Воспитательное мероприятие рассчитано для детей 3-4 классов. Может использоваться в межпредметных связях: науроках русского языка. литературного чтения, истории. Для проведения уроков-Мужества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« маленькие герои большой войны»»
Республиканский конкурс «Педагог года Донецкой Народной Республики» в 2024 году в номинации «Классный руководитель года»
ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
« МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ»
Пронь Виктория Викторовна,
учитель начальных классов,
МБОУ « Гимназия№ 70 г. Донецка»
2024 год
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста является первостепенной функцией современного общества. Заполняя с раннего детства духовный мир ребёнка такими высокими понятиями, как «Родина», «Отечество», «Россия», школа воспитывает полноценных граждан своей страны. Данный классный час является одним из цикла мероприятий, проводимых в русле гражданско-патриотического воспитания детей в гимназии. Мероприятие способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. В рамках мероприятия дети обучаются современным ИКТ-технологиям, знакомятся с историей нашей страны, учатся работать с дополнительной литературой и применением полученных знаний на практике. Тема и содержание мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании. Содержание мероприятия направлено на воспитание интереса к истории родной страны, на изучения прошлого и настоящего. Презентация, использованная в данном мероприятии, а также подборка стихотворений и музыкального сопровождения продуманы и соответствуют возрастным нормам и являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании. Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей. Мероприятие составлено в форме литературно-музыкальной композиции и предназначено для воспитанников 3-х классов.
Тематическое направление:
гражданское и патриотическое воспитание.
Тема воспитательного мероприятия
Тема. «Маленькие герои большой войны»
Актуальность
Я считаю, что данная тема и содержание воспитательного мероприятия затрагивают социально значимые проблемы, актуальные в настоящий момент для российского общества, так как вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Одним из аспектов патриотического воспитания обучающихся в рамках введения ФГОС является воспитание любви к своему народу, её истории, традициям и духовным ценностям. Необходимость развития патриотизма у детей младшего школьного возраста, как важнейшая ценность, одна из основ духовно-нравственного единства общества. Актуальность внеклассного мероприятия заключается в том, что оно реализует цель, поставленную российским образованием – сохранение исторической преемственности поколений. Также немаловажным является и формирование у подрастающего поколения инициативности, самостоятельности, толерантности, гражданской ответственности и правого самосознания, способности к успешной социализации в обществе.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Воспитательное мероприятие рассчитано для обучающихся третьих-четвёртых классов, возраст детей 9 -11 лет.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания. Внеклассное мероприятие предоставляет возможность для проявления и развития индивидуальных творческих способностей обучающихся. Данный материал может использоваться в межпредметных связях: на уроках русского языка, истории, литературного чтения, технологии. Может быть использовано для проведения Уроков мужества, классных часов, посвящённых истории Великой Отечественной войны и Специальной военной операции на Донбассе. Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, их родителей, классного руководителя, педагога-библиотекаря, социального педагога, завуча по воспитательной работе.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне и СВО;
Задачи:
- содействовать формированию у учащихся патриотизма и нравственных качеств, активной гражданской и жизненной позиции;
- воспитывать чувство сопереживания, сострадания к тем, чьи жизни унесла Великая Отечественная война и СВО на донецкой земле 2014-2024 года;
- мотивировать учащихся к участию в социально значимых проектах по увековечению памяти юных граждан во время Великой Отечественной войны и детей, погибших в результате боевых действий в Донбассе.
