Просмотр содержимого документа
«Квест- урок по интернет безопасности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа№9»
Сценарий классного часа для 4 класса
«Квест-игра «Безопасный интернет»
в номинации
«Методическая разработка классного час»
Автор: Орехова Татьяна Олеговна,
учитель начальных классов
2017г
г. Сарапул
Актуальность выбранной темы
Сегодня практически каждый персональный компьютер имеет доступ к мировой паутине. Глобальная сеть является не только источником полезной информации, но и своего рода вредителем, особенно если это касается детей. Безопасность детей в интернете остается одной из актуальных тем для родителей. В настоящее время многие школьники используют всемирную сеть в качестве способа получения знаний или в развлекательных целях. Обеспечить безопасность школьников при работе с интернет-ресурсами не так уж и сложно, достаточно знать определенные правила и сообщить о них детям. Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в жизни школьника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем- либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны машин, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Одной из новых форм в практике школьного образования можно считать квест.
Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально – один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей)
Квест – это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Данная квест-игра будет интересна и полезна для детей 3-4 классов.
«Квест-игра «Безопасный интернет»
Задачи:
Систематизирование знаний детей в области интернет-безопасности по направлениям:
раскрытие персональных данных;
мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;
общение в сети;
общая компьютерная грамотность.
Связь навыков повседневного использования интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у детей навыков безопасного использования интернета на основании имеющегося у них опыта.
Повышение уровня осведомленности детей о наиболее актуальных для них интернет-угрозах
Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.
Показ важности взаимодействия детей с учителями и родителями, особенно в критических и неприятных ситуациях
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок: урок-квест, в котором участвуют три команды (озвучиваются их названия).
Актуализация знаний
Кто знает, что такое квест? (Это приключенческая игра, в которой вы, главные герои, следуете по маршруту и в процессе игры решаете головоломки и задачи.) После успешного выполнения каждого задания, вы будете получать по одной букве из слова, которое мы составим в конце игры. Слайд 1.
- Итак, первый этап начинается с задания “Загадка”. (Каждая команда получает листочек с загадкой). Приложение 1.
Команда, отгадавшая загадку первой, получает 3 балла, другая — 2 балла и 1 балл соответственно.
- Внимательно прочтите получившееся слово. Это подсказка к теме квеста.
Слайд 2.
-В следующем этапе участвуют капитаны команд. Им необходимо подобрать синоним к словам «надежность», « защищенность» (безопасность). Приложение 2.
-Итак, тема сегодняшнего квеста “Безопасный Интернет”. (Команды получают карточку с буквой А). Приложение 3.
Сегодня мы поговорим об Интернете: выясним - что такое Интернет, назовем положительные и негативные его стороны, определим основные виды опасностей, подстерегающих детей в сети Интернет и составим правила безопасного пользования Интернетом.
На 3 этапе командам нужно отгадать ребусы по теме квеста. Один решенный ребус = 1 баллу. Первый ребус команда разгадывают вместе. Слайд 6,7.
“ВОЛШЕБНЫЕ РЕБУСЫ”. СЛАЙД 8-13.
(Команды получают карточку с буквой Р).
Поговорим о достоинствах интернета. Слайд 14-15.
Ещё несколько десятков лет назад компьютер был диковинкой, а сегодня он стал доступен обычной семье.
1 ученик. Интернет – обширная информационная система, которая стала наиболее важным изобретением в истории человечества. Хотя сеть интернет построена на основе компьютеров, программ и линий связи, в действительности она представляет собой систему взаимодействия людей и информации.
2 ученик. Интернет - это всемирная электронная сеть информации, которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключенных к этой сети. Сеть Интернет представляет собой информационную систему связи общего назначения. Получив доступ к сети, можно сделать многое.
3 ученик. При помощи Интернета можно связаться с человеком, который находится, например, в Австралии или Америке. Если компьютер вашего друга подключен к Интернету, вы можете переписываться с ним при помощи электронной почты, общаться с ним в «чатах» и даже видеть своего собеседника.
4 ученик. В Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера.
5 ученик. Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Так что Интернет дает очень большие возможности для самоутверждения, самовыражения.
Давайте мы с вами проведем тест «Я и интернет» и узнаем, а как вы используете ресурсы интернета. Слайд 16-17. Приложение 5.
Вывод: интернет помогает нам общаться, узнавать новое, делать покупки, заключать сделки и т. д., но, не смотря на это, много опасностей нас ждет, когда мы пользуемся Интернетом.
Четвертое задание “ПОМОГИ ЧЕЛОВЕЧКУ”. Слайд 18.
- Давайте теперь ответим на вопрос человечка и поможем ему разобраться, чего нужно опасаться при работе в Интернете. Напишите рядом с человечком названия интернет-угроз. Чем больше правильных ответов вы дадите, тем больше баллов заработаете. Один правильный ответ = 1 баллу.
-Итак, правильные ответы:
1 опасность- виртуальное общение. Слайд 19.
Виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.
2 опасность- интернет-хулиганство.
Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.
3 опасность- вредоносные программы.
