Просмотр содержимого документа
«"Малые спортивные игры в начальной школе"»
Малые спортивные игры в начальной школе (беседа на спортивном часе)
Цели: предупреждать травматизм в школе во время кратковременного отдыха на перемене, в группе; сообщить о малых подвижных играх и их значении для активного отдыха.
Ход и содержание беседы
Часть I – теоретическая
Учитель.
Веселятся Петя с Леной,
Это значит...
Учащиеся. Перемена!
Чтение рассказа:
ИГРАЙ, ИГРАЙ, ДА МЕРУ ЗНАЙ
Это было в декабре. Закончился третий урок. Все вышли в коридор на перемену. Учитель открыл в классной комнате окно и позвал Петю.
- Посмотри, сколько в этом году снега. Весь школьный двор стал белым-белым. Наверное о таком снеге писали русские поэты.
- На улице установились первые морозцы, - продолжил я. - Все перемены теперь придется проводить в школьном коридоре.
- На улице-то было лучше, - поддержал разговор Петя.
- Давай организуем какую-нибудь игру? - предложил я.
- Давай! - говорит Петя.
- Только извините, я сейчас быстро подготовлюсь к уроку физкультуры.
И он исчез в раздевалке. Через некоторое время он выбежал в коридор в спортивном костюме.
В это время из соседнего класса вылетел Вовка-задавака и такое стал вытворять! Ну, прямо, о нём сказано в стихотворении Б.Заходера:
ПЕРЕМЕНА
Перемена, перемена! –
Заливается звонок,
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, -
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут - опять звонок...
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
- Ничего! - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем!
В коридор вышел учитель, остановил его и стал его «отчитывать».
- Сколько раз можно говорить о том, что так нельзя себя вести на перемене в школьном коридоре! Это хорошо еще, что обошлось без травм! Разве сложно организовать малые подвижные игры?
- Какие такие малые подвижные игры? - спрашивает Вова.
- Не помнишь? Я подскажу: «Товарищ командир», «Найди флажок», «Вершки-корешки», «Совушка», «Отгадай, чей голосок?», «Удочка» и другие. Вы их разучивали на уроках физкультуры!
А так проводить отдых на перемене нельзя! Посмотри, сколько человек ты обидел! Сам не отдохнул, да и другим мешал.
Запомни! Участвуя в малых подвижных играх, ты не создаешь неприятностей как для играющих, так и для проходящих мимо, а самое главное - ты снимаешь первые признаки утомления, повышаешь кровоснабжение. Это поможет тебе без особых усилий воспринимать материал следующего урока. А теперь, что с тобой делать?
Так мы с Петей и не организовали игру. Вначале смотрели на Вовкины выкрутасы, а потом слушали учителя.
По окончании чтения рассказа дети повторяют материал по вопросам:
1. Правильно ли отдыхает Вовка-задавака на перемене в школьном коридоре?
2. Поставил ли учитель в пример другим Вовкины занятия на перемене?
3. Назовите малые подвижные игры, которые посоветовал учитель Вовке-задаваке организовать во время перемены.
Далее учитель спрашивает:
- Какие из названных игр вам знакомы?
И продолжает:
- Сегодня во второй части беседы мы эти игры организуем. Кто из вас не раз в них участвовал? Где и когда это было? Затем проводит игру-аукцион подвижных игр.
Дети называют не только игры, перечисленные учителем, но и другие. Далее учитель говорит о том, что, участвуя в малых играх, им будет легче воспринимать материал следующего урока, а еще они смогут избежать травм на перемене.
- Почему мы сегодня говорим о кратковременном отдыхе на перемене и в группе продленного дня? (Потому что половину всех травм в школе дети получают на переменах и в группе.)
А сейчас выполните практическое задание к рассказу «Играй, играй, да меру знай» - разучите подвижные игры.
Часть II
Проведение подвижных эстафетных игр
1. Эстафета «Защита крепости».
На земле чертят большой круг. Все играющие становятся за линией круга, лицом к центру. Лишь один водящий остается в круге. В середине круга ставят пять булав или кеглей. Это крепость, которую водящий должен защищать. Для игры нужен волейбольный мяч. Играющие, перебрасывая мяч между собой, стараются уловить удобный момент, когда защитник крепости зазевается, и ударом мяча сбить кегли (булавы). Защитник имеет право отбивать мяч любым способом. Тот, кому удастся разрушить крепость, становится новым защитником.
2. Соревнование скороходов.
На земле проводят линию, за которой становятся все играющие. В 40 м от нее проводят вторую линию. По сигналу воспитателя все начинают шагать, стараясь как можно быстрее дойти до финиша. Надо следить за тем, чтобы шаг ни у кого не переходил в бег или прыжки. Побеждает команда или тот, кто, не нарушая правил, дойдет до финиша первым.
3. Игра «Успей взять кеглю».
Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу. Расстояние между ними -10 м. Игроки каждой шеренги рассчитываются по порядку номеров. Между шеренгами на равном расстоянии от них ставят кеглю. Воспитатель называет номер. Игроки, имеющие эти номера, выбегают. Каждый стремится первым схватить кеглю. Тот, кто сумеет это, убегает в свою шеренгу, а противник старается его запятнать. Если игрок с кеглей вернется в шеренгу, не будучи запятнанным, его команда получает два очка, а если его запятнают - одно очко. Затем руководитель называет другой номер и бегут другие игроки. Побеждает команда, набравшая больше очков.
4. Игра «Точный удар».
