Оборудование: мультимедиа (мультфильм «Просто так»); карандаши, фломастеры; материалы к упражнениям «Опасно - безопасно», «Собери эмоцию», «Пирог эмоций»; музыкальное сопровождение.
Ход классного часа
Педагог – психолог:
- Сегодня у нас с вами необычное занятие, сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Эмоций». В волшебной стране не любят хмурых и грустных людей, поэтому нам с собой необходимо взять хорошее настроение. А для этого мы выполним упражнение:
«Покажем друг другу ладошки»