Регулятивные УУД:
-планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и определенными задачами;
- умение выделять основное, анализировать свои знания, планировать саморазвитие;
- способность извлекать информацию из письменных источников;
- умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
- способность получать дополнительную информацию, используя исторические источники, интернет-источники;
- умение выявлять причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений; выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Коммуникативные УУД:
- способность проявлять себя в творческой коллективной и групповой деятельности;
- умение слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса к изучению материалов о ВОВ и СВО;
- воспитание чувства гордости за подвиги детей-героев Отечества;
- воспитание истинных патриотов, достойных граждан своей Родины;
- вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность; формирование стремления равняться в своей жизни на положительные примеры служения Родине, обогащение знаний обучающихся о героическом прошлом и будущем своего края.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора
Внеклассное мероприятие проведено в форме литературно-музыкальной композиции. Выступления ведущих, участников, декламация поэтических произведений, исполнение песен под музыкальное сопровождение, демонстрация мультимедийной презентации. Данный методический материал может излагаться как одним учителем, так и несколькими в виде урока и часа Мужества, беседы, лекции, дискуссии, так и самими учащимися.
Внеклассное мероприятие разработано с использованием технологий критического мышления. Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие методы:
- словесный (эвристическая беседа);
- метод-антиципации (предугадывание темы),
- наглядный (просмотр презентации);
- исследовательский (сбор и подготовка информации о детях-героях СВО)
-практический метод (изготовление голубков).
Приёмы : «Тонкие и толстые вопросы», «Саморефлексия»;
- групповая, индивидуальная и коллективная работа.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные )
Кадровые: при подготовке мероприятия обращалась за помощью к учителю истории, школьному библиотекарю, к родителям учащихся. Ведущие-помощники: учащиеся военно-патриотического движения «Юнармия.
Методические: для успешного проведения мероприятия важное значение имело предварительный поиск информации по заданной теме, подробное изучение видеохроники военных лет, хроники СВО на Донбассе, интернет-ресурсов.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данное воспитательное мероприятие разработано для обучающихся начальных классов и ориентировано на патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. В организации и проведении мероприятия принимают участие обучающиеся, учителя, родители. В ходе коллективной, совместной работы обучающиеся овладевают информационными, поисковыми, коммуникативными компетентностями. Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей. Мероприятие может быть использовано для проведения Уроков мужества, классных часов, посвящённых истории Великой Отечественной войны и специальной военной операции (СВО) на Донбассе.
Описание подготовки воспитательного мероприятия
Воспитательное мероприятие готовилось в несколько этапов:
1 этап – подготовительный этап:
- постановка проблемы и формулировка темы;
- определение цели и задач.
2 этап – сбор информации по теме:
- подобрать цитаты, стихотворные и музыкальные произведения по теме мероприятия;
- распределение ролей учащимся;
- работа с ведущими мероприятия (учащимися 7 класса военно-патриотического движения «Юнармия» )
- заготовки для музыкального оформления,
-подготовка шаблона (голубка мира с оливковой ветвью во рту)
- оформления кабинета: рисунки детей, плакат, свечи.
Сценарий воспитательного мероприятия
Тема. МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ.
Цель: формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне и специальной военной операции на Донбассе .
Задачи:
- содействовать формированию у учащихся патриотизма и нравственных качеств, активной гражданской и жизненной позиции;
- воспитывать чувство сопереживания, сострадания к тем, чьи жизни унесла Великая Отечественная война и СВО на Донецкой земле 2014-2024 года;
- мотивировать учащихся к участию в социально значимых проектах по увековечению памяти юных граждан во время Великой Отечественной войны и детей, погибших в результате боевых действий в Донбассе.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1.Орг. момент.
1 ведущий. Добрый день, уважаемые гости,
2 ведущий. Добрый день педагоги, ребята!
1 ведущий. Память сердца мне не остудить.
Снова обращаюсь к ней и снова.
Что мне делать,
Как мне дальше жить,
Если память сердца просит слова?
Звучит песня Марка Бернеса «Журавли». На её фоне учащиеся читают стихи.
Ученица. Войны начинаются внезапно.
Ходит по границе тишина.
А потом обвал. И сразу пятна.
Красные. И вот она – война.
Ученик. Вот она – гремучая, шальная,
Вся в лоскутьях дыма и огня,
Землю под железо подминая,
Целится в тебя или в меня.
