Логопедические проблемы у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Логопедические проблемы у детей дошкольного и младшего школьного возраста
В настоящее время к будущим первоклассникам предъявляются определенные требования к их школьной готовности, в частности к речевой готовности от уровня развития, которой напрямую зависит успешность обучения в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедические проблемы у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Логопедические проблемы у детей дошкольного и младшего школьного возраста В настоящее время к будущим первоклассникам предъявляются определенные требования к их школьной готовности, в частности к речевой готовности от уровня развития, которой напрямую зависит успешность обучения в школе.
Речевая готовность -это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы.
Речевая готовность – это сформированность звукопроизносительной стороны речи, фонематического слуха и восприятия, грамматического строя, связной речи в целом.
Рассмотрим каждый из выделенных компонентов подробно, а также ошибки, возникающие при их недоразвитии в процессе школьного обучения.
Звукопроизносительная сторона речи.
Появление звуков в онтогенезе:
1-2 года появляются гласные а, о, э, согласные п, б, м
2-3 года гласные ы, и, у согласные ф, в, т, н, к, г, х, й
4-5 лет свистящие з, с, ц шипящие ш, ж, ч, щ
5-6 лет согласные р-л
Ребенок должен владеть правильным звукопроизношением всех фонетических групп: свистящих, шипящих, соноров и т.д.
Даже если у ребенка все звуки поставлены, рекомендуется перед школой проговаривать скороговорки, делать артикуляционные упражнения для улучшения четкости, внятности речи. Если у дошкольников подготовительной группы имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться к логопеду для их устранения.
Как правило немногочисленные рассматриваемые нарушения 1-2 звука не влияют на школьную успеваемость, однако могут привести к трудностям установления контакта со сверстниками.
Какие же рекомендации по профилактике звукопроизношения мы можем дать.
- Развитие челюстных мышц языка. Эффективное пережевывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щек, перекатывание воздуха из одной щеки в другую.
- Разговаривать с ребенком только на правильном русском языке, не использовать «детский язык».
- Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
- Чаще разговаривать с ним, отвечать на его вопросы, поощрять желание их задавать.
- Говорить четко, внятно несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель заставить работать мышцы участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
- Не перегружайте ребенка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
- Использовать упражнения для развития мелкой моторики .
- Занятия не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную доброжелательную атмосферу, настроить ребенка на положительный результат, чаще хвалить его.
При заметных нарушениях звукопроизношения обязательно обращайтесь к специалисту, строго выполняйте его рекомендации.
Следующее, что должно быть сформировано – это фонематические процессы.
Фонематические процессы состоят из фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематический слух необходимо развивать у ребенка с самого рождения. Фонематический слух – это способность слышать и различать звуки родного языка. К 7 годам ребенок должен на слух воспроизводить слоговые цепочки и слова содержащие звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам, а именно по твердости и мягкости, звонкости-глухости и акустически близкие (например: са-за, коса-коза, по-бо почка-бочка, ми-мы мышка—мишка, с-ш миска-мышка). В случае затруднения при воспроизведении слов, слоговых цепочек, необходимо провести коррекционную работу по данным направлениям, иначе даже при неразличении 1-2 звуков родного языка на письме у первоклассников будут встречаться специфические ошибки: (замены букв сходных по акустико-артикуляционному признаку, пропуск ь, указывающего на мягкость согласного звука т.е. ребенок не слышит так и пишет зайка-сайка, лук-люк, угол-уголь, яблоко-аблоко), данные ошибки свидетельствуют о таком нарушении как акустическая дисграфия.
Выявить нарушения фонематического слуха можно следующим образом:
Повторить ребенку за взрослым трехсложные цепочки, в каждой слоговой цепочке включены звуки, отличающиеся по одному из следующих признаков: звонкость-глухость например б-п, к-г, д-т), твердость- мягкость (мь-м), акустически-сходные звуки. Цепочки даются по всем звукам родного языка и выявляются, те звуки, которые ребенок не различает на слух.
Фонематическое восприятие включает следующие процессы:
Фонематический анализ – это умение ребенком выделять в тексте предложения, определять количество и порядок слов в предложении, делить слова на слоги, определять место слога в слове, ударный слог, определять позицию звуков в слове, линейную последовательность звуков в слове, позицию звуков по отношению к другим звукам, уметь давать характеристику звукам, осуществлять звуковой разбор слов с помощью символов.
