Мастер класс «Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения»
Мастер класс «Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения»
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс «Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения»»
Мастер класс
«Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения»
учитель начальных классов Макарова Е.Г.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Чтение – это лучшее учение в любом возрасте. Работая над проблемой, «Использование интерактивных методов обучения на уроках чтения с целью привития интереса к предмету, формирования коммуникативных навыков, совершенствования техники чтения», считаю, что главное в моей работе – добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии стойкого интереса к чтению, что в дальнейшем обеспечит решение других познавательных задач.
Реализации данной проблемы способствует внедрение новых педагогических технологий. Меня заинтересовали интерактивные методы обучения, позволяющие создавать ситуацию успеха для каждого ученика и на каждом уроке.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
Доверительные, позитивные отношения в системе «учитель-ученик»;
Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся.
Апробировала и предлагаю для использования на различных этапах урока следующие интерактивные формы организации учебно-воспитательного процесса:
Существуют основные способы активизации познавательной деятельности: Слайд 2
опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
включать учеников в решение проблемных ситуаций
использовать дидактические игры и дискуссии;
использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. В основу нового стандарта положен системно - деятельностный подход в образовании. А ключевым условием реализации данного подхода в начальном общем образовании является организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в учебной и во внеучебной деятельности.
Одной из основных методических инноваций при реализации ФГОС сегодня являются интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика.
Слайд 3Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа – группа. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Под интерактивным обучением следует понимать использование фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. К наиболее употребляемым сегодня относятся следующие технологии: СЛАЙД 4
Ролевая игра
Работа в группах
«Мозговая атака»
«Общая дискуссия»
Проекты
Словесные ассоциации
Воспроизведение информации
Поиск соотношений
Технология «Ключевой момент»
Сегодня я хочу показать вам несколько интерактивных методов обучения, которые я использую на своих уроках литературного чтения, на примере всем известной сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Слайд 5
Работаем в 3 группах
СЛАЙД 6
Технология «Мозговой штурм»
- Какие бывают сказки?
Сказки бывают разных видов. (НА СЛАЙДЕ: БЫТОВЫЕ(Люди, фантастические существа. Животные чаще являются помощниками сказочных героев), ВОЛШЕБНЫЕ (Люди, побеждающие зло, благодаря смекалке, мужеству и хитрости), О ЖИВОТНЫХ (Животные, растения, объекты неживой природы)).
Задание: Ваша задача в группе обсудить и назвать характерные черты каждого вида сказок.
Выслушиваются ответы (спрашиваю по группам).
ПРОВЕРКА:
Технология «Словесные ассоциации»+ групповая работа 4 гр
Слайд 7-8
В бытовых сказках много слов, которые устарели и вышли из употребления, не соответствуют сегодняшнему времени.
Задание (работаем в группах): В тексте сказки встречаются такие слова как «невод», «корыто», «землянка», «светёлка». Ребятам предлагается обсудить в группе и объяснить значение слова. (У каждой группы напечатано на листочке своё слово: 1 землянка, 2 невод,3 корыто, 4 светёлка).
Технология «Общая дискуссия» Слайд 9
Вопрос:
Сколько раз менялось море? Как в сказке отзывалось море на жадность старухи? Пять: разыгралось – помутнилось – неспокойно –почернело - на море чёрная буря
Установите очередность рисунков?
Технология «Воспроизведение информации» Слайд 10
Задание:
Работаем в группе
Поставь картинки в логическом порядке. Озаглавьте предложенную вам иллюстрацию.
Придумайте по 2 интересных вопроса к иллюстрации.
ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД
Технология «Ролевая игра »
У вас 2 минуты на подготовку. Перескажите по ролям фрагмент сказки с опорой на иллюстрацию.
Технология «Незаконченное предложение» Слайд 11-12
Технология «Поиск соответствий» СЛАЙД 13
Задание: две команды мальчики и девочки
Выберите имена прилагательные характеризующие черты характера главных героев.
Опишите героя используя эти имена прилагательные.
Технология «Ключевой момент». СЛАЙД 14-15
Задание: Из списка выберите пословицу, которая подходит к нашей сказке и объясните почему. (Ответ: Много захочешь – последнее потеряешь или Ненасытному всё мало.
Выводы: СЛАЙД 16
Сегодня применение интерактивных технологий обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе.
Успешность обучения младших школьников напрямую зависит от наличия устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
Мотивация способствует более успешному усвоению изучаемого материала.
Положительный результат обучения свидетельствует об эффективности применяемых интерактивных технологий, способствующих развитию личности ребенка.
Я глубоко убеждена, что сегодня необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют организовать работу на уроке в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению учебного материала, вызывают интерес к самостоятельному познанию нового, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.