2.Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель. Ребята, произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.
- Скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово
Учитель. На дворе 2024 год, и мы все живём в непростое время. Время, словно проверяя на прочность, подвергает нас новым и новым испытаниям. Война – это вечное противостояние жизни и смерти. Но как бы ни было тяжело возвращаться к этой боли, ранящей душу, говорить о ней нужно. Нужно ради памяти. Самая страшная беда на свете – война. Сколько горя и слёз приносит она народу, каждому дому, каждой семье. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Много лет прошло со времён Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся тех, кто может рассказать сегодня о тех событиях, кто сам был их участником. Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.
- Ребята, сегодня наш классный час посвящён очень важной теме.
4.Определение темы классного часа.
Учитель. Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего занятия?
О чём же мы поговорим…
- Дети, давайте вместе прочитаем тему мероприятия на экране. (1слайд)
Тема нашего занятия: « Маленькие герои большой войны»
(чтение эпиграфа учителем) (2 слайд)
- Ребята, прочтя эпиграф и посмотрев слайды, определите, о чём пойдёт речь
на нашем мероприятии? (Ответы детей) Сегодня мы с вами собрались, чтобы
поговорить о ребятах, ваших сверстниках. Поговорим о тех детях, которые своими поступками, своими подвигами, своей короткой, но героической жизнью заслужили того, чтобы их помнили и уважали.
5.Основная часть.
1 ведущий. Страшное слово - война…. Горем, страданием, смертью пронизано оно…Страшное слово и далёкое… Далёкое ли для вас? Нет, с этим страшным словом вы знакомы! Очень близка нам тема войны. Болью отзывается это слово в каждом сердце. Мы своими глазами видим ужасающие картины разрушений, поломанных жизней, огромного человеческого горя. Война для нас, донецких, постучала в наши сердца ещё в 2014 году.
2 ведущий. Не смотря на это, мы живём, учимся, взрослые отстраивают разрушенное и созидают новое. Мы не меняем названия улиц, не сносим памятники, не оскверняем могилы героев. Мы - патриоты своего Донбасса! Если народ забывает своё прошлое, у него нет будущего. И мы не забываем!
Ученица. О ней вы узнали не из книжки -
Жестокое слово - война!
Сейчас в войну не играет мальчишка,
Он просто, как все - дышит войной.
Учитель. Ребята у каждой страны, у каждого народа, бывают такие моменты истории, такие времена, когда наступают тяжёлые испытания. Чтобы их достойно пройти, нужно много усилий и большая вера в то, что мы всё преодолеем. Такое тяжёлое испытание выпало и на долю нашего народа: тогда – в 1941 и сейчас – 2024 году.
Ученица.
Отец мой в ту войну не воевал: Годами был для фронта слишком молод - Но не по-детски рано испытал Все тяготы войны и лютый голод. Ученик. Ах, этот голод! Как же он терзал, Как мучил тело, затмевая разум! А хлеба пай был так ничтожно мал, Что проглотить его хотелось сразу. Ученица. Чтоб мирная скорей пришла весна Мужья домой вернулись, братья, деды, Трудился тыл без отдыха и сна, Все силы отдавая для Победы! Ученик. Подростки с матерями встали в ряд. Вмиг повзрослев, забыли про игрушки. А в хатах вечерами для солдат Кисеты шили дети и старушки.
Учитель.
- Ребята, а когда началась Великая Отечественная война?
- Почему она так называется? Какая страна развязала войну?
- Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
- Кто встал на защиту Отечества?
Звучит песня А.Александрова «Священная война»
1 ведущий. 22 июня 1941 году началась самая кровавая, самая страшная из всех войн - Великая Отечественная война. Война – это 4 года,1418 дней и ночей. Это всё можно сосчитать, но как сосчитать количество горя и слёз, которые заставила пролить эта война. (3 слайд)
2 ведущий.27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети.
