющей технологическую реализацию в виде пед. модели, алгоритма, правила;

  • Управляемость и эффективность: гарантированное достижение результатов;

  • Экономичность: оптимизация труда учителя;

  • Воспроизводимость: возможность воспроизведения в широких масштабах без потери результативности;

  • Корректируемость: возможность использования в процессе преподавания обратной связи в виде ТСО, тренингов.



  1. Классификация педагогических технологий.


ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

По уровню применения технологии бывают:

-общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

-частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

-локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают:

-классно-урочные;

-альтернативные;

-академические;

-клубные;

-индивидуальные;

-групповые;

-коллективных способов обучения;

-дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью:

-традиционные ( классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);

-дифференцированное ( система малых групп, система « репетитор»);

-программированное ( компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

-авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);

-сотрудничества ( это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);

- свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

-личностно-ориентированные ( они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);

-гуманно-личностные ( отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);

-массовая (традиционная) технология ( школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);

-технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);

-технология компенсирующего обучения ( используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

-информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);

-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);

-технологии саморазвития ( направлены на формирование способов умственных действий);

-эвристические (развивают творческие способности учащихся);

-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

-обучающие;

-воспитательные;

-светские;

-религиозные;

-общеобразовательные;

-профессиональные;

-гуманистические;

-технократические;

-моно- и политехнологии;

-проникающие.



3.Проектирование педагогических технологий.


По своей природе она изначально проективна, поскольку содержит прогностическое знание о будущем состоянии результата, на достижение которого направлена. Первый вопрос, который должен волновать специалиста: как спроектировать именно технологию, а не просто некую последовательность действий. То есть как с помощью проектных действий получить продукт, соответствующий принципу культурной аналогии.


Решить его поможет обращение к анализу теоретических представлений о том:

· что такое технология вообще,

· что такое педагогическая технология.


В данном случае целесообразно обращаться к источникам обобщающего характера, позволяющим представить всю широту проблемного поля, касающегося понимания данных категорий.


Далее предстоит выяснить для себя, о проектировании технологии чего пойдет речь: получения необходимого педагогического результата или процедуры построения педагогического процесса, модифицированной применительно к конкретным условиям. В первом случае проектные усилия будут направлены на разработку собственно технологии как продукта (инструмента). Во втором — на формирование технологии организации процесса. Поскольку технология актуализирует объективные механизмы перехода объекта от актуального состояния к прогнозируемому, общий смысл ее проектирования состоит в прогностическом моделировании и последующем «совмещении» последовательности педагогических действий по управлению ситуацией развития объекта с естественной логикой его становления.



4.Педагогические технологии воздействия, взаимодействия и самообучения.


Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять у ребенка, т. е. быть воспитуемым. Это порождает субъект-объектные отношения, которые ста­вят ученика в пассивную позицию, он лишь исполнитель того, что задано учителем. Педагогическое воздействие в учебно-воспита­тельном процессе позволяет достаточно эффективно достигать по­ставленных целей.

Взаимодействие — это согласованная деятельность по достиже­нию совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка.

Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педа­гог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах личности.

Согласно технологии управления самообучением работа на уроке направлена на подготовку к выполнению домашнего задания. Само домашнее задание дается вначале урока. Обучающиеся определяют степень понимания задания, выделяют для себя новые понятия, с которыми еще не встречались. Затем учитель, совместно с обучающимися, составляет «карточку этапов» урока. Желательно, чтобы урок состоял из пяти этапов. Эта карточка записывается на доске, чтобы школьники могли опираться на нее в течение всего урока. Одновременно каждому ученику дается карточка критериального оценивания. Только после этого начинается планомерная работа по поиску информации, необходимой для успешного выполнения домашнего задания. Это своего рода «перевернутый» урок.



5. Личностно ориентированная технология в работе с младшими школьниками.


6. Технология педагогической поддержки школьников.


Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за ребенком право на построение собственного, индивидуального соц. опыта. В пед. процессе для этого требуется специальная технология – пед. поддержки.

