1 сентября – ДЕНЬ ЗНАНИЙ
КЛАССНЫЙ ЧАС,
ПОСВЯЩЕННЫЙ 700 - ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
«Твой ясный свет сияет над Россией»
Цель урока:
привитие на примере жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского детям уважительного отношения к традициям и истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам, привлечение внимания подрастающего поколения к великим примерам служения Родине.
Задачи:
образовательные:
исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского ответить на вопрос урока: почему, за какие дела считают Сергия великим деятелем России, и душой России;
понять величие духовного подвига Сергия Радонежского для духовной жизни России
формировать мышление младших школьников;
развивающие:
воспитательные:
воспитывать любовь к Родине, нравственность, духовность, любовь к ближнему, умение прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества;
воспитывать интерес и уважение к духовным центрам православной культуры.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, слайд, иллюстрация);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные УУД:
- уметь объяснять значение терминов «монах», «смирение», «паломничество»;
- расширить знания о жизни святых православной культуры.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
Ход урока:
І. Организационный момент. Психологический настрой.
1. Поздравление с Днём Знаний Слайд 1.
Год учебный на пороге,
Прозвенел уже звонок…
И открыла двери школа,
Приглашая на урок!
-Поздравляю вас с Днём Знаний!
2. Звучит колокольный звон. Слайд 2.
Часовни, церкви, храмы.
Что мы знаем
О нашей русской дали вековой?
О чем ты думаешь?
Про что ты вспоминаешь
Храм русский, золотою головой?
Жизнь катит годы, как шальные орды
Не раз огонь под куполом свистел,
А ты всё тот же: доблестный и гордый
Скажи, каким ты чудом уцелел?
Все чёрточки твои, как молодые
Чиста как сахар, каменная кладь
Бессмертна и загадочна Россия
Тут, право есть, над чем поразмышлять.
ІІ. Вступительное слово учителя.
Среди вечных тем литературы, музыки, живописи есть одна, которую трудно назвать «темой», так велико и всеобъемлюще ее значение. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к Свету и Истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему, всему лучшему, что есть в мире.
…Но еще есть Свет верховный, (Олег)
Свет не солнца и планет,
Но чистейший Свет духовный,
Свет науки, Божий Свет … В. Бенедиктов.
Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них.
Совесть
Сострадание -- на экране Слайд 3
Сорадование
- Как вы понимаете смысл этих качеств человека?
Эти человеческие качества, на деле, а не на словах, помогающие выполнять завещанную людям заповедь: «Любите друг друга»
Трудно назвать, например, композитора, творчество которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений: Глинка, Мусоргский, Рахманинов, Чайковский… Вот на последнем имени мы немного остановимся.
П.И Чайковский (показать портрет) включил в свой «Детский альбом» пьесу «Утренняя молитва». Так на Руси было принято – утром просить у Бога благословение на добрые дела.
Неторопливо, по-детски чисто, обращается маленький человек к Богу. Послушайте эту светлую, прозрачную, возвышенную музыку.
(Звучит «Утренняя молитва» П.И. Чайковского)
Какая эта музыка по характеру?
Помогла ли вам эта музыка сосредоточиться, собраться с мыслями, задуматься о своих поступках? (ответы детей)
Вот с этой сосредоточенностью, вниманием, мы будем сегодня говорить о великом святом земли Русской – преподобном Сергии Радонежском.
Тема классного часа: Твой ясный свет сияет над Россией.
Слайд 4 Святой Сергий Радонежский.
К 700-летию со дня рождения преподобного.
ІІІ. Подготовительный этап
Нам предстоит познакомиться с житием святого. А что такое житие? (Житие – это повествование о жизни святого человека)
Какого человека мы называем святым? (Это просто добрые и хорошие люди, о которых приятно читать. Святые – это люди совсем особенные, особенно любящие Бога. Святого можно сравнить с меленьким зеркалом, в котором отражается свет солнца, и этот отраженный свет светит другим людям. Святость святых – это отражение святости Бога)
ІV. Основной этап
Слайд 5
Преподобный Сергий родился в 1314г. от Рождества Христова в городе Ростове от благочестивых родителей Кирилла и Марии. При рождении был назван Варфоломеем. Это имя означает «Сны радости».
