Литературная викторина «Путешествие в страну сказок»
В викторине принимают участие 2 команды. Каждая команда придумывает для себя сказочное название, эмблему, выбирает капитана.
Цели:
Проверить знание произведений устного народного творчества, авторских рассказов и сказок;
Учить рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
Развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей; умение работать в коллективе;
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
Совершенствовать навыки выразительного чтения;
Воспитывать бережное, аккуратное обращение с книгой, прививать любовь и интерес к чтению.
Оборудование:
Интерактивная доска, проектор;
Интерактивное «Поле чудес»;
Рисунки детей к сказкам;
Мешочек «Бюро находок»;
Музыкальное сопровождение: «В мире много сказок…», «В гостях у сказки», музыка из мультфильмов.
Ход игры
- Дорогие ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Нас ждет увлекательное путешествие по стране Сказок.
Из книг можно узнать много полезного и интересного, если читать внимательно. Сейчас мы проверим насколько вы внимательные читатели.
Начинаем нашу сказочную викторину.
1 ЭТАП. Разминка
(Вопросы командам задаются по-очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл. За помощь другой команде – дополнительно 1 балл.)
Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (Двенадцать)
Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)
Сколько раз старик бросал в море невод? (Три)
Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара.)
Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
Какой мальчик должен был выложить из льда слово «вечность»? за это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай.)
Что говорила царица, глядя в волшебное зеркальце?
(Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)
2 ЭТАП. «Бюро находок»
Система оценивания этого этапа, назови:
Картинки для 1 команды:
Золотой ключик (Буратино, «Золотой ключик или приключения Буратино», А.Толстой).
Посылка (почтальон Печкин, «Дядя Фёдор, пёс и кот», Э.Успенский).
Корзинка с пирожками (Красная Шапочка, «Красная Шапочка», Ш.Перро).
Картинки для 2 команды:
Туфелька (Золушка, «Золушка», Ш.Перро).
Перо Жар-птицы (Иванушка, «Конёк-Горбунок», П.Ершов).
Аленький цветочек (Настенька, «Аленький цветочек», С.Аксаков).
3 ЭТАП «Сказки А.С. Пушкина»
1. Что кричал петушок, сидя на спице?
(Кири-куку,
Царствуй, лежа на боку.)
2. Из какой сказки эти строки?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь».)
3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)
4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)
5. Из какой сказки эти строки?
… Дева вдруг
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
6. Из какой сказки эти строки?
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
(«Сказка о попе и работнике его Балде».)
7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?
(«.. Волю первую твою
Я исполню, как мою».)
8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)
9. Сколько лет прожил старик со старухой «у самого синего моря»? (Тридцать лет и три года.)
10. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)
(Заслушиваются выбранные ответы, жюри подводит итоги, результаты вносятся в твблицу.)
4 ЭТАП. «Сказки зарубежных писателей».
Необходимо сказать название произведения, автора
1. Кто самый лучший в мире фантазер и сладкоежка, большой друг Малыша? (Карлсон. «Малыш и Карлсон» А. Линдгрет)
2. Как звали хозяина Кота в сапогах? (Маркиз Карабас. «Кот в сапогах» Ш.Перро.)
3. В какой сказке медведь сам сочинял стихи? (А. Миллн «Винни-Пух и все-все-все»)
4
. В какой сказке был кролик, который, постоянно опаздывал?
( «Алиса в стране чудес», Льюис Кэрролл)
5 ЭТАП «Русские народные сказки»
Кто с кем такой дележ устраивал: «Твои вершки, а мои корешки» (Мужик с медведем в сказке «Мужик и медведь».)
Какого героя обхитрили с помощью пирожков? (Медведя из сказки «Маша и медведь».)
Кто варил кашу, используя ум и смекалку? (Солдат в сказке «Каша из топора».)
Какими словами начинаются русские сказки? («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…».)
Что приказывал царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их мастерство? (Испечь хлеб, соткать ковер, сшить рубаху.)
Чем кормила лиса журавля? (Кашей.)
Кто первый нашел теремок? (Мышка-норушка)
6 ЭТАП «Поле чудес»
На интерактивной доске – Поле чудес, выбрав стилусом сказочного персонажа (Незнайка, табличка «Простоквашино», Кувшинчик, Звери, Кот) – появляется вопрос:
Кто написал сказку «Приключения Незнайки»? (Н. Носов.)
Как зовут главных героев сказки Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»? (Дядя Федор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин.)
Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику? (Дудочка в сказке В.Катаева «Дудочка и кувшинчик».)
Какого насекомого испугались все звери? (Таракана из сказки К. Чуковского «Тараканище».)
Из какого произведения эти строки? «Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: «Ай!» - и прыг на диван.» (Н. Носов. «Живая шляпа».)
7 ЭТАП. «Найди сказочных героев»
Ребятам раздаются карточки, необходимо найти сказочных героев по вертикали и по горизонтали.
Сказочные герои
К | О | Л | О | Б | О | К | А | Й | Д |
А | Д | И | Л | А | П | О | Т | Ь | Ю |
Р | У | С | А | Л | О | Ч | К | А | Й |
А | Р | А | Б | Д | А | Д | О | Н | М |
Б | Е | Л | К | А | Щ | У | К | А | О |
А | М | А | Л | Ь | В | И | Н | А | В |
С | А | Л | Ё | Н | У | Ш | К | А | О |
Д | Р | А | К | О | Н | К | О | Т | Ч |
Е | Ь | К | А | Р | Л | С | О | Н | К |
Л | Я | Б | А | З | И | Л | И | О | А |
(Колобок, Кай, Лапоть, Русалочка, Дадон, белка, щука, Мальвина, Алёнушка, дракон, кот, Карлсон, Базилио, Дюймовочка, Карабас, Дуремар, Балда)
Подведение итогов. Награждение команд. Поздравления.