Содержание технологии пед. поддержки:

  • Поддержка здоровья и физ. сил ребенка;

  • Поддержку интеллектуального развития детей;

  • Поддержку ребенка в области общения;

  • Поддержку семьи ребенка.

Воспитание начинает планироваться не от общества, а от ребенка, причем не столько от его интересов, а прежде всего от его жизненных проблем.

Воспитатель, реализующий технологию пед. поддержки, действует на основе гуманистических правил:

  • Ребенок не должен быть средством в достижении пед. целей;

  • Самореализации педагога в творческой самореализации педагога;

  • Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

  • Все трудности неприятия преодолевай нравственными нравственными средствами;

  • Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

  • Не сравнивай личность ни с кем, сравнивать можно результаты действия

  • Признавай право на ошибку и не суди за нее;

  • Умей признать свою ошибку;

  • Защищай ребенка, учи его защищаться.

В практике нашего образования технология пед. поддержки оказалось более востребована в области внеучебной деятельности и общения школьников, и главным ее организатором классный руководитель.

Алгоритм реализации пед. поддержки:

  • Диагностики (Пед. поддержка существует только на основе знаний индивидуальных особенностей воспитанников)

  • Поисковый этап (совместно с ребёнком определяются пути преодоления проблемы)

  • Договорный этап (организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и де-ти)

  • Деятельностный этап (организуется индивид. и групповое консультирование, доверительное общение «В кругу»

  • Рефлексивный этап ( педагог работает с вопросом ребенка к самому себе»



7. Педагогическое общение с детьми в системе коммуникативной технологии.

Виды общения:

  • Императивное

  • Диалогическое

  • Маанипулятивное.

Так, например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие.

Таким образом, коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации.

Этапы решения коммуникативной ситуации:


  1. Этап ориентирования: осознание педагогом собственного стиля общения с учащимися; мысленное восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе – коммуникативная память; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуации в классе и текущих педагогических задач.

  2. Этап привлечения к себе внимания: варианты: речевой – вербальное общение с учащимися; пауза с активным внутренним требованием внимания к себе; двигательно-знаковый – развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.; смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.

  3. Основной этап решения коммуникативной задачи – осуществление вербального общения. Успешность такого общения предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти; умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника; высокого уровня антиципации (предвосхищения).

  4. Заключительный этап решения коммуникативной задачи – организация содержательной и эмоциональной обратной связи: дает информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала. Она осуществляется с помощью фронтального и оперативного индивидуального опроса, периодической постановки вопросов на выяснение понимания и анализа выполненных заданий. Эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом через чувствование настроя класса на данном уроке или мероприятии, уловить который можно только по поведению учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям.


8.Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе школы.

Для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать: здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Программа здравоохранения в школе включает 7 основных модулей:

1) образование детей в сфере здоровья

2) программы и практические руководства по физической активности

3) школьное питание

4) медицинские услуги в школе

5) психологическое и социальное консультирование

6) повышение квалификации работников школ в области здравоохранения

7) активное участие семьи и общества

Среди здоровьесберегающих технологий выделяют 3 группы:

1) технологии обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса;

2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьника;

3) разнообразные психолого - педагогические технологии используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.

Технологии реализуются на основе личностно - ориентированного подхода.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.



9. Игровые технологии в начальном образовании.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

  • успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;

  • развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

  • сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);

  • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.


10. Анализ урока. Виды анализа урока.

АНАЛИЗ УРОКА - разбор и оценка учебного занятия в целом или отдельных его сторон, один из видов методической работы в школе.

Виды:

  • Краткий анализ — проводиться сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задач полученный результат с прогнозируемым.

  • Структурный анализ — является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

  • Аспектный анализ — осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

а) цели урока;

б) структуры и организации урока;

в) содержания урока:

г) деятельности учителя на уроке;

д) деятельности учащихся на уроке;

е) домашнего задания;

ж) санитарно-гигиенических условий урока;

з) психологического аспекта урока.

