Просмотр содержимого документа
«"Математический марафон по параллелям"»
Внеклассное мероприятие
«Математический марафон». 2 класс
Дата:15.04.24
Математический марафон
Подготовка: красочные карточки в виде геометрических фигур с номерами всех учащихся – 40 штук; большие буквы «Математический марафон»; карточки с вопросами: 20 штук для 1 тура, 19 штук для 2 тура, 11 штук для 3 тура, 5 штук для 4 тура, 2 штуки для 5 тура.
Правила проведения игры: в данной игре участвуют все учащиеся. Учитель приглашает двух учеников, выбрав их при помощи именных карточек, и задаёт им вопрос. В следующий тур выходит тот, кто ответил быстрее и правильно.
I. Организационный момент.
Ведущий: Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний. Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику.
И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.
«Математика царица всех наук». Так считали многие известные ученые, писатели и художники. Сегодня мы с вами проведём математический марафон и узнаем, как вы сильны в математике. А кто, ребята, знает, откуда к нам пришло слово – марафон? И что оно обозначает?
Ученик: Марафон – это состязание в беге на дистанцию 42 км 195 м. Было дано в память древнегреческого воина, прибежавшего в Афины из местечка Марафон, чтобы сообщить о победе греков над персами.
Ученик: Когда в 1896 году в городе Афины были организованы Олимпийские игры, в их программу было включено состязание в беге от Марафона до Олимпийского стадиона 40 км.
Ученик: Позднее было установлено расстояние 42 км 195 м. Марафонский бег входит в программу современных международных олимпийских игр
Ведущий: Кто победит, кто проиграет-
Вас эта тайна донимает.
А я желаю всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
И пусть быстрей кипит борьба
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только ваши знания
Веселая разминка. (отвечайте дружно , хором)
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит..(не единица,а 5)
На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).
1 тур
1.Сколько букв в русском алфавите? (33)
2.Сколько дней в неделе? (7)
3.Как назвать число, в котором 10 десятков? (сотня)
4.Какое самое большое двузначное число? (99)
5.Сколько сантиметров в 1 метре? (100)
6.Горело 7 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? (5)
7.Сколько ушей у 4-х мышей? (8)
8. Сколько сторон у квадрата? (4)
9. Какое самое маленькое трёхзначное число? (100)
10. .Как называется результат при сложении? (сумма)
11.. Наибольшее двузначное число? (99).
12. Прибор для построения окружности? (Циркуль).
13. Результат вычитания? (Разность).
14. На какое число нельзя делить? (на 0).
15. Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр).
16. Росло 4 груши. На каждой по 3 большие ветки, на каждой большой ветке - по 3 маленькие, на каждой маленькой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (0)
17. Сколько минут в часе? (60).
18. Сколько десятков в числе 18? (1)
19..Какое самое любимое число в сказках? (3)
20. Сколько лап у двух медвежат? (8)
2 тур «ЧИСЛА В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ».
Ведущий.Вы должны закончить пословицы и поговорки, которые содержат числа.
1. Один ум хорошо, а ( два лучше)
2. За двумя зайцами погонишься – ( ни одного не поймаешь)
3. Старый друг ( лучше новых двух).
4. Один раз солгал, навек ( лгуном стал).
5. Один за всех, ( все за одного).
6. Один в поле (не воин).
7. Двое пашут, а семеро (руками машут).
8. Знать как свои (пять пальцев).
9. Пятое колесо (в телеге).
10.Семеро (одного не ждут).
11. Семь раз отмерь, (один отрежь).
12. Лучше один раз увидеть, чем ( семь раз услышать).
13.Конь на четырех ногах, да (спотыкается).
14.У семи нянек (дитя без глазу).
15. Два сапога (пара).
16. Семь бед – один (ответ)
17.Одной рукой в ладоши не (хлопнешь)
18. Первый блин ( комом)
19.Одна нога тут, другая (там).
Физкультминутка (Услышав слово сто, дети хлопают руками над головой.)
У простого сторожа – непросторный дом.
Часто в нём стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног
И столичной ваксой чистит сто сапог.
Вместо двух непросто вычистить все сто.
Сразу столько обуви не носил никто!
У простой стоножки стоит постоять
И у той стоножки опыт перенять!
3 тур Математические загадки.