- Кстати, что значит преподобный?
Святой из монашествующих, отличающийся нравственным достоинством, подвигами во имя Бога; свой праведной благочестивой жизнью он восстанавливает подобие человека Богу.
Когда мальчику исполнилось 7 лет, он начал учиться грамоте, но учение, несмотря на все его старания, не давалось ему из-за плохой памяти. Это очень огорчало Варфоломея.
Слайд 6 «Явление отроку Варфоломею»
Однажды жеребята ушли со двора, и отец отправил Варфоломея искать их.
Ходил мальчик, звал-высматривал жеребят; да вдруг видит – под большим дубом стоит незнакомый человек в черной одежде. Старец стоял и прилежно молился. Наконец он перевел взгляд на Варфоломея и подозвал его к себе. Старец, спросил:
– Что ищешь или чего хочешь, чадо?
Варфоломей тотчас доверился Божественному старцу:
– Больше всего хочу я научиться грамоте! Отдали меня учиться, и очень тяжело у меня на душе из-за того, что учусь и никак не могу ничего понять из того, чему учит меня мой учитель. Ты же, отче святый, помолись обо мне Богу, чтобы я уразумел грамоту.
Старец поднял лицо к небу, помолился и, достав из кармана что-то похожее на небольшой кусочек белого пшеничного хлеба и подал Варфоломею.
И еще старец сказал Варфоломею:
- Я дал тебе хлеб в знак того, что Господь любит тебя. Теперь ты будешь и читать, и писать гораздо лучше своих товарищей!
Варфоломей осмелился спросить:
– Святый отче, не посетишь ли наш дом?
К радости Варфоломея старец согласился, и они пошли в село.
– А про жеребят-то, про жеребят забыл! – спохватился по пути Варфоломей; но старец успокоил его, сказав, что Бог о его жеребятах уже позаботился.
– Главное – Бога искать и любить, а все остальное Бог Сам поможет найти, – поучал старец.
Вечером, когда вся семья была в сборе, старец дал мальчику книгу и велел читать. Варфоломей нерешительно взял её, раскрыл и, к своему изумлению и радости родителей, стал читать так хорошо и быстро, как никто из других учеников.
С тех пор Варфоломей больше всего полюбил читать Божественные книги и молиться в церкви, дома и в любом месте, где бы он ни был. Чтобы выразить свою любовь и благодарность Богу, он стал питаться только хлебом и водой. А сладостями, которыми его угощали, лакомил жеребят.
Слайд 7
В 1330 году Кирилл и Мария с детьми переселились в Радонеж, деревню недалеко от Москвы. На новом месте братья Варфоломея вскоре женились, но он сам упрашивал родителей отпустить его в монашество. Он хотел посвятить свою жизнь служению богу, т.е. жить в монастыре, где монахи работали, читали молитвы и совершали добрые дела. Родители удерживали сына только тем, чтобы он помог им в старости. А после их смерти он мог стать монахом.
Слайд 8
Спустя много времени Варфоломей сумел осуществить свои мечты. Он и его брат Стефан ушли в лес, чтобы поселиться там, вдали от людей. Они нашли место, которое издавна было отмечено чудесными явлениями: охотники и дровосеки иногда видели здесь сияние, огонь, чувствовали особое благоухание. Помолившись, братья принялись валить лес для строительства избушки и маленькой церкви. Окончив строительство, по единодушному согласию братья решили посвятить церковь Святой Троице.
Жить в непроходимом лесу было очень трудно. В затерянную среди снегов церковь не приходили прихожане. Стефан не выдержал и ушел в московский Богоявленский монастырь. Как старший брат, он уговаривал пойти с собой и Варфоломея, но тот наотрез отказался.
После ухода Стефана Варфоломей принял монашеский постриг. Игумен Митрофан, который по приглашению иногда служил литургию в Троицкой церковке, дал Варфоломею имя Сергий. В то время юному подвижнику было двадцать три года. Сергий был строг к себе: ограничивал время сна, много молился, зимой ходил в летней одежде, питался небольшим количеством хлеба и жил совсем один. К его избушке часто приходили лесные звери.