Учитель. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.(4слайд)
Ученица. Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной.
Всего каких-то пять минут осталось.
Учитель. Нелёгкое детство выпало нашим прабабушкам и прадедушкам – «детям войны». Великая Отечественная война обрушилась на них так же, как и на взрослых, - голодом, холодом, разлукой с родными. Переживали они это страшное время, мечтая о краюхе хлеба, возвращении отца с фронта и победе.
Ученик. Ещё той ночью игры снились детям,
Но грозным рёвом, не пустой игрой,
Ночное небо, взрезав на рассвете,
Шли самолёты на восток…
Учитель. Как внезапно ворвалась война в их детство и юность…Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких! Во время войны детям было сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище…
1 ведущий. Что может делать на войне маленький человек? Каждый ребенок старался сделать всё, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу прогнать ненавистного врага. Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.
2 ведущий. В один день ребята повзрослели. С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы. Они требовали, убеждали, а если не помогало, то врали – завышали года на год, а то и на два свой возраст. Они шли на всё, чтобы встать в строй защитников Родины.(5 слайд)
Ученица. Ах, война,
Что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Учитель. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море. В небе. В партизанском отряде, в Брестской крепости, в Керченских катакомбах, на Донбассе в подполье… И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Ученик. Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
Учитель. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили. Собирали колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шили одежду для фронтовиков, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты, были связными в партизанских отрядах. Многие трудились на оборонных предприятиях, встав за станки вместо ушедших братьев и отцов, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом. Всё было подчинено войне - учёба и труд. В школьных пошивочных мастерских дети шили для армии белье, гимнастёрки. Девочки вязали тёплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Школьники дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях. (6 слайд)
2 ведущий.
Учились при свете коптилок,
Писали меж строчек газет,
И чёрного хлеба кусочек
Был слаще заморских конфет
Учитель. Детям военных лет трудно давалась учёба. Не хватало учебников. Ручками служили куриные и гусиные перья, писали на страницах старых книг и газет. У большинства семей не было даже керосиновых ламп, вечером
дети готовили уроки у печей или использовали самодельные фитили. Некоторые школы и вовсе были закрыты. (7слайд)
Ученица. В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.
Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».
Ученик. Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...
Учитель. Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу. (8 слайд)
Ученик. В обители смерти молчат о смерти.
И только крик.
Парит и кружит под крышею блока.
Бьётся о твердые кулаки стен: Жить!
Тяга к жизни – сорняк живучий –
Даёт нам силу сломить бессилие!
Учитель. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поименно назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи…
Ученик. Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
И вновь – весна… И солнце светит ясно.
Вот детский смех послышался вдали…
Ученица.
Но кто сказал, что жили вы напрасно?
Но кто сказал, что зря боролись вы?
Кто так сказал, не знал, наверно, горя
И не видал он материнских слез,
Не видел он могил и после боя
Не видел тех, кто это перенес.
Учитель. Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут и совсем юные мальчишки и девчонки, на хрупкие плечи которых легла тяжесть невзгод военных лет. Но они выстояли. Наша страна победила. За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были награждены: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова и многие другие дети.(9слайд)
1 ведущий. Течёт река времени. Минуло уже много десятков лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения.
2 ведущий. И казалось, что нам, наследникам славы великих дедов, в 21 веке останется лишь с гордостью вспоминать своих славных предков и желать ветеранам и людям старшего поколения «мирного неба», даже не пытаясь вникнуть в подлинный смысл этих слов.
Учитель. Но судьба распорядилась по-другому...
