Актуализация знаний и фиксирование затруднений | Сегодня у нас урок повторения и обобщения. Скажите, какой раздел учебника мы закончили изучать? С произведениями каких писателей мы свами познакомились? Чему мы научились, изучая этот раздел? Чему мы учились? Сформулируйте тему урока Определите цели урока (повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое мышление и образное мышление; поддерживать интерес к чтению). | «Писатели – детям» К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Н.Н. Носов, А. Барто. Понимать в чем заключается смысл произведения. Определять особенности авторского текста, рассказывать о героях произведений, выражать свое отношение к ним. Писатели – детям. Повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое мышление и образное мышление; поддерживать интерес к чтению). | Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного |
Постановка учебной задачи и целей урока | Посмотрите на экран и прочитайте в стихотворной форме цели нашего урока. На уроке мы вспомним детских авторов и их произведения, поиграем в литературные игры, и вы сами поставите себе оценки. Поэтому в течение урока будьте внимательны к своим ответам и ответам ваших товарищей. Так как работать вы будете в группах, давайте обговорим правила совместной работы. На партах у каждой группы лежат «Листы достижений», с помощью которых вы будете оценивать свою работу. Оценивать будете с помощью звезд. Выберите ответственного за заполнение этого листа. Для чего нужны скороговорки? Давайте с вами поиграем. Давайте вспомним, произведения каких писателей мы изучали. Смотрите на экран назовите писателя (его фамилию, имя и отчество). Слайд 6 – А.Л.Барто Слайд 7 – С.Я. Маршак Слайд 8 – К.И. Чуквоский Слайд 9 – С.В. Михалков Слайд 10 – Н.Н. Носов Слайд 11 Необходимо соединить название произведения и его автора. Слайд 12 - 13 «В школу» «Верёвочка» «Вовка – добрая душа» «Живая шляпа» К. И. Чуковский «Затейники» С.В.Михалков «Кот и лодыри» С,Я. Маршак «Мой секрет» А.Л.Барто «Мой щенок» Н.Н. Носов «Мы не заметили жука» «На горке» «Путаница» «Радость» «Сила воли» «Федорино горе» Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? В каких произведениях предметы показаны как живые? Зачем это понадобилось писателям? («Федорино горе».) На самом ли деле шляпа из рассказа Н. Носова была живая? Почему писатель именно так озаглавил рассказ? Слайд 14 Прежде чем продолжим играть, выполним гимнастику для глаз. Слайд 15 Вспомните названия следующих произведений и назовите их авторов. Слайд 16 1) Я сегодня сбилась с ног – У меня пропал щенок. Два часа его звала, Два часа его ждала. За уроки не садилась И обедать не могла. Слайд 17 («Мой щенок» С. Михалков.) Слайд 18 2) Тут прохожим не пройти: Тут веревка на пути. Хором девочки считают Десять раз по десяти. Это с нашего двора Чемпионы, мастера. Носят прыгалки в кармане, Скачут с самого утра. Слайд 19 («Веревочка» А. Барто.) Слайд 20 3) Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс. Он теперь не просто мальчик, А теперь он новичок, У него на новой куртке Отложной воротничок. Слайд 21 («В школу» А. Барто.) Слайд 22 4) Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали: – Нам не страшен серый волк! Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала: – Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке. Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно! Слайд 23 («Затейники» Н. Носов.) Слайд 24 5) Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол! А шляпа – бух! – и накрыла его сверху. А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки и не видели, как Васька попал под шляпу. Они только услышали, как позади что-то плюхнулось – упало на пол. Слайд 25 («Живая шляпа» Н. Носов.) Слайд 26 6) А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Слайд 27 («На горке» Н. Носов.) На какие две группы можно разделить эти произведения? Чем отличаются стихотворения от рассказов? Слайд 28 Составьте из рассыпанных букв слова. Слайд 29 – 1 команда Слайд 30 – 2 команда Сверим ваши ответы. Смотрим на экран и отмечаем на карточках. дфеаро – Федора дыроли – лодыри казаинь – Заинька моварса – самовар судапо – посуда нотемта – темнота вочвекарё – верёвочка ляшап – шляпа Слайд 31 Назовите героя, которому принадлежат слова. Слайд 32 1) Кому велено чирикать – Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать – Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под облаком! Слайд 33 Слайд 34 2) Я и прямо, я и боком, С поворотом, и с прискоком, И с разбега, и на месте, И двумя ногами вместе… Доскакала до угла. – Я б не так ещё могла! Слайд 35 Слайд 36 3) А теперь без грамоты пропадёшь, Далеко без грамоты не уйдёшь. Ни попить без грамоты, ни поесть, На воротах номера не прочесть! Слайд 37 Слайд 38 4) Ой, вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы пойдите-ка, немытые, домой Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять. А поганых тараканов я повыведу, Прусаков и пауков я повымету! Слайд 39 Слайд 40 5) – Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним. Слайд 41 Слайд 42 6) – Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. Слайд 43 Слайд 44 7) – Нет, я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться. Физическая минутка. | Дети читают хором: Сегодня у нас необычный урок, На нем подведем мы работы итог. О произведениях для детей Мы поговорим, То, что читали, повторим. Обговаривание правил совместной деятельности: а) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших; б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем; в) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности. Для того, чтобы звуки, слоги, слова мы произносили чётко, внятно. Подготовить речевой аппарат к работе на уроке. Выполняют задание на экране. Отмечают результат в «Листе достижений» Выполняют задание на листах, сверяют с ответами на экране Ответы: пишут интересно, весело; ругают детей; радуются хорошим детским поступкам; помогают избавиться от недостатков; подшучивают на плохими детьми; учат добру. «Федорино горе» Шляпа из рассказа на самом деле не была живой. Писатель так назвал ее, потому что под шляпой был кот и он ее двигал. Отмечают результат в «Листе достижений» Гимнастику для глаз проводить дежурный класса Выполняют задание на экране. Представитель каждой команды читает по одному произведению. Их можно разделить на рассказы и стихи Стихотворения отличаются от рассказов тем, что они написаны в рифму, а рассказы прозой. Отмечают результат в «Листе достижений» | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |