«Осторожно, огонь!»
Цели: закрепить знания детей в области пожарной безопасности, привить навыки правильных действий при возникновении возгорания, научить быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение по её преодолению.
Ход мероприятия:
Ведущий. Огонь издавна почитался людьми. Наши древние предки считали его божеством и поклонялись ему. Ведь благодаря огню люди не замерзали зимой, научились готовить пищу. С помощью огня по ночам отпугивали хищников. Сила у друга – огня большая – пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным врагом. Может случиться пожар. Пожар – это разрушительная сила, приносящая неисчислимые бедствия. Вырвавшееся на свободу пламя уничтожает все на своем пути: леса, поля, дома, а иногда и целые деревни.
Ученик: Он всегда бывает разным
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит траве,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре. (мультфильм как к людям пришёл огонь)
Ученик: Знают все - человек без огня
Не живет ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг,
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом!
Ведущий. При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает невозможно. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает 1 человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.
Ведущий. О пожарах, о бедах, которые приносит огонь, написано много книг, в том числе и детских. Из каких произведений взяты следующие строки?
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит,
Эй, пожарные , бегите!
Помогите! Помогите!» ( К. Чуковский. « Путаница»)
И вдруг заголосили: « Пожар! Горим! Горим!»
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом, машет красным рукавом. ( С. Маршак. « Кошкин дом».)
Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом… ( С. Михалков . « Дядя Степа».)
Много столпилось
Людей на панели,
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки ребенок
Протягивал к ним. (С. Маршак. « Рассказ о неизвестном герое»)
Ведущий: Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом, превратиться в злобного и жестокого врага. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни. Пожар – это большая беда. И чтобы эта беда не пришла в ваш дом, давайте вспомним правила пожарной безопасности.
Ученик: Подожгли мальчишки пух,
А огонь – то не потух.
Тополиный пух горит,
Пламя по двору бежит…
Чья – то вспыхнула машина –
Очень страшная картина!
Надо помнить, надо знать:
Пух опасно поджигать!
Ученик: Огонь и дым со всех сторон,
Нам срочно нужен телефон,
Простые цифры набирай
И адрес точный называй.
Примчится на помощь
Пожарный расчет
И Дашу с собачкой
Геройски спасет.
Ученик: Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нем совершенно забыла.
Нагрелся утюг, загорелись штанишки…
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают!
Ученик: Мы в лесу костер зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили.
« Сам погаснет»,- мы решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке , стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед погнался.
Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!
Ученик: Свечи елку украшают –
Огоньки на ней мигают.
Вдруг схватился огонек
За серебряный флажок.
Разом вспыхнули иголки,
Пять минут – и нету елки.
А ведь всех предупреждали,
Чтоб свечей - не зажигали!
Ученик: В зажигалке или в спичке –
Огонечек – невеличка.
Просит : « Поиграй со мной,
Я ведь робкий и ручной».
Но плохая он игрушка:
Подожжет диван, подушку,
Книжки, стол, ковер, обои
И большой пожар устроит.
Что запомнить мы должны?
Спички детям не нужны!
Ученик: Предложил однажды Рома
Фейерверк устроить дома
Из двенадцати ракет,
Пока папы с мамой нет.
Рома взял ракеты в руки,
Я поджег четыре штуки.
Не пришлось повеселиться –
Оба мы лежим в больнице.
Обожгли носы и щеки.
С фейерверком шутки плохи.
Ученик: У костра играли дети.
Куртка вспыхнула на Пете.
Заметался он с испугу,
Но помог Никита другу:
Петю на бок повалил
И водой его облил…
Забросать землей пришлось,
Чтобы пламя унялось.
В горящей одежде бежать запрещается –
От ветра сильнее огонь разгорается!
Ученик: Жарко вспыхнула квартира,
Плачет маленькая Ира.
Ваня – старший брат – кричит:
«Убегаем, дом горит!»
Ире боязно бежать:
«Лучше спрячусь под кровать».
А Иван – не оробел
И сестру спасти успел.
Теперь малышка точно знает
С пожаром в прятки не играют.
Ученик: Скучно маму ждать с работы,
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Час прошел – кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды.
Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся.
А сейчас поучительные частушки!
Игра на внимание "Огонь, вода, песок". (физ. минутка) Ведущий называет слова, дети показывают соответствующие движения.- "Вода" - показать горизонтальную волну одной рукой; - "Огонь" - вертикальные волны обеими руками, изображая пламя; - "Песок" - делать движения пальцами, словно сыпешь песок сверху вниз.
Ведущий: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим, кто из вас самый внимательный и сообразительный.
Это тесный, тесный дом,
Сто сестричек жмутся в нем
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими…
(Спички)
Что бывает, если птички
Зажигают дома спички?
( Пожар)
Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего,
И все любят меня, и все губят меня.
(Огонь)
Вьется, извивается, в небо устремляется.
(Дым)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода)
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники.
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
(Пожарные) (Отгадки-презентация)
Ведущий: На борьбу с пожарами направляются очень смелые и отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь и дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни.
Ученик: Охраняя землю от пожаров,
Край родной от дыма и огня,
Служба есть одна у нас такая-
На посту пожарные всегда!
Ведущий: Ну а если все же случилась беда? Вы увидели клубы дыма или почувствовали запах гари, что делать? Куда бежать? Кому звонить? Конечно же в службу спасения! Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных. В центре управления находится пульт, за которым сидит сотрудник, принимающий звонки. Все звонки фиксируются в памяти компьютера и ведется журнал учета звонков, выезда пожарных расчетов. А что надо сообщить дежурному? О чем рассказать?
Ученик: Если в комнате у вас, слезы катятся из глаз,
Так как дым клубами вьется, и огонь жует палас,
Нужно мужество найти, к телефону подойти,
Постараться вспомнить цифры от нуля до девяти.
Смело трубку в руку взять, “01” суметь набрать.
И назвать еще потом – свои улицу и дом,
И квартиру, где живете, и с каким она замком.
И еще сказать: “Даю – вам фамилию свою,
Также номер телефона, у которого стою”.
Игра "Это - я, это - я, это - все мои друзья".
Кто задорный и весёлый
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?..
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?..
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?..
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра согнём недаром
Завершается пожаром?..
Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл:
Кто, почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре…
Кто из вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар! Горим!»…
Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички? Быстро сразу прячет спички?
Ведущий: Сегодня, ребята, вы повторили правила пожарной безопасности, вспомнили, как нужно себя вести при возникновении пожара, узнали о причинах его возникновения. И в заключении хочется пожелать:
Желаем вам во всем удачи
И просим каждого из вас
О самом главном - об одном
« Быть осторожными с огнем!»