Прошли десятилетия, и новый вождь провозгласил, что Донбасс должен быть уничтожен, да только на пути его призрачно победоносной армии встали маленькие города и посёлки, которые приняли на себя всю страшную уничтожающую силу удара: Донецк, Горловка, Ясиноватая, Луганск, Первомайск, Широкино и десятки других. (10 слайд)
Ученица. Мы, дети Донбасса, лишённые детства, Не понаслышке знаем о войне... Слышна стрельба и взрывы по соседству, От пуль отметины остались на стене. Не слышно больше радостного смеха, Скрипят качели одиноко во дворе. От взрывов раздаётся громко эхо, Мы содрогаемся от ужаса во сне.
Учитель. Пришедшая на Донбасс война принесла не только разрушенные дома и убитых мирных жителей, это еще и искалеченные судьбы детей, которые не скоро смогут забыть те ужасы, которые им пришлось прочувствовать, живя в подвалах, ночуя на улицах и видя смерти своих родителей. Война на Донбассе заставила шестилетних детей вмиг стать взрослее. Военный конфликт затянулся надолго. До сих пор, ежедневно города и сёла подвергаются обстрелам из тяжёлой артиллерии, а число жертв неумолимо растёт.
Ученик. Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чём ни спросишь,
Пошутишь с ней, - молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
1 ведущий. Жизнь на войне подкорректировала детство донецких детей. Они быстро всё поняли и приспособились к жизни в новых условиях, как бы страшно это не звучало. Они знают, как выглядят мины и снаряды, знают, что надо помогать соседям, как тушить дом, если в него попал снаряд, чтоб огонь не перекинулся на соседние дома. Эти дети помогали и помогают окружающим выжить: носили еду и лекарства, помогали выбраться из-под завалов, часто сами раненные, они оказывали первую медицинскую помощь пострадавшим. Они ухаживали за ранеными и сами участвовали в боевых действиях, как сыны и дочери полков.
Ученица.
Зябко в подъезде разбитого дома,
Воет волчицей метель.
Это оттуда, с аэродрома,
Двери срывает с петель.
Вот и опять загорается крыша,
Мечутся тени в огне.
Кожею чувствую, кожею слышу
Лупят снаряды по мне.
Учитель. Так случилось, что детям Донбасса пришлось столкнуться лицом к лицу с войной, почти каждый день и во время активных боевых действий ребята показывали удивительные для их возраста качества самоотверженности, мужественности, жертвенности и сострадания, как тогда в годы Великой Отечественной войны. Давайте послушаем сообщения учащихся нашего класса о героях нашего времени.
Ученик. Я подготовил сообщение про Кунова Элнура. (11слайд)
Война, взрывы, лишения, разрушенная инфраструктура. Наш город остался без воды. Ученик 3-В класса Кунов Элнур вместе с папой Новрузом организовали свой водный гумконвой. Каждый день они на своей машине бесплатно привозили питьевую воду для жителей микрорайона Текстильщик. Эта идея пришла в голову Элнуру, когда он стоял на балконе и увидел бабушку, которая несла ёмкости с водой и плакала. Со 2 апреля 2022 года Элнур с папой развозят воду всем нуждающимся жителям Кировского района г. Донецка. На бочке с водой наклеено обращение «Убедительная просьба, кто знает, где живут инвалиды и пожилые люди, которые не могут сами носить воду, обращайтесь. Я привезу».
Ученица. Я подготовила сообщение про Владу Белецкую. (12 слайд)
Восьмилетняя школьница под бомбёжкой помогала пожилым людям добраться до укрытия, разносила еду, лекарства. В июне 2015 года жительница города Шахтёрска 8-летняя Владислава Белецкая получила награду «За мужество и спасение». Во время особенно ожесточённых обстрелов они с мамой сидела в подвале, а потом ходили под бомбёжками разносили еду людям.
Ученик. Разрывы бомб. Обстрелы храмов.
И парк на линии огня.
Убит младенец вместе с мамой. –
Растерзаны средь бела дня.
И позже будет отпеванье,
Сейчас разрушен Божий храм.
Лишь только ветра причитанья
И горький плач оконных рам…
Ведущий. Гибель детей – это самая большая трагедия и несправедливость, которая может быть в мире. Каждый из погибших маленьких жителей Донбасса мог бы стать кем-то в этой жизни, реализовать свои мечты, сделать этот мир светлее. Кто-то из них хотел быть врачом и спасать жизни людей. Кто-то мечтал о профессии строителя, чтобы строить города. Кто-то мог вырасти и стать известным учёным. В 2015 году в донецком парке Победы имени Ленинского комсомола появилась Аллея ангелов. На тёмной плите высечена лишь часть имён девочек и мальчиков, которые уже никогда не станут взрослыми, не создадут свои семьи, не вырастят своих детей. (13 слайд)
Ученица.У «каменного мальчика» был живой прототип — 13-летний Кирилл Сидорюк из села Буткевич, ценой собственной жизни спасший 9-летнюю сестру Таню во время обстрела со стороны Украины в августе 2014-го. «Аллея ангелов» – место, которое не бывает пустым. Туда приносят мягкие игрушки, свечи, цветы, даже детские бутылочки, ведь младшему ребенку, чьё имя высечено на плите Аллеи Ангелов, не исполнилось и года. Каждый ребёнок любил своих маму и папу, радовался светлому солнцу и дню. Учитель. Думаю, будет хорошим способом отдать дань памяти, если мы вместе споём песню «Солнечный круг», которую очень часто поют на Аллее Ангелов. В этой песне увековечено желание каждого ребёнка: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!» Дети поют песню « Солнечный круг»
1 ведущий. Дети Донбасса, будучи в школьном возрасте, вынуждены были взять в руки оружие для того, чтоб стать на защиту родного дома от вражеских сил, как тогда - дети в 1941году. Очень много ребят из нашей гимназии сейчас находятся на передовой. Мы молимся за них. И за всех ребят, которые сейчас на фронте. За родных и близких, которые сегодня защищают нас, выполняя боевые задания. Мы ждём победу, молимся о ней. Наша святая обязанность –хранить память о ребятах, которых уже нет с нами.(14 слайд)
Церемония «Реквием»
Звучит «Аве-Мария» Шуберта. Дети со свечами из разных концов класса постепенно подходят к доске, выстраиваются клином, опускаясь на колено. Мелодия затихает.
Объявляется минута молчания. Звучит метроном.
Учитель. Во все времена наш народ отличался глубокой любовью к своей Родине, настоящим патриотизмом и героизмом. Золотыми буквами были вписаны в историю подвиги русских героев. Не было такой войны, в которой бы в окончательном итоге не победили русские. Мы всегда были победителями. Мы Россия! Дети войны – настоящие герои! С нами воевать нельзя! И вы все маленькие герои! Вы с трепетом читаете сводки, переживаете за близких и знакомых. Вы продолжаете учиться под обстрелами, Пишите письма солдатам, делаете открытки, создаёте рисунки с поддержкой и позитивными пожеланиями. У многих из вас папы на передовой. Мы все ждём победу, молимся о ней. Мы все хотим мира и счастья. Пусть никогда не будет на Земле войны!
6.Рефлексия.
Учитель. Все знают – птица Мира – голубь. У вас на парте белые голуби (приготовленные заранее), напишите на них ваше пожелание людям мира и символически выпустим их для исполнения желания (прикрепим на доску).
Ученица. Дети Донбасса смелые дети!
Много всего пережили на свете...
Мир, как никто на земле заслужили!
Вы уцелейте прошу и живите.
В этой войне себя сберегите.
Учитель. Прошу вас подвести итог нашей встречи. Я буду листать кубик, а вы на выпавшее число продолжаете фразу:
1. Мне было интересно…
2. Я с удовольствием выполнял(а) задания…
3. Я понял(а), что…
4. Я почувствовал(а), что…
5. Сегодняшняя встреча дала мне для жизни…
6. Мне захотелось…. Спасибо за откровенность, приятно, что вам было интересно