Две команды по 8-10 человек выстраиваются в колонны по одному, одна против другой. Между ними кладут на пол обруч. По сигналу первый игрок одной команды бросает мяч о пол в центр обруча так, чтобы он отскочил по направлению к игроку другой команды, и отходит в сторону. Поймав мяч, игрок второй команды таким же способом возвращает его и отходит в сторону. Ловит мяч второй игрок первой команды. Так, сменяя друг друга, мяч бросают и ловят все игроки обеих команд. Игра ведется в быстром темпе. Если мяч не будет пойман или заденет обруч, бросок не засчитывается. Виновный в этом остается на месте и бросает мяч вторично. Побеждает команда, раньше завершившая игру.
5. Игра «Бег по кочкам».
Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1-1,5 м друг от друга чертят кружки диаметром 30-40 см (по прямой или извилистой линии). По сигналу первые номера, перепрыгивая из кружка в кружок, добегают до конечной черты, после чего по кратчайшему пути возвращаются обратно и передают эстафетные палочки очередному номеру, а игрок становится в конец колонны. Выигрывает команда, раньше закончившая игру.
6. Эстафета с обручами.
Для игры нужны обручи и эстафетные палочки по числу команд. В 10-15 шагах от линии старта перед каждой командой ставится флажок. На середине дистанции кладется обруч. Первые номера в командах получают эстафетные палочки. По сигналу 1 -е номера добегают до лежащих на земле обручей и, не выпуская палочек, поднимают обручи, пролезают сквозь них, кладут их на место (оно должно быть обозначено) и бегут дальше до флажков. Обогнув флажки, они возвращаются, вновь пролезают сквозь обручи и вручают эстафетные палочки вторым номерам, а сами становятся в конец команды (колонны). Вторые номера проделывают то же самое и передают эстафетные палочки третьим и т. д. Выигрывает та команда, которая раньше закончит игру.
7. Игра «Скорый поезд».
В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету номера, и вместе они проделывают тот же путь. Играющие держат друг друга за локти и во время ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна. Когда паровоз (передний игрок) возвратится на место с полным составом, он должен подать протяжный гудок. Выигрывает команда, первой прибывшая на станцию.
8. Эстафета с мячами.
Для игры нужны волейбольные мячи по числу команд. В 6-7 шагах от линии старта перед каждой командой ставится стул. Первые номера, получив по мячу, бегут к своим стульям, становятся за ними и с этого места бросают мячи вторым номерам, после чего возвращаются и становятся в конец своей колонны. Вторые и последующие номера, поймав мяч, проделывают то же самое. Если очередной игрок мяч не поймал, он должен побежать за ним, вернуться на свое место и лишь после этого продолжать игру. Выигрывает команда, у которой мяч, обойдя всех игроков, раньше вернется к первому.
9. Эстафета со скакалками.
Чертятся две параллельные линии на расстоянии 15-20 м одна от другой. У первой линии выстраиваются в затылок две или три команды. Игроки, стоящие впереди колонны, держат в руках скакалку. На противоположной черте, напротив каждой команды, ставят флажок. По сигналу первые номера начинают бег, перепрыгивая через скакалку, и, обогнув флажок, возвращаются обратно и передают скакалку следующему игроку. Тот, не задерживаясь, прыгает через скакалку и устремляется вперед. Последний участник, достигнув финиша, поднимает руку со скакалкой вверх. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
10. Игра «Если нравится тебе».
Все участники свободно располагаются на площадке. Воспитатель становится так, что бы все его хорошо видели, запевает песню и показывает движения. Дети подхватывают песню и повторяют движения за воспитателем:
Если нравится тебе,
То делай так
(2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе,
То делай так
(2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи.
Если нравится тебе,
То делай так
(2 щелчка пальцами над головой).
Далее все строки куплетов повторяются еще три раза, но движения заменяются другими: 2 хлопка в ладоши, затем два хлопка по коленям, потом два притопа ногами. Затем дети поют:
Если нравится тебе,
То делай всё...
(Повторяют подряд одно за другим все движения: 2 щелчка, 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям, 2 притопа ногами.)
Затем дети поют снова и повторяют все движения по порядку. В заключении игры дети поют:
Если нравится тебе,
То ты скажи: «Хо-ро-шо!».
Если нравится тебе,
То ты скажи: «Хо-ро-шо!».
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи.
Если нравится тебе,
То ты скажи: «Хо-ро-шо!».
11. Игра «Неуловимый шнур».
Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу, на расстоянии 2—3 м. Под стульями протянута веревка. По сигналу надо вскочить, обежать оба стула, сделав вокруг них три полных круга, затем сесть на свой стул, наклониться и вытянуть к себе веревку. Кто схватит веревку быстрее, тот и выиграет. Бежать следует каждому в правую сторону. Во время бега до стульев не дотрагиваться. Сначала надо провести репетицию. Для того чтобы играющие не ошиблись и не схватили веревку раньше времени, воспитатель считает вслух обороты: «Раз, два, три!». После счета «три» можно сесть на стул и попытаться вытянуть веревку. Соревнование проводится три раза, побеждает тот, кто сумеет два или три раза вытянуть шнур.
В игру можно внести изменение: не бежать вокруг стульев, а прыгать на одной ноге (только один оборот), после этого сесть и попытаться вытянуть веревку.
12. Игра «Пропавшая табуретка».
На расстоянии 2-3 м одну от другой ставят две табуретки. На них садятся играющие с завязанными глазами. По команде воспитателя они встают, делают 6-8 шагов. После этого каждый должен сделать три полных оборота на месте и вернуться к своей табуретке. Выполнить это задание не просто. Очень часто играющие теряют направление и, возвращаясь, идут совсем не в ту сторону, откуда пришли.