  • Полный анализ — это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем. Мы рекомендуем примерную схему полного анализа урока, на основе которой легко можно составить схему любого вида анализа. Предлагаем вопросы, которые помогут учителю любого предмета провести самоанализ урока.


11. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников.

Методы – способы, с помощью которых определяется результативность учебно- познавательной де-ти уч-ся и пед. де-ть учителя.

Методы:

  • Наблюдение (учитель наблюдает за де-тью уч-ся)

  • Результат ( общая оценка активности школьника)

  • Устный (выявление ЗУН у отдельных учеников)

  • Посменный вопрос чаще всего бывает фронтальным

  • Практический (рисование)

  • Тестовый

Формы:

  • Индивидуальная (учитель взаимодействует лишь с одним учеником)

  • Фронтальная (совместная де-ть всей учебной группы)

  • Групповая (создаются небольшие группы для де-ти)

Виды контроля:

  • Предварительный (направлен на ЗУН)

  • Текущий (проверка предыдущего материала)

  • Периодический

  • Тематический (периодический)

  • Итоговый (конец четверти, года)

  • Отсроченный (спустя конкретное время)


12. Возрастносообразные технологии оценки достижений учащихся. Диагностические методики изучения детей.

Пед. диагностика – особый вид де-ти, сущность которого заключается в изучении результативности учебно-воспитательского процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте пед. мастерства.

Принципы пед. диагностики:

  • Принцип объективности (равное, дружеское отношение педагога ко всем ученикам и адекватное установление критериев оценивания)

  • Принцип систематичности (проведение диагностики на всех этапах пед. процесса)

  • Принцип наглядности (проведение открытых испытаний во всех обучаемых по одним и тем же)

Обучаемость- способность индивида усваивать общие и специальные знания, умения и навыки с разной скоростью и полнотой.

Общая обучаемость- способность усваивать любой материал.

Специальная обучаемость – способность усваивать материал, относящийся к отдельным видам практической де-ти, различных наук, видов искусства.

Методы и методики оценки достижения:

  • Наблюдение

  • Беседа

  • Пед. и псих. тестирование

  • Анкетирование

  • Экспертный опрос




13. Методологические основы психолого-педагогического исследования.

Большую роль в успешном осуществлении психолого-педагогических исследований играет принцип единства теории и практики.

Другим методологическим принципом является принцип исследовательского творчества.

В ходе исследования следует искать свое аргументированное объяс­нение новым фактам, явлениям, дополнять и уточнять сложившиеся взгля­ды, не бояться проявлять научной смелости.

Объективность при изучении личности и групп людей способов воздействия на них является одним из краеугольных камней современных психологии и педагогики. Методологической основой конкретной реализации принципа объективности при исследовании личности служат практические действия людей, представляющие собой социальные факты.

Успех психолого-педагогического исследования во многом зависит от реализации принципа всесторонности изучения психолого-педагогических процессов и явле­ний.



14. Методы и методика психолого-педагогического исследования.

Метод исследования – это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей процессов общения, воспитания и развития.

Группы:

  • Содержательные (непосредственное обращение к факторам, данным наблюдений и опытов: пед. наблюдения, анкетирование, анализ работ, эксперименты)

  • Формализованные (количественное моделирование пед. процессов и явлений)

  • Теоретические (теоретическое решение задач и предметно- исследовательное определение логики исследования)

Критерии:

  • По цели (методы теоретического поиска, методы выявления путей совершенствования практики)

  • По источникам инфы (теоретические источники; анализ реальных пед. процессов)

  • По логике (составление проблемы, экспериментальный писк решения проблемы, обработки результатов эксперимента)

  • По способам обработки и анализа данных исследований выделяют (кол-во анализа; кол-во обработки результатов)

  • По формам причинности результатов (вероятные)

Требования к выбору методов:

  • Применять такие методы, которые позволяют получить разносторонние сведения об объекте;

  • Применяемые методы должны обеспечить одновременное изучение де-ти общения и формирование личности школьника

  • Должны отражать динамику развития изучаемого явления и процессов условия их функциональности и результаты в течении определенного промежутка времени.

