Просмотр содержимого документа
«Кружок " Умелые ручки"»
Кружок «Умелые ручки»
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа разработана для занятий с учащимися 6-11 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Внеурочная деятельность «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Тематический план.
В программу внеурочной деятельности «Умелые ручки» входит ряд разделов «Работа с пластическими материалами», «Работа с тканью», «Работа с природным материалом», «Работа с бумагой и картоном» «Работа с тканью» «Текстильные материалы». В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
1 класс
№ п/п
Тема занятия
Техника, материалы
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1,5 час
I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)
2.
Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»
Оригами
1,5 час
3.
Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.
Аппликация, вырезание.
1,5 час
4.
Аппликация из геометрических фигур.
Аппликация, вырезание.
1,5 час
5.
Фантазии из «ладошек». Продолжение работы.
Аппликация, вырезание.
1,5 час
6.
Букет из роз.
Моделирование.
1,5 час
7.
Новогодний ангелок.
Бумагопластика.
1,5 час
8.
Цветочные фантазии.
Торцевание.
1,5 час
9.
Цветочные фантазии. Продолжение работы.
Торцевание.
1,5 час
10.
Чудо-елочка.
Моделирование, вырезание.
1,5час
11.
Чудо-елочка. Продолжение работы.
Моделирование, вырезание.
1,5час
12.
«Робот». Подготовка модулей.
Оригами-мозаика.
1,5 час
13.
«Робот». Сборка изделия.
Оригами-мозаика.
1,5 час
II. «Работа с природным материалом». (4 часа)
14.
Осенние фантазии из природного материала.
Мозаика.
1,5 час
15.
Поделки из кленовых «парашютиков».
Аппликация.
1,5 час
16.
Беседа «Флористика». Картины из листьев.
Аппликация.
1,5 час
17.
Картины из листьев. Продолжение работы.
Аппликация.
1,5 час
III. «Работа с тканью». (5 часов)
18.
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».
Аппликация.
1,5 час
19.
«Веселые зверюшки». Продолжение работы.
Аппликация.
1,5 час
20.
Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»
Шитье.
1,5 час
21.
Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»
Шитье.
1,5 час
22.
Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»
Шитье.
1,5 час
IV. «Работа с пластическими материалами». (7 часов)
23.
Рисование пластилином
Рисунок
1,5 час
24.
Рисование пластилином
Рисунок
1,5 час
25.
Разрезание смешанного пластилина
Рисунок
1,5 час
26.
Рисование пластилином
Рисунок
1,5 час
27.
Коллективная работа «Корзина с цветами»
Аппликация.
1,5 час
28.
Лепка из солёного теста
Лепка
1,5 час
29.
Лепка из солёного теста
Лепка
1,5 час
V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)
30.
Куколка-оберег из ткани.
Изделие из ткани
1,5 час
31.
Аппликация из пуговиц и ткани.
Аппликация.
1,5 час
32.
Аппликация из пуговиц и ткани.
Аппликация.
1,5 час
33.
Итоговое занятие. Выставка работ.
1,5 час
2, 3 класс
п/п
Разделы программы, темы занятий
Техника. Материалы.
Кол-во часов
11.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1 час
2. «Работа с природным материалом». (4 часа)
2.
Осенние фантазии из природного материала.
Мозаика.
1 час
3.
Беседа «Флористика». Картины из листьев.
Аппликация.
1 час
4.
Картины из листьев. Продолжение работы.
Аппликация.
1 час
5.
Поделки из кленовых «парашютиков».
Аппликация.
1 час
3. «Работа с бумагой и картоном». (11 часов)
6.
Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»
Оригами
1 час
7.
Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.
Аппликация, вырезание.
1 час
8.
Аппликация из геометрических фигур.
Аппликация, вырезание.
1 час
9.
Фантазии из «ладошек».
Аппликация, вырезание.
1 час
10.
Объёмные фигуры на основе формы «Водяная бомбочка».
При обсуждении технологии изготовления изделия обучающиеся под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа (1 час).
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с природным материалом (4 часа).
Рассказ о флористике. Природа Удмуртской Республики.
Изготовление композиций из засушенных листьев.
Изготовление животных из шишек.
Составление композиции. Поделки из кленовых «парашютиков», (коллективная работа).
Работа с бумагой и картоном (11 часа).
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Изделия из оригами «Сундучок санбо», «Стрелочка», «Оригинальные закладки».
Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление «Чудо-ёлочки».
Цветочные фантазии.
Наряд для баночки.
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Работа с пластическими материалами (8 часов).
Рассказ о глине и пластилине, солёном тесте. Некоторые изделия из теста в удмуртской кухне.
Рисование пластилином
Разрезание смешанного пластилина
«Расписной» пластилин, полученный способом резания.
Лепка из солёного теста. Перепеч, пельнянь- удмуртские блюда.
Лепка из солёного теста по образцу или замыслу детей.
Работа с тканью (4 часа).
Знакомство с наперстком.
Знакомство (практическое) с видами швов «через край», «петельный шов».
Изготовление куколки-оберега из ткани. Куколка-оберег в удмуртской народной традиции.
Знакомство с пришиванием пуговиц.
Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
Изготовление аппликаций из жатой ткани.
Текстильные материалы 6 часов).
Аппликация «Матрешка». Русский народный сувенир.
Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья».
Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». НРК «Лён».
Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». НРК «Шерсть».