1.Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки,
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. ( Цифры)
2.Шея длинная такая, хвост крючком…
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи – нет! (Двойка)
3. Я тире в грамматике, а кто ж я в математике (Минус).
4.Нет углов у меня, и похож на блюдо я.
На тарелку, и на крышку, на кольцо и колесо. (Круг)
5. Сговорились две ноги делать дуги и круги. ( Циркуль)
6.Не похож я на пятак, Не похож на рублик. Круглый я, да не дурак, С дыркой, но не бублик. (Нуль)
7.Эта цифра просто чудо. У нее родня повсюду. Даже в алфавите есть У нее сестра-близнец. (три_)
8. Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в математике действий без… (знаков)
9. Я добрый знак соединенья
И в том моё предназначенье.
Я для сложения гожусь
И этим очень я горжусь. (плюс)
10.Не со зла он отнимает,
Просто свой долг выполняет.
Отнимать большой мастак
Этот всем знакомый знак. (минус)
11. Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (Всадник на коне)
Работа со зрителями:
100 ловая
2 дцать
Отгадайте ребусы:
100 лица
Р 1 а
Па 3 от
100 янка
1 надцать
3 буна
Ак 3 са
Пи 100 лет
4 тур.
Ведущий: В названиях многих произведений есть числа. Вспомните и назовите некоторые из этих произведений.
(«Две лягушки» Л. Пантелеев, « Две пословицы» Е. Пермяк, « Два котенка», «Двенадцать месяцев» С. Маршак, «Три поросенка», « Три толстяка», « Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Три орешка для Золушки», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Три медведя» др.)
5 тур
Задание Веселая задача (1 балл).
На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север.
– У тебя, – говорит первая ворона, – лапки в грязи.
– А у тебя, – отвечает вторая, – клюв в земле.
– Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга, а это и есть в разные стороны).
Ответ: в первом ряду находятся буквы, которые состоят из одних лишь прямых линий.
Три «Е»
Назовите слово, которое оканчивается на три буквы «е».
Ответ: длинношеее.
Редкие слова
В русском языке почти нет слов, оканчивающихся на «со». Постарайтесь назвать их. Это должны быть нарицательные существительные в форме единственного числа, именительного падежа. Заимствованные слова (например, «лассо» - от французского 1а$§о) к ответу не принимаются.
Ответ: колесо, мясо, просо.
Превращение слов
Можно ли превратить слово «миг» в слово «рай»?
Заменяя каждый раз по одной букве, при этом не изменяя порядка следования букв, получаем: МИГ - маг - май - РАЙ.
Попробуйте подобным образом превратить слово «миг» в слово «эра», а слово «рожь» - в слово «мука».
Ответ: 1) МИГ - мир - мор - бор - боа - бра - ЭРА;
Всем известно, что русские женские имена обычно оканчиваются на «а» или «я», например Анастасия, Мария, Екатерина и т.д. Назовите русское женское имя, не оканчивающееся ни на «а», ни на «я».
Ответ: Любовь.
Четыре согласных
Назовите слова, начинающиеся с идущих подряд четырех согласных. Попробуйте вспомнить слово, оканчивающееся четырьмя согласными.
Ответ: 1) вскрик, всплеск, взгляд; 2) монстр.
Знак мягкий, знак твердый.
Назовите слово с одним твердым и двумя мягкими знаками.
Ответ: фельдъегерь.
Анаграммы
Есть лишь два существительных, являющихся анаграммами слова ПРОСТ. Назовите их.
Ответ: строп, спорт.
11 букв
Вам дано 11 букв, составьте из них слово: АЕЕЗИЛМНР
ШЫ.
Ответ: размышление.
Восстановите пословицу
Из этой пословицы «высыпались» гласные буквы, ваша задача - восстановить пословицу.
БЗТРДНВТЩШЬРБКЗПРД.
Ответ: Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Что общего?
Скажите, что объединяет данные слова: связанный, грабитель, прилипала, задубеть, букварь.
Ответ: во всех словах «спрятаны» названия деревьев: вяз, граб, ель, липа, дуб, бук.
Спрятанные государства
В каждом приведенном предложении скрыто название государства. Назовите их.
Конечно же, рапорт у Гали я взял, но прочитать сразу не смог, так как был весьма занят.
Когда мне стало известно, что жена и дочка на даче, я немедленно взял такси и направился к ним.
Я спускался вниз по лестнице очень осторожно, стараясь, чтобы не скрипели ступеньки, тайно покинул дом и направился к месту встречи.
Ответ: Португалия, Канада, Китай.
Слова и буквы
Назовите слово, которое можно приписать ко всем приведенным сочетаниям букв, чтобы получились новые слова.
—овка;
—енец;
—оискатель;
—ка;
—овщик.
Ответ: клад.
Какое слово лишнее?
Одно из приведенных ниже слов является лишним. Назовите его.
Тропик, портик, кортик, приток.
Ответ-, кортик, остальные слова являются анаграммами.
Составляем слова
Составьте наибольшее количество слов из заданных букв: о, т, р, с. Буквы повторяться не должны.
Ответ: трос, торс, рост, сорт.
Изменяем имена
К каждому из приведенных ниже мужских имен, кроме одного, можно подобрать анаграмму. Назовите это имя.
Антон, Борис, Иван, Марк, Петр.
Ответ: Антон - тонна, Иван - нива, Марк - мрак, Петр - треп, к имени Борис нельзя подобрать анаграмму.
Восстановите загадку
Из текста этой всем знакомой загадки высыпались все гласные буквы. Попытайтесь восстановить загадку.
Нкстслстчкм,
Нрбшксшт,
Нчлвкрсскзвт. (Кнг)
Ответ:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Папа и мама
Постарайтесь пройти от одного слова к другому, меняя в каждом последующем слове одну лишь букву. Задание нужно выполнить за минимальное количество шагов.
Папа- мама.
Ответ: ПАПА - лапа - лама - МАМА.
Палиндром
Палиндром - это текст, который читается одинаково в обоих направлениях (слева направо и справа налево). Попробуйте восстановить текст палиндромов с помощью подсказок (количество черточек указывает на количество букв в словах).
Самое крупное млекопитающее, обитающее в части океана, обособленной сушей - человек, возвышенно относящийся к духовным ценностям и отношениям между людьми.
Надавило дикое парнокопытное млекопитающее из рода свиней на овощ синего цвета.
Ответ: 1. Кит на море - романтик. 2. Нажал кабан на баклажан.
Коты
В каждом из приведенных ниже слов «прячется» КОТ. Восстановите слова с помощью подсказок.
Жидкая грязь, которая образуется в сырую погоду.
Сооружение, предназначенное для выработки горячей воды в целях теплоснабжения.
Данная последовательность букв - это не что иное, как названия трех частей речи. Буквы немного перемешались, но сохранили верный порядок следования. Назовите загаданные части речи.
ЧАМЕСТИСТОДЕЕИМЕПРИЧНИЕАСТЦАИЕ
Ответ-, частица, местоимение, деепричастие.
Правильное предложение
Грамматически правильно постройте предложение, которое начинается следующими словами: «Число слов в этом предложении равно...», причем предложение должно являться верным утверждением.
Ответ: семи.
Загадочное стихотворение
Из этого стихотворения «убежали» все гласные. Восстановите текст стихотворения и расставьте потерянные знаки препинания.
НшТнгрмкплчт,
рнлврчкмчк.
ТшТнчкнплчь,
Нтнтврчкмч!
Ответ:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!
Три способа словообразования
В данном ряду букв «перемешаны» названия четырех морфем. Буквы каждого из названий располагаются по порядку. Назовите зашифрованные слова.
КОПРИСОКОНРЕНЬТАВЧАСУ ФКАНИЕФИКС.
Ответ: приставка, корень, суффикс, окончание.
Восстановите текст
Из данных букв (ЕОЛС) с помощью простой перестановки можно получить разные по значению слова и вставить их в предложение, которое тогда приобретет смысл. Расставьте слова по местам и прочитайте полученное предложение.
Я приехал в то года четыре назад, чтобы отдохнуть, да
так там и : уж очень в этом месте природа красивая, да и люди
доброжелательные.
Ответ: 1) село; 2) осел.
Превращение
Полное отсутствие знаний - это ноль, а вот чтобы получить высший балл, нужно потрудиться! Попробуйте превратить «ноль» в «пять», меняя в каждом последующем слове всего лишь одну букву.
Ответ'. НОЛЬ - моль - мель - сель - сеть - суть - путь - ПЯТЬ.