  • Применять методы, позволяющие получать сведения из возможно большего числа различных источников.

Пед. наблюдение является основным методом. Он характеризуется непосредственным восприятием методов и явлений воспитания и развития человека.

Виды наблюдений:

  • Прямое

  • Непосредственное

  • Косвенное

  • Опосредственное

  • Длительное

  • Систематическое

  • Выборочное

Беседа – это метод сбора фактов и пед. явл. в процессе личного общения по спец составленной программе.

Она должна проводиться добровольно, не должна превращаться в опрос или допрос. Беседа может быть фронтальной, групповой и индивидуальной.

Опрос- получение ифы. путем постановления стандартной системы опросов.

Интервьюирование- способ получения инфы путём устного опроса.

Анкетирование – получение ответов на заранее составленную схему.

Тестирование – метод для точных качественных характеристик.

Пед. эксперимент – это научно- поставленный опыт преобразования пед. процесса в точно учитываемых условиях. Сущность эксперимента состоит в том, что он ставит изучаемые явления в определенные условия, выявляет факты.



15. Методы и приёмы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках.

Уч. Де-ть – осознанная де-ть учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Ведущая де.ть младших школьников.

Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес.

Для того, чтобы процесс формирования познавательной мотивации младшего школьника проходил успешно, педагог решает следующие задачи:

  • Изучение личностно – мотивационной сферы уч.

  • Выявление пед. условий, обеспечивающих развитие мотивационной сферы личности школьников

  • Овладение приемами организации уч. Де-ти уч-ся, способствующих фор-ию мотивационной сферы личности

Причины спада шк. Мотавации:

  • Отношение учащихся к учителю и наоборот

  • Личная значимость предмета

  • Умственное развитие учащегося

  • Продуктивность уч. Де-ти

Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучающегося, игровой характер учебно-познавательной де-ти.

Условия, которому способствуют развитие познавательного интереса:

  • Организация общения, при которой ученик вовлекается в процесс сам. поиска и открытия новых знаний

  • Понимание важности, целесообразности изучения предмета в целом и определенных его разделов

  • Чем больше новый материал связан с ранее усвоенными знаниями, тем он интереснее для ученика

  • Познавательная псих. атмосфера урока

  • Чем младше ребенок, тем тем больше материал должен поддаваться в образной форме

  • В обучении должны создаваться возможности для творчества

Проблемное обучение – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся пред учеником.



16. Особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении.

Одаренные дети характеризуются особыми потребностями и возможностями, отличающими их от других сверстников, и это означает, что для их обучения необходимы специальные программы.

Программа обучения для одаренных детей должна соответствовать их специфическим потребностям и возможностям, а также целям, предъявляемым к обучению этой категории учащихся.

Необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально одаренным детям т.к не подготовленные учителя не могут выявить одаренных детей не зная их особенностей. Иногда учителя негативно настроены против таких детей, ведь они могут подорвать их авторитет.

Все больше детей и подростков испытывают трудности в обучении. У них оказываются нарушенными такие важные функции головного мозга, как внимание, память, мышление. В результате дети оказываются неспособными овладеть обычными образовательными программами.

Факторы риска, из-за которых возрастает кол-во детей с нарушением развития:

  • Отрицательная наследственность

  • Патология беременности и родов у матери

  • Хронические заболевания у родителей

  • Вредные привычки у родителей до рождения ребенка

  • Алкоголизм родителей

  • Неполная семья

  • Неблагоприятный микроклимат в семье и школе

Типы детей с нарушением развития:

  • нарушение слуха

  • нарушение зрения

  • функций опорно-двигательного аппарата

  • нарушение речи

  • задержка псих. развития

  • умственно отсталые

  • эмоционально-волевой сферы

  • поведение

  • со сложным нарушением (когда сочетаются 2 или более нарушения)


17. Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей.

