Тема: Приёмы здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Цель: Ознакомление с приёмами здоровьесберегающих технологий на уроке.
Задачи: показать практическую значимость использования методов и приёмов здоровьесберегающих технологий на уроке; поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.
Ход выступления:
1.Вступление.
Упражнение «День рождение»
Нарисуйте связку из семи шариков. Представьте, что к Вам, как в сказке, пришли феи и принесли Вам в подарок семь ценностей (богатство, здоровье, любовь, работа, власть, карьера , уважение и др.).
Напишите на шариках ценности наиболее важные для Вас.
Вас все поздравляют и в суматохе несколько шариков лопнули. Осталось три ценности.
Какие ценности уцелели? (читают по цепочке)
Чаще всего звучит ценность – здоровье. Почему?
Наверное, потому, что здоровье для человека одна из самых важных ценностей. Без здоровья трудно достичь других ценностей.
Доказательства этого мы можем получить из пословиц, в которых народ выразил своё отношение к здоровью.
Здоровье всего дороже.
Здоровью цены нет.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Было бы здоровье – остальное будет.
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоров будешь – всё добудешь.
Здоровье дороже богатства.
Это подтверждают и Великие люди.(Высказывания Великих людей)
Какой же смысл мы вкладываем в понятие «Здоровье»?
Составим синквейн «Здоровье».
Выслушиваем варианты, обмениваемся мнениями.
Обобщая все высказывания, надо отметить, что понятие здоровья рассматривается не только как отсутствие заболевания, а как состояние физического, социального и духовного благополучия.
Проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальными, так как в современном обществе наблюдается снижение здоровья населения.
Среди школьников выросла частота нарушений органов зрения и осанки, нервно – психических расстройств.
Потребность человека, государства в здоровьесберегающем образовании делает актуальным о выборе образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки, сохраняющих здоровье школьников, то есть здоровьесберегающих технологий.
В образовании применяются разные группы здоровьесберегающих технологий (медико – гигиенические, физкультурно – оздоровительные, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные и др.)
С непосредственной работой учителя на уроке связаны психолого – педагогические технологии здоровьясбережения.
2. Методы и приёмы здоровьесберегающих технологий.
Урок – должен быть зоной психологического комфорта. Педагоги знают: как начнёшь урок, так он и продолжится.
1.В этом помогает правильно подобранный и проведённый психологический настрой.
Смехотерапия. Приём «Улыбка».
2. Для сохранения здоровья глаз.
Приём «Зайчик» (лазером светим по потолку, а дети следят глазами).
Цветотерапия (оказывает положительное влияние на психологическое здоровье). Приём «Цветная метка» (отдыхают глаза, смена поз, положительное влияние на психологическое состояние, увеличение интереса к работе). Развесить по классу цветные метки (листы с цифрами, ответами –устный счёт, задачи). Ищут метку, называют цвет,
Теплотерапия. (тепло ладоней снимает напряжение с глаз). Дети трут ладони друг о друга, прикладывают тёплые ладони к глазам, не касаясь глазных яблок.
Ароматерапия (активизирует внимание, снимает усталость, профилактика простудных заболеваний). Добавьте несколько капель в воду и распылите. Это и увлажнит воздух и наполнит нужным ароматом.
4. Голос (трансформация крика в энергию певческого звука).
Вокалотерапия (стимулирует внутренние органы человека, нормализует функциональность нервной системы). Упражнение «Звукоподражание» (снимает стресс, улучшает дыхание, работу головного мозга и настроение, лечит горло и уши). Пропевание звуков «А», «И», «О», «У», «Ы»», «Э».
5. Самомассаж.
Пальчиковая гимнастика (синхронизирует работу правого и левого полушария, снимает усталость и напряжение с рук).
Энергетическое упражнение (снимает усталость, помогает избавиться от «энергетического мусора», служит профилактикой стресса). Потёрли, потёрли ладошки. Скатали, скатала шарик. Выкинули его. Стряхнули с ладоней пыль.
Приём энергизатор «Групповой массаж» (снятие напряжения, повышение энергетического потенциала в группе). Становятся между рядами (или в круг), кладут руки на плечи впереди стоящего соседа и начинают массировать.
6. Осанка.
Физминутки.
Приём «Мешочек» (вырабатывает правильную осанку, снимает статическую нагрузку). Выполняют задание с мешочком (наполнить песком, солью) на голове.
Приём «Минутка шалости».
7. Расслабление (положительное воздействие на духовную и эмоциональную сторону человека).
Приём «Сила природы» (расслабляет, снимает напряжение, стимулирует работу мозга). Расслабляются на стуле, смотрят ролик о природе, слушают музыку.
Приём «Минутка покоя» (снимает напряжение). Сидят расслабленно с закрытыми глазами в тишине (1 мин).
3. Обобщение.
Чтобы урок сработал» как здоровьесберегающий, учитель, должен использовать самые различные методы и приёмы выбирая их в соответствии с конкретными целями и видами деятельности обучающихся на уроке.
4. Советы учителю.
Уважаемые учителя, заботясь о здоровье учеников, не забывайте и о своём. Самое уязвимое место в учительском здоровье – нервная система. Предлагаю несколько советов для её сохранения (памятка).
Выходя из дома. За минуту до выхода посмотрите в зеркало. Вспомните приятные мгновения вашей жизни. Улыбнитесь. Почувствуйте тепло в груди. Отправьте улыбку в середину. Постарайтесь удерживать это состояние всю дорогу до работы и тогда, никакой «малый вампир» Вам не навредит.
Перед уроком. Аутотренинг «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание моё растёт. Я как разведчик, всё замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я готова к работе. Я работаю.»
Рабочий день закончился. Не бегите сразу домой. Посвятите себе 10 минут. Сядьте удобно. Расслабьтесь. Сделайте массаж точек бодрости (ушные раковины), дыхание животом. Просмотрите любимые фотографии. Прослушайте успокаивающую музыку. Покатайте между ладонями предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам помогает сохранить эмоциональную устойчивость и физическое здоровье.
Всегда сохранять хорошее настроение. Ешьте бананы, апельсины и шоколад. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу. Вызывают радость и успокаивают «исстрадавшуюся» нервную систему.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Улыбайтесь! Улыбка продлевает жизнь!
Учитель не имеет право беспечно относиться к своему здоровью, ведь он - пример для подражания!
5. Рефлексия.
На этом я хочу закончить своё выступление. Я благодарю вас за сотрудничество и прошу вас оценить мою работу сегодня, выразив свои эмоции и настроение с помощью жестов и мимики!
6. Итог.
«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто» сказал Сократ. Желаю Вам творческих успехов и конечно здоровья!