Фонематический синтез – это умение составлять текст из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слова из звуков.
Выявить несформированность данных процессов можно следующим образом.
Произнести ребенку предложения и попросить его назвать количество услышанных слов. Дать слово и попросить его посчитать количество слогов, определить ударный слог, назвать первый звук в слове, последний; определить количество звуков в слове.
Если фонематический анализ и синтез не будут в полном объеме сформированы у ребенка к первому классу, то возникнут проблемы с процессами овладения чтением и письмом.
С первого класса могут наблюдаться следующие ошибки в письменной речи:
(Образец) пропуск слов в предложении, слогов в словах, букв в словах как на письме, так и при чтении, перестановки слов в предложении, слогов в словах, букв в словах, слитное написание слов в предложении, раздельной написание слов (При ехал, само кат),отсутствие различение предложений. Если такие ошибки будут проявлятся при чтении, то такое нарушение будет называться фонематической дислексией, а также может возникнуть семантическая дислексия, ребенок будет читать механически не понимая смысл прочитанного.
Могу порекомендовать следующие упражнения для развития фонематических процессов:
- Хлопнуть в ладоши, когда ребенок услышит заданный звук в из ряда слов.
- Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук ж. Так можно играть с любым звуком речи.
- Вспомнить и назвать предметы, окружающие (на улице, дома..), начинающие на какой либо звук.
- самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающие на заданный звук.
- Вспомнить и назвать (растения, продукты и т.д.) в названиях которых, спрятался звук.
- Хлопнуть в ладоши, когда ребенок услышит мяг./ тв., согл./глас. звук в начале слова, в конце, в середине слова.
- Самостоятельно придумать слова, начинающие на мягкие и твердые согласные.
Следующее, что должно быть сформировано это достаточно развитый лексический запас. В обиходе ребенок должен использовать различные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, уметь подбирать антонимы, синонимы, также ребенок должен объяснять значение некоторых слов, фразеологизмов, многозначных слов, крылатых выражений, пословиц поговорок.
Будущий первоклассник должен владеть обобщающими понятиями по различным лексическим темам, например одежда, овощи, транспорт, профессии, дикие животные, электроприборы и т.д. и соответственно называть слова входящие в данные лексические темы. В случае бедности словарного запаса у ребенка отмечаются трудности при составлении рассказов, пересказов, в общении со сверстниками, а таже в последствии при написании изложений, сочинений. При чтении ребенок таже может испытывать сложности при понимании прочитанного. В связи с этим должна в процессе дошкольного детства должна вестись активная работа по накоплению, обогащению и активизации словарного запаса. На слайде вы можете увидеть таблицу со средними значениями объёма словаря, которые соответствуют определенному возрасту. Параметры эти усредненные в каждом индивидуальном случае они свои.
Какие упражнения для расширения словарного запаса. Мы можем вам рекомендовать упражнения на расширение словарного запаса.
- Игры в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну, «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению».
- Объяснить переносные значения выражений золотое сердце, злой язык, голова на плечах и т.д.
Следующий параметр -это грамматический строй речи. О сформированности грамматического строя речи свидетельствует достаточный уровень развития следующих умений:
-умение изменять слова по родам, числам, падежам, временам;
-умение образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других частей речи;
-умение составлять предложения различных синтаксических конструкций, а именно простые предложения с однородными членами с предлогами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, видеть связь слов в предложениях;
-умение работать с деформированными предложениями, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки.
- составлять грамматически правильные предложения по опорным словам по картинкам.
- составлять схемы предложений.
В случае несформированности грамматического строя речи у ребенка будут отмечаться ошибки как на письме как в устной речи, так и в письменной речи, а именно при согласовании слов в предложении, построении предложений. Наличие на письме перечисленных ошибок, будет свидетельствовать об аграмматической дисграфии.
При чтении в случае несформированности грамматического строя речи будут отмечаться смысловые ошибки, соответственно чтение у детей будет угадывающим.
На слайде указаны одни из множества упражнений для формирования правильного грамматического строя речи.
- Упражнения на обучение изменять слова по числам и падежам (один-сад, много- сады, гулял где? по саду, за садом; много это глаза, много это уши и т.д.)
- Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительно-ласкательные формы). Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький садик.
- Закончи предложение: Весной картофель сажают, а осенью….
- Назови детенышей животных; Кто у медведицы – медвежата, у коровы - …
- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, шуба из меха (какая?)….
Следующий параметр достаточно развитая связная речь. К первому классу ребенок должен уметь составлять:
-пересказы сказок, рассказов;
- описательные рассказы о предметах, явлениях природы;
- рассказы по серии сюжетных картинок;
- рассказы из личного опыта;
- творческие рассказы.
Уровень развития связной речи зависит от сформированности грамматического строя речи, мыслительных операций.
Ребенок должен уметь излагать свои мысли, делать умозаключение, устанавливать причинно-следственные связи, явлений, событий и последовательно формулировать мысль, высказывания.
Развитая связная речь-это залог успешного обучения в школе по таким предметам как русский язык, литература, окружающий мир и все гуманитарные предметы.
Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо учить ребенка давать полный ответ на вопросы.
- Вызывать у него желание о чем то рассказывать.
- Внимательно слушайте ребенка и направляйте его сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда дайте возможность выговориться.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, пересказы знакомых текстов, придумывание историй, сказок, составление и написание писем, поздравлений.
В настоящее время более 70% детей идут в школу имея начальные навыки чтения. Однако не у всех детей имея начальные навыки чтения. Однако не у всех детей имеется четкое представление об образах букв, дети при чтении путают буквы (ш-щ, п-т, л-м, д-б). Причинами таких нарушений является несформированность пространственных представлений, а также нарушение зрительного восприятия. При не оказании своевременных мер по устранению данных нарушений аналогичные ошибки появляются на письме, а именно ребенок будет писать некоторые буквы в зеркальном отражении, добавлять некоторые элементы, путать письменные буквы между собой соответственно как родители , так и педагоги должны следить за процессом формирования образа букв у детей, особенно это касается первоклассников у которых отмечается минимальные нарушения зрения. Поэтому при знакомстве с буквами перед ребенком должна быть всегда в поле зрения азбука печатных и письменных букв. При знакомстве с каждой буквой использовать приемы, направленные на активизацию зрительного восприятия, например использовать тактильные дощечки, моделирование букв из разных материалов, использование ассоциативного алфавита.
Нарушенное развитие, к которым привели повреждения клеток мозга.
Учителям в школе очень часто приходится сталкиваться с гиперактивностью, ЗПР, ОНР.
Если таким ученикам помощь в дошкольном возрасте не оказывалась, то скорей всего в школе у таких учеников возникнут проблемы в обучении. В нашей стране не плохо поставлена система помощи таким школьникам. Это и речевые школы, классы выравнивания и классы коррекции, которые открываются в массовых школах, надомное обучение. Но даже, если родители ответственно отнеслись к задержкам развития, еще в дошкольном возрасте не гарантирует безоблачное обучение.
СДВГ – это расстройство нервной системы, характеризующееся двумя основными проявлениями:
Нарушение концентрации внимания.
Неусидчивость, избыточная подвижность.
Если ребенок в течение 1-2 месяцев не может влиться в школьную жизнь. Вертится на уроках, выкрикивает с места и плохо усваивает программу, имеет смысл обратиться психоневрологу, дефектологу, только психолог поможет справиться со своим поведением, а родители узнают как нужно выстраивать его образ жизни.
Нередко в первы класс зачисляют детей с ОНР.
ОНР- нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Как правило дети с ОНР посещают логопедические группы на протяжении 1-2 года. Последствие ОНР могут наблюдать очень долго (дисграфия, дислексия). Бывают что в класс попадают дети не только с речевыми но речемыслительными нарушениями, скорей всего ум этого ребенка ЗПР.
ЗПР - нарушение нормального темпа психическогоразвития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
ЗПР это не приговор, задерживаться не значит не прийти никогда, при качественной комплексной работе специалистов и помощи родителей ЗПР можно преодолеть и большинство ребят могут учиться в массовой школе, но это при условии, что коррекция нарушений психического развития проводилась в дошкольном возрасте.
Увы, если с таким ребенком никто не занимался, посидев год другой в первом классе и не освоив школьную программу, ему будет рекомендовано пройти ПМПК.