К вредоносным программам относятся вирусы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.
4 опасность- недостоверная информация.
Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной.
(Команды получают карточку с буквой И).
- Что же нужно делать, чтобы себя защитить? Чтобы это узнать, давайте выполним следующее задание. Каждая команда соединяет правило, которое начинается со слов “Я никогда не буду...” или “Я всегда буду...”, с его продолжением. За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Шестое задание “ПРАВИЛА”. Слайд 20.
«Я всегда буду…»
«Я никогда не буду…»
Скрывать информацию о себе
Обновлять антивирусную программу
Выставлять свое настоящее имя, адрес, телефон
Покидать нехорошие веб-сайты
Хранить свой пароль в тайне
Открывать и пересылать «письма счастья»
Открывать подозрительные сообщения
Вести себя в соцсетях вежливо
Общаться в сеть с незнакомыми людьми
Рассказывать родителям о проблемах в сеть
Участвовать в платных играх, конкурсах, лотереях
Обижать других людей в соцсетях
(Команды получают карточку с буквой Г).
Составление слова «ИГРА». Как связана игра с интернет- безопасностью? (Ответы детей).
Не все игры построены на агрессии. Есть логические игры, игры для изучения школьных предметов. Есть тренажеры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания.
Что мы можем сделать, чтобы не попасть в Интернет зависимость компьютерных игр? (Нужно стать грамотным пользователем, осваивать полезные программы, нужно поменьше играться, а заняться спортом, общаться с друзьями, читать книги и т. п.)
- Итак, ребята, давайте еще раз повторим все правила безопасной работы в интернете и постараемся составить памятки, которыми будем пользоваться ежедневно. Слайд 21. Приложение 6.
Памятка:
Всегда помни своё Интернет имя (E - mail, логин, пароли) и не регистрируйся везде без надобности!
Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус «съест» весь твой компьютер!
Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи на подозрительные сайты!
Если пришло письмо о крупном выигрыше – это обман!
Учись работать в Интернете, находить интересное, новое. Интернет вдохновляет на творчество, саморазвитие, личностный рост.
Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих фотографий и видео, включайте в друзья людей, которым вы доверяете.
Следуй этим правилам каждый раз, когда «выходишь» в Интернет!
Вручение памяток.
Слайд 22. Каждый год по инициативе «Майкрософт Украина» каждый второй вторник февраля в Украине отмечается Международный День безопасного Интернета.
Каждый день дети и взрослые пользуются Интернетом, который служит для нас рабочим инструментом, средством связи и возможностью развлечься, поэтому так важно помнить о безопасности, которая заключается в сохранности личных данных каждого из нас.
Пусть Интернет будет безопасным не 1 день, а каждый день в году, чтоб мы были уверены в своей защищенности от вредоносных программ и прочих угроз!
Подведение итогов
Вот и подошел к концу наш урок-квест “Безопасный Интернет”. Пока жюри подводит итоги, послушаем стихотворение о правилах безопасного поведения в сети интернет.
Итак, итоги игры (озвучиваются результаты). Спасибо вам, ребята, за отличную игру! Предлагаю вам выход в параллельный класс для проведения данного мероприятия.
Список использованной литературы:
1. Дети "паутины"/И. Савельев// Семья и школа. - 2014. - № 7/8. - С. 52-55. - (Угол отражения).
Результаты исследования "Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте
развития российского информационного пространства".
2. Интернет-зависимый ребенок: что делать/Б. Примочкин//Игра и дети.-2013.-№3.- С.34-35.
Стратегия и тактика взрослых по предупреждению Интенет-зависимости у детей. 3. Маленькие дети в Интернете/С. Смирнова//Здоровье школьника. - 2014. - № 3. - С. 75-76: 2 фот. (Цифровой
мир).
Как научить ребенка правильно взаимодействовать с компьютерными технологиями, с виртуальным миром,
к каким возможностям Интернета важно приобщать с раннего детства, чтобы компьютер ассоциировался
не только с игрой
3.http://www.saferunet.ru-Центр Безопасного Интернета в России.
4.http://www.friendlyrunet.ru / - Фонд «Дружественный Рунет».
5.http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ -Линия помощи «Дети онлайн».
Приложение 1.
Есть такая сеть на свете
Ею рыбу не поймать.
В нее входят даже дети,
Чтоб общаться иль играть.
Интернет.
Приложение 2.
Приложение 3.
А
Р
И
Г
Приложение 4.
Ответы: Вирус, Интернет, Компьютер, Безопасность.
Приложение 5.
Приложение 6.
Памятка:
Всегда помни своё Интернет имя (E - mail, логин, пароли) и не регистрируйся везде без надобности!
Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус «съест» весь твой компьютер!
Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи на подозрительные сайты!
Если пришло письмо о крупном выигрыше – это обман!
Учись работать в Интернете, находить интересное, новое. Интернет вдохновляет на творчество, саморазвитие, личностный рост.
Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих фотографий и видео, включайте в друзья людей, которым вы доверяете.
Следуй этим правилам каждый раз, когда «выходишь» в Интернет!