Литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина для учащихся 3 класса. Дети читают стихи поэта. Охвачено несколько сторон творчества поэта: любовная лирика, отрывки из поэм, проза. К мероприятию привлечены родители, которые также исполняли произведения поэта. Дети были изнакомлены с биографией А.С. Пушкина. Детьми были исполнены сценки из произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер "В гостях у Пушкина" »
Тема: В гостях у Пушкина
Цели мероприятия :
Цели:
1.Создать условия для закрепления знаний творчества А.С. Пушкина, умения выразительно читать произведения Пушкина, с интонацией передавать настроение;
2.Создать условия для развития внимания, памяти, речи, интереса к творчеству великого поэта;
3. Воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: сюжетные картинки, портрет поэта, аудиозаписи.
Ход мероприятия
Сценка 1
2 ученика идут навстречу друг другу. Один из них читает книгу, другой смотрит по сторонам. Дети сталкиваются.
- Ты откуда?
- Из библиотеки.
- Что читаешь?
- Да вот Пушкина взял, сказки…
- Нашёл что читать. Это сто лет назад было интересно. А сейчас вот: человек – паук, Бэтман…
- Точнее, не сто, а 215. Ведь Пушкин родился 215 лет назад. А, впрочем, знаешь, я тебе сейчас всё покажу. Слышишь….это же музыка. Она не знает границ времени. Ты всё сам увидишь.
(Звучит музыка Г. Свиридова, вальс из музыки к повести «Метель», появляются 2 танцевальные пары. Дети делают несколько танцевальных движений и останавливаются. Они одеты в бальные костюмы.)
- Вы не слышали новость? Говорят, сегодня на бал приедет Пушкин.
- Ох, уж этот Пушкин. Не пропустит ни один бал. Говорят, у него новые сочинения.
- Да что мы вообще о нём знаем?
- Хотите, расскажу? Я знаю о нём всё. 6 июня 1799 года в Москве в семье Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных родился сын. Его назвали Александром.
Учитель: Мальчик рос диким, неразговорчивым, очень вспыльчивым и очень любопытным. В домашней библиотеке он перечитал все книги, которые были. А ещё он был очень наблюдательным…- Дом Пушкина дышал стихами. О стихах говорили, стихи читали, стихи сочиняли. Стихи были необходимы как разговор. Казалось, что даже думают в семье стихами. Стихи как будто бы носились в воздухе, летали по комнатам В 12 лет домашнее обучение Пушкина было закончено, и мальчика повезли в Петербург. В 1811 году в Царском Селе император открывал новое для России учебное заведение – Лицей. Сергей Львович во что бы то ни стало хотел, чтобы его сын учился в каком-нибудь необычном месте. Александр впервые останется один. Тоска по дому не проходила. Но особенно часто он вспоминал Захарово. Там всё было родное, русское. Там он учил русский язык, а старая няня Арина Родионовна рассказывала сказки. Здесь были Алёнушка и Иванушка, серый волк и жар- птица. Пушкин готов был слушать бесконечно… Арина Родионовна «мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицы, поговорки. Пушкин слушал в её исполнении даже народные песни. Она часто рифмовала свои рассказы.
Сценка 2 Появление няни и исполнение стихотворения «Няне»
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. - У Арины Родионовны была присказка: « Батюшка подите сюда. Я начну сказки сказывать Что за чудо… вот что чудо; у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх пойдёт – сказки сказывает, а вниз идёт – песни поёт».
Учитель: Пушкин запомнил нянину присказку и через много лет придал ей стихотворную форму.
Сценка 3 У Лукоморья дуб зелёный…
Учитель: Подросток Пушкин… Порывистый и угрюмый, дерзкий, весёлый, застенчивый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый, баловник и озорник… Таким запомнили Александра Пушкина его лицейские товарищи. В 1817 году Пушкин окончил лицей, и началась новая взрослая жизнь.
Особенное место в творчестве Пушкина занимают стихотворения о природе родного края. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. В природе есть свое волшебстве своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая ее ко всей Вселенной. Пушкин оставил прекрасное наследие, в неброской, внешне неяркой русской природе он находил смысл; природа всегда была для него источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. Он призывал относиться к своей родной природе патриотично, то есть беречь ее. Его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении. Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где он с изумительным мастерством рисует картины природы. Милые сердцу картины родной природы, нарисованные Пушкиным, не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство. Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и легкости изображения молчаливой красоты природы, Картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно беззаветно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. Прислушайтесь и вы к звукам природы в велихих творениях поэта.
Выступление времён года
Еще дуют холодные ветры И наносят утренни морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам. Зумрат
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись; Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Калбинур
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Сабина
Румяной зарёю Покрылся восток.
В селе, за рекою, Потух огонёк.
Росой окропились Цветы на полях.