Слайд 9 Рассказ ученицы - «Медведь» (Андрей)
1. Однажды наведался медведь. Кто, мол, тут поселился? Преподобный вышел из избы. Медведь привстал, чтобы, стоя на задних лапах, оказать себя во весь могучий и грозный рост. Отшельник же не испугался, а молвил приветливо:
– Мир тебе, творенье Божье.
Негромкий, ласковый голос тотчас успокоил медведя – он мягко опустился на передние лапы и стал выжидающе смотреть на человека маленькими глазками. Человек же зашел в избу и вышел оттуда с куском хлеба в руке. Подошедши к осиновому пню, положил на нее хлеб. Медведь осторожно понюхал хлеб, взял, отошёл и съел. Затем подошел к отшельнику, обнюхал его сапоги, одежду, руки. Миром, благостью веяло от отшельника.
– Приходи в мое местечко, – говорил Сергий, – всегда приходи. Будет хлебец – оба подкрепимся, будет кусок – и тот разделим. А не будет – потерпим: Господь Бог и подаст через добрых людей.
2. (Илья) Слушая, медведь кивал головой, точно понимал речь дивного человека и во всем соглашался с ним. С тех пор медведь каждый день приходил к избушке, а то и по нескольку раз. Преподобный Сергий отламывал кусок хлеба и оставлял на пне. Иной раз и последний кусок отдавал зверю, себе ничего не оставлял, говоря:
– Я-то укреплюсь молитовкой, а ты, бедный, как о себе позаботишься?
Порой и совсем не было хлеба. Медведь, не получив привычного угощения, долго не уходил, осматривая землю вокруг пня, тычась носом в траву и спрашивая взглядом: где же хлеб?
– Скудно нынче, скудно, – отвечал отшельник. – Даже и совсем нет. Обоим нам велит Господь потерпеть... И потерпим, потерпим. Водички попьем...
Медведь кивал головой, вздыхал и шел к ручью, а назавтра снова приходил и терпеливо ждал у пня. Преподобный же, закончив читать молитвы, выходил, радостный, с хлебом в руке.
Слайд 10
Прошло два-три года, и в окрестных селах заговорили о святой жизни лесного отшельника. Сергия начали посещать монахи, жители деревень стали приходить к пустыннику за советом. Некоторые просили позволения поселиться рядом, чтобы молиться вместе с Сергием. Вскоре 12 монахов поставили свои избушки рядом с избушкой Сергия и начали совместную жизнь. Пришедших
Слайд 11
Сергий настраивал на строгую жизнь и дисциплину. Этому служил его личный пример и трудолюбие. Три или четыре избы для новой братии он построил сам, молол зерно, пек хлеб, готовил пищу, кроил и шил для братии одежду, носил воду. Всему этому научили его родители. По примеру и под руководством Сергия монахи трудились на огородах, шили облачения, переписывали книги. Сергий брал на себя самую тяжелую работу.
Слайд 12
Вместо старой церкви построили новую, но назвали её прежним именем – Троицкая. Церковь и поселения образовали монастырь. В каждом монастыре должен быть главный священник, его называют игуменом.
Люди стала упрашивать Сергия стать игуменом и принять священство. Однако Сергий считал: «Хочу учиться а не учить, слушать, а не начальствовать над другими». Но все-таки Преподобный Сергий уступил настойчивым мольбам учеников и был поставлен игуменом в 1354 году.
Рассказы учеников.
Сергий всегда помогал людям и верил в Бога. Вот несколько случаев, которые с ним произошли. Слайд 13.
1. Однажды в монастыре стало совсем голодно. Монахи пришли к Сергию и сказали, что они его во всём слушались, а теперь им нечего есть. До утра они потерпят, а потом уйдут навсегда. Сергий ничего им не ответил. Он пошёл в церковь и стал молиться. И только он встал с колен, как прибежали люди и сказали, что приехали какие-то возчики с телегами, полными хлеба, овощей, рыбы.
- Где же те, что роптали на то, что нечего есть?- спросил Сергий, когда все наелись. – Пусть теперь увидят, какую пищу послал нам Господь. (Юля)
2. Господь никогда не оставлял Сергия. Тот мог чудесной силой лечить людей и находить под землёй воду. Когда монастырь вырос, то воду из речки носить стало далековато. Сергий нашёл поблизости небольшую лужу и стал молиться, чтобы Господь дал воды. Потом перекрестил лужу, и вдруг оттуда забил родник. (Вика В.)