Основные направления работ с одаренными детьми:

  • система Доу в которых созданы благоприятные условия формирования способностей дошкольников, а так же обучающих учреждений, обеспечивающих преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу.

  • Системы общеобразовательных школ в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей

  • Система доп. Образования, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной де-ти.

  • Система школ, ориентированных на работу с одаренными детьми.

Формы обучения одаренных детей:

  • В условиях общеобразовательной школы (обучение должно проходить на основе принципов индивидуальности и дифференциации уч. Воспит. Процесса

  • В системе доп. Образования (каждому ребенку предоставляется свободный выбор обр. области)

  • В условиях школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (уч. Программы должны отвечать целому ряду соц. требований, которые сформулированы с учетом выделения наиболее общих псих. особенностей, интеллектуально одарённых детей)

Программы обучения для интеллектуально- одаренных детей:

  • Включать изучение широких, глобальных тем

  • Использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, которые относятся к разным областям знания

  • Предполагать изучение проблем «открытого типа»

  • Учитывать интерес одаренного ребенка

  • Поддерживать и развивать самостоятельность в учении

  • Обеспечивать гибкость и вариативность уч. Процесса с точки зрения содержания форм и методов обучения

  • Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников информации.

  • Включать качественное изменение самой уч. Ситуации и уч материала

  • Обучать детей оценивать результаты своей работы. Формировать навыки публичного суждения и отстаивания своих идей.

  • Способствовать развитию самопознания, а так же пониманию индивид. особенностей других детей

  • Включать элементы индивидуализированной псих. поддержки и помощи с учетом индивид. своеобразия каждого одарённого ребёнка

Стратегии обучения:

  1. Ускорение обучения (связано с изменением скорости обучения. Организационные формы: раннее поступление в школу; перепрыгивание через план; профильные классы; обучение по ускоренной программе; частные школы)

  2. Обогащение обучения (Включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окр мире; самопознание; углубление; развитие инструментария полученных знаний.

Необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально одаренным детям т.к не подготовленные учителя не могут выявить одаренных детей не зная их особенностей. Иногда учителя негативно настроены против таких детей, ведь они могут подорвать их авторитет.



18. Психологическая характеристика школьников с трудностями в обучении.

Факторы риска, из-за которых возрастает кол-во детей с нарушением развития:

  • Отрицательная наследственность

  • Патология беременности и родов у матери

  • Хронические заболевания у родителей

  • Вредные привычки у родителей до рождения ребенка

  • Алкоголизм родителей

  • Неполная семья

  • Неблагоприятный микроклимат в семье и школе

Дети с нарушением развития – это дети, у которых в следствии врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата.

Типы детей с нарушением развития:

  • нарушение слуха

  • нарушение зрения

  • функций опорно-двигательного аппарата

  • нарушение речи

  • задержка псих. развития

  • умственно отсталые

  • эмоционально-волевой сферы

  • поведение

  • со сложным нарушением (когда сочетаются 2 или более нарушения)



19. Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учёта успеваемости обучающихся.

Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Оценочная деятельность учителя ведётся в соответствии с

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации".

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Основной образовательной программы начального общего образования;

- Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся уровня начального общего образования.

Система оценки представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований Стандарта.

Система оценивания выполняет следующие функции:

- нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным ФГОС;

- информирующая функция даёт информацию об успехах и возможностях школьника;

- корректирующая функция способствует внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок, взглядов;

- воспитывающая функция создаёт условия для воспитания личностных качеств;

- социальная функция влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;

- диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность умений;

- стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

- оценивание является постоянным процессом.

- оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения.

- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка;

- оценивать можно только то, чему учат;

- в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;

- объективность оценки;

- оценка динамики образовательных достижений младших школьников.

В 1 классе:

Формы контроля в 1-ом классе:

- устный опрос

- письменный опрос (самостоятельные проверочные работы).

Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику.

В 1-ом классе в течение 1-го полугодия не проводятся контрольные работы. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля.

По окончании учебного года все учащиеся переводятся во 2 класс на основе анализа УУД и характеристики учителя на каждого ученика. Исключение составляют учащиеся, которые не усвоили основные разделы программы по состоянию здоровья.

Критериями оценки сформированности устной речи являются:

- полнота и правильность ответа;

- степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

- последовательность изложения;

- культура речи.

I полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень: 10-15 слов в минуту

2 уровень: 20-30 слов в минуту.

II полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень: 20-30 слов в минуту

2 уровень: 30-40 слов в минуту.

Контрольный диктант.

Оценки:

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок. Работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

Математика:

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Текущий учет – это вид учета, который обеспечивает своевременное усвоение и закрепление учебного материала на каждом этапе обучения. Переход к следующему этапу осуществляется при условии, если будет выполнено предыдущее задание.

Тематический учет. Закончив изучение всей темы, учитель еще не один раз возвращается к ней в дальнейшем, при изучении других, так как ранее усвоенные знания нередко органически включаются в новый материал как его составная часть.

Для этого вида учета особенно значимы повторительно-обобщающие тематические уроки.

Периодический учет. Это учет знаний, проводимый за определенный период учебного года – по четвертям и за полугодие. При правильно поставленном текущем и тематическом учете четвертные баллы можно выводить и без специальной проверки. Но когда уровень подготовки какой-то части учащихся к моменту выведения итогового балла вызывает у учителя сомнения, необходима специальная проверка знаний только этих учащихся.

Заключительный учет. Этот вид учета проводится в ходе итогового повторения в конце учебного года. То есть это воспроизведение самых важных вопросов курса, самый сжатый обзор пройденных тем, разделов учебного материала, осмысление и углубление усвоенных знаний на более высоком уровне.



20. Сущность системы оценивания в условиях ФГОС.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательно программы НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий оценивать личностные предметные и метопредметные результаты образования.

Главные цели НОО: формирование общей культуры обучающихся, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основные функции системы оценивания результатов образования:

  • ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО

  • обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять регулирование системой образования на основании полученной информации;

  • осуществление оценки динамики учебных достижений учащихся.

В ФГОС просматриваются: воспитательные, развивающие и обучающие функции системы оценивания (традиционно сложившиеся)

В ФГОС появляется раздел, посвящённый системе оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы:

  • учителю важно понимать, что оцениваются непросто знания, умения и навыки по учебному предмету, а достижения планируемых результатов.

  • Оценочным отношением заканчивается любое действие и де-ть.

  • Понимание учителем содержательной и критериальной базы оценки (общее понимание того, что подлежит оценке)

  • Игровая оценка обучающихся определяется с учетом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.


21. Оценка метапредметных результатов обучения. Накопительная система оценивания.

В силу того, что метапредметные действия являются психологической основой и необходимым условием достижения предметных результатов, их оценивание учителем и самими учащимися представляется, хотя очень сложным, но важным делом.

В процессе оценивания метапредметных результатов обучения могут использоваться специально разработанные для этой цели учебные задачи, а также задания по учебным предметам, комплексные задания на межпредметной основе.

Накопительная система оценивания

Это обновлённая контрольно – оценочная система, которая позволяет создать условия для активизации учебно – познавательной деятельности обучающихся; усилить мотивацию к учёбе и самостоятельной работе; повысить объективность оценивания обученности.

Суть этой системы в том, что каждая усвоенная тема, каждое действие ученика имеют свою «цену», оговоренную заранее. Слабыми обучающимися она воспринимается как реальная перспектива успеха, означает динамику пошагового роста, дает надежду подняться, превратить свой первичный «трояк» в полновесную «пятерку». Основной прием оценивания – накопление достижений и их самооценка. Обязательное условие накопительной системы оценивания – её открытость: ученики знают стоимость любой деятельности и понимают, как заработать баллы и за что их можно потерять. У каждой темы курса – свой максимум баллов. Каждый ученик набирает определённое количество баллов, которые переводятся в традиционную отметку путем наложения полученных баллов на заранее выбранную шкалу, где каждому интервалу соответствует та или иная оценка.