Стада пробудились На мягких лугах
Седые туманы Плывут к облакам,
Гусей караваны Несутся к лугам.
Проснулися люди, Спешат на поля,
Явилося солнце, Ликует земля. Шахназ
Одним из величайших творений поэта явилось создание романа в стихах «Евгений Онегтн» . С этим произведением вы познакомитесь в старших классах, но пусть уже сейчас это название будет у вас на слуху и на устах. Роман «Евгений Онегин» по праву считается первым русским реалистическим романом. Автор точно охарактеризовал быт той эпохи, характер и культуру героев. Пушкин, закончив работу над основными главами «Евгения Онегина», бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: «Аи да Пушкин!..» Поэт, понял, что создал шедевр. Роман «Евгений Онегин» — легкий, изящный, искрящийся своей многогранностью и бездонной глубиной содержания. Этот «магический кристалл», отразивший в себе всю поэтическую и горькую русскую действительность «золотого века», до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Пушкин работал над романом не один год, это было самое любимое его произведение.
Отрывок из романа «Евгений Онегин» Письмо Татьяны
Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном Нигара
Лирика Пушкина - это чудо русской поэзии. Она сочетает в себе высокую
Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в
стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир
лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то
порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.
А.С.Пушкин - прежде всего поэт -лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества Любовь для Пушкина - спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии.
Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Среди шедевров любовной лирики Пушкина особенно выделяются три стихотворения: "Я помню чудное мгновенье..." (1825), "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." (1829) и "Я вас любил..." (1829).
Исполнение стихотворения «Я вас любил….»
Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Рано
Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Пушкин первым в России стал писать художественную прозу, которая осталась в веках, и был первым действительно оригинальным русским романистом. Но его место в истории русского романа несравнимо с тем, которое принадлежит ему в истории русской литературы в целом.
Пушкинская проза — огромный материк русской литературы, представленный различными жанрами: повестью, циклом повестей, историческим романом, романом в письмах, многочисленными замыслами. «Капитанская дочь», «Станционный смотритель», «Пиковая дама» «Роман в письмах» вот только маленькая часть того огромного богатства пушкинской прозы.
Выступление с отрывком из произведения «Роман в письмах»
Роман в письмах
1. Лиза - Саше.
Теперь я живу дома, я хозяйка - и ты не поверишь, как это мне истинное наслаждение. Я тотчас привыкла к деревенской жизни, и мне вовсе не странно отсутств роскоши. - Деревня наша очень мила. Старинный дом на горе, сад, озеро, рощи сосновые, всё это осенью и зимо немного печально, но за то весной и летом должн казаться земным раем. Соседей у нас мало, и я еще ни с кем не видалась. Уединение мне нравится на самом деле как в элегиях твоего Ламартина. Пиши ко мне, мой ангел, письма твои будут мне большим утешением.
Мунира
Учитель: Что-то мы заговорились, а между тем Пушкин приехал.
(Входит Адай в парике и цилиндре.)
Да, я действительно приехал. Ведь это так прекрасно, что вы помните меня. Пройдёт всего каких-то 200 лет, и в моём подмосковном имении будут проходить ежегодные праздники, посвящённые моему дню рождения. Вы будете сочинять стихи, сказки, рисовать рисунки обо мне. А это значит, что мои стихи и сказки будут интересны и современному читателю. Удачи же вам в ваших творческих поисках! Мы обязательно встретимся на страницах книг.
Жизнь поэта оборвалась от пули француза Дантеса 29 января 1837 года. Поэту было всего 37 лет.
Сценка дуэли Пушкина с Дантесом
Его уж нет. Младой певец Нашел безвременный конец Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре!.. Малика
- Среди потомков поэта были профессиональные военные, учителя, врачи, учёные, кандидаты различных наук. Во время Великой отечественной войны 12 потомков поэта сражались на фронте и заслужили немало орденов и медалей. Среди потомков Пушкина было немало умных и одарённых людей. Но среди них не было ни одного поэта! А может быть, так и должно быть: гений на то и гений, чтобы рождаться раз в столетие.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не заростет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгуз, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокой век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца.
Теперь, надеюсь, мы не скажем, Что время Пушкина прошло. Камила
Мы прочитаем его 7 сказок, Стихи, рассказы заодно… Наргиз
Читая Пушкина, представим Картины русской старины. Элеонора
Мы много нового узнаем: Там жить могли с тобой и мы. Рамзат
И за окном не двадцать первый, Не суетливый шумный век, Шахзат
А девятнадцатый, спокойный, Где сочинял стихи поэт. Тамирис
Читайте Пушкина, читайте. Пусть остановит время бег. Фатима
Ведь Александр Сергеевич Пушкин Великий русский человек! Бакрам
На этом наш литературный вечер подходит к концу. Я надеюсь, наш вечер пробудил в вашей душе любовь к поэзии и к творчеству А.С.Пушкина. Я благодарю всех за внимание.