3. Слайд 14. Однажды в соседней деревне заболел мальчик. Отец принёс его на руках в монастырь и попросил Сергия, чтобы тот помолился за ребёнка. Но пока Сергий готовился к молитве, мальчик тихо умер. Отец впал в отчаяние и выбежал из церкви, а когда вернулся, то увидел своего сына живым и здоровым. Он стоял на коленях рядом с Сергием и молился. Отец стал благодарить, а Сергий только покачал головой. Были и другие больные, вылеченные чудесной силой Сергия. (Лера)
Рассказ учителя. Слайд 15.
Тяжёлые времена царили тогда на Руси, стонал народ под татаро-монгольским игом. В 1380 году готовилась прийти новая страшная беда. Татарский хан Мамай собирался захватить Русскую землю, разорить церкви и перебить всех русских князей. Московскому князю Дмитрию Ивановичу не удалось дипломатично и подарками утихомирить татар. Битва была неизбежной. Готовясь к походу, князь отправился в монастырь Святой Троицы, чтобы помолиться и получить благословение преподобного Сергия на предстоящее сражение.
Ранним августовским утром они молились вместе, а после молитвы окропил Преподобный святой водой князя, воинов его и сказал: «Иди, княже, и не бойся ничего. Бог поможет тебе!» В знак благословения Преподобного на страшную битву отправились и два монаха монастыря - бывшие воины Александр Пересвет и Андрей Ослабя. Слайд 16
Войска Мамая и Дмитрия столкнулись на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Всё время, пока длилась битва, в лесной глуши Сергий молился со своими монахами. Духовными очами видел он поле боя, гибнущих русских воинов и тут же поминал их в своей молитве, называя по именам.
Слайд 17 Долгой была молитва - страшную цену пришлось заплатить за победу: из каждых десяти русских на Куликовом поле остались лежать восемь. В момент, когда Дмитрий одолел Мамая, преподобный перекрестился и провозгласил: «Слава тебе, Боже! Мы победили!»
Слайд 18
За полгода до смерти Сергию Радонежскому открылась точная дата его смерти. Преподобный начал готовиться к этому заранее: передал настоятельскую власть своему ученику Никону и, главное, неустанно молился Богородице о благополучии монастыря. И его молитвы были услышаны. Сергий стал первым русским святым, которому воочию явилась Богородица.
Преподобный молился, «когда яркий свет, ярче солнечного» осветил его, он увидел Богородицу с двумя святыми апостолами Петром и Иоаном. Пресвятая Богородица прикоснулась к Сергию и сказала: «Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя. Услышана твоя молитва об учениках твоих и об обители твоей. Не скорби больше, отныне здесь все будет в изобилии. И не только при твоей жизни, но и после Я не оставлю обитель и буду всегда покрывать ее». После этих слов Богородица стала невидима.
Слайд 19
08 октября 1392 года Преподобный Сергий скончался.
Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело -
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.
(Вика В.)
Слайд 20
Сергий был причислен к лику святых как Сергий Радонежский. Его главная обитель Троице-Сергиева Лавра радует прихожан своим величием и красотой.
V. Итог классного часа.
Учитель: А теперь ребята давайте подведем итог нашего непростого занятия. -В чем же все-таки состоял духовный подвиг прп. Сергия Радонежского?
Уч-ся: Он умел творить различные чудеса, он помогал всем. Кто к нему обращался. Он был очень хорошим человеком.
Учитель: А скажите, пожалуйста, что хорошего он делал для людей? Каким он был человеком?
Уч-ся: Он много трудился, молился Богу, старался быть скромным, честным, порядочным.
Учитель: Совершенно верно, ребята. Я попрошу обратить внимание на экран- прочитайте вслух те качества прп. Сергия, благодаря которым до сих пор хранится добрая память о нем в народе. Слайд 21.
Уч-ся: Бескорыстие, Трудолюбие, Патриотизм, Милосердие, Великодушие, Смирение.
Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как человечность, доброта, милосердие. Многие организации, отдельные граждане нашей страны, осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, к инвалидам. Не тянется ли эта ниточка, эта преемственность из глубины веков, от таких людей, как преподобный Сергий Радонежский?
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета,
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
8