Портфолио (в широком смысле слова) - это способ фиксирования, накопления и оценка индивидуальных достижений учащихся в определенный период его обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

Задачи портфолио

  • Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.


22. Виды учебной документации, требования к её ведению и оформлению.

В Законе РФ «Об образовании» отмечается, что «…содержание образования должно обеспечивать:

–адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры ;

–формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

–формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Федеральный нормативный документ, определяющий: минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки учеников.

• Федеральный компонент — определяет базовый стандарт образования, обеспечивающий единство школьного образовательного пространства в стране.

• Национально-региональный компонент — обеспечивает потребности и интересы в области образования всех народов страны.

• Школьный компонент — обеспечивает реализацию интересов конкретного образовательного учреждения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру

учебного года.

• Образовательные области: русский язык, как государственный, языки и литература, искусство, общественные дисциплины, естественные дисциплины, математика, информатика, физкультура, технология.

• Принципы построения: опора на достижения науки, учет санитарно гигиенических норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой образовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учебных предметов по годам обучения, сочетание

обязательных и вариативных предметов и видов занятий: обязательная инвариативная аудиторная нагрузка, обязательная вариативная, вариативнная свободно избираемая.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Нормативный документ, очерчивающий круг основных ЗУНов, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.

• Структура изложения: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.

• Функции: обогащение учащихся ЗУНами; содержательная и воспитательная, направленная на формирование духовности и научного мировоззрения; организационно-методическая.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебнометодические комплекты, рабочие тетради и др.

Функции учебника и учебных пособий: мотивационная, информационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления материала, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитательная, обучающая

Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета

инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством;

- прочности, осознанности и действенности результатов воспитания,

обучения и развития;

- связи теории с практикой и с жизнью;

- единства знаний и поведения;

- положительного эмоционального фона педагогического процесса;

- эстетизации детской жизнедеятельности;

- субъектности.

Функции школьного учебника

- Мотивационная — обоснование значимости изучаемого материала, оригинальные иллюстрации и др.

- Информационная — обеспечение необходимой информацией в рамках учебного предмета.

- Трансформационная — преобразование материала науки в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

- Систематизирующая — системное и последовательное изложение материала в -логике учебного предмета.

- Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля — предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усвоенного материала.

- Координирующая — привлечение других средств обучения.

- Обучающая — развитие умений и навыков самообразования, конспектирования, обобщения, выделения главного и т. п.

- Развивающе-воспитательная — направленность на формирование определенных морально-ценностных установок.

Требования к учебнику

1. Отражает содержание учебного предмета.

2. Организует самостоятельную деятельность учащегося.

3. Отражает логику науки и логику учебного предмета.

4. Информирует, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

5. Краток, лаконичен, конкретен.

6. Доступен, ориентирован на особенности учащихся.

7. Ясен и четок язык текста и формулировок.

8. Увлекателен, с элементами проблемности.

9. Красочен, по необходимости имеет картины, карты, схемы, диаграммы, фотографии и другой иллюстративный материал.

10.Оформлен в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним в соответствии с возрастными особенностями учащегося.

11.Продумана методическая организация текстового и внетекстового материала.

12.Удобный формат.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ключева Милена Дмитриевна

Дата: 15.04.2022

Номер свидетельства: 604926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Материал для работы с одарёнными детьми, и детьми, имеющими трудности в обучении. 1 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "material_dlia_raboty_s_odarionnymi_detmi_i_detmi_imeiushchimi_trudnosti_v_obuche"
    ["file_id"] => string(6) "567945"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608500409"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "презентация отчета по одному уроку "
    ["seo_title"] => string(40) "priezientatsiia-otchieta-po-odnomu-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "125877"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415087131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства