Просмотр содержимого документа
«"Культура общения"»
Классный час «Культура общения»
Ц е л и: прививать детям навыки культурного поведения, способствовать осознанию значимости вежливого поведения.
Форма проведения: комбинированная (беседа, игра, практикум)
Ход классного часа.
Вступительная часть.
(Инсценировка отрывка из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»)
Автор. Странствия привели Утенка в дом, обитатели которого считали себя непререкаемыми авторитетами.
Курица. Умеешь ли ты нести яйца?
Утенок. Нет.
Курица. Так и держи язык на привязи.
Кот. Умеешь ли ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать?
Утенок. Нет.
Кот. Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди.
Учитель:
– Оцените ситуацию. Как объединить собеседников? (Быть равными.)
– Как нужно поступить, если вы затронули неподобающую тему? (Сменить тему разговора.)
– Что такое «вежливость в общении»? (Это проявление уважения к собеседнику, признание его достоинств.)
– По правилам вежливости запрещено шуметь, тревожить окружающих. Где нельзя громко разговаривать и почему?
Ученик.
В музее, кинотеатре и трамвае О том, о сем друг другу говорим, Но часто одного не замечаем, Что, как в лесу дремучем, мы кричим. О том, что мы вчера ходили в гости, Что папа подарил велосипед, У дедушки к дождю разнылись кости, А между прочим, дождика все нет. Пожалуйста, потише! Тсс… Тсс! Ч-ч-ч! В какое бы общественное место Судьба сегодня вас ни привела, Учтите, никому не интересно Все знать про ваши личные дела. Про то, что к вам приехал дядя Коля, Что кошка утащила пять котлет, Что вы немножко пошалили в школе, А маму вызывает педсовет. Пожалуйста, потише! Совсем не обязательно кричать! Ведь вас и так услышат, Попробуйте все тихо рассказать!
Игра.
Цель игры: показать, почему необходимо внимательно слушать собеседника и выполнять правила речевого этикета.
Ход игры: дети становятся в круг. Первый ученик начинает рассказывать какую-нибудь историю, второй повторяет все то, что рассказал первый, и продолжает рассказ и т. д.
(Например:
1-й. «Моя кошка делает вот так» (движение рукой, имитирующее почесывание уха).
2-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет за 1-м). «И еще вот так» (прогибает спинку, имитируя потягивание).
3-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет движения за 1-м и 2-м). «И еще вот так» и т. д.)
– Что мешало вам внимательно слушать товарищей? (Ответы детей.)
Формулирование правил речевого поведения.
Учитель. Сделаем вывод, как правильно себя вести при общении слушающему, а как говорящему:
Говорящий:
Говорить спокойно;
смотреть доброжелательно;
наблюдать за реакцией собеседника;
называть собеседника по имени;
спрашивать, ясно ли изложенное.
Слушающий:
Взглядом, мимикой показывать внимание, интерес;
не перебивать;
попросить уточнить.
Учитель: Привычка запоминать и правильно называть имена своего собеседника, друга – один из секретов доброжелательных отношений. Некоторые люди не хотят тратить время на то, чтобы запечатлеть имя в своей памяти. А ведь это один из простых способов завоевать расположение окружающих. Как это сделать? Услышав чье - то имя, надо произнести его про себя. Затем в беседе употребить еще раз. Можно дома занести имя в записную книжку. Ведь кто-то обладает зрительной памятью, а у кого-то она – слуховая.
Человек как настоящий актер: в день играет множество ролей. Не задумываясь об этом, мы бываем и покупателями, и пассажирами, прохожими, зрителями.
Разыгрывание ситуаций:
пассажир такси просит передать плату за проезд;
прохожий спрашивает о времени;
зритель в кинотеатре просит соседа впереди снять головной убор, так как ему ничего не видно;
покупатель интересуется, есть ли необходимый журнал.
Учитель. Итак, общаясь друг с другом, мы пользуемся определенными словами-шаблонами. Попробуйте не употреблять их и сразу испытаете затруднения в общении.
– Чтобы общение приносило вам удовлетворение, взаимопонимание, чего надо избегать?
Существуют запреты в общении. Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника; обидного, презрительного, унижающего тона, угроз.
Если соблюдать эти нехитрые правила, вы станете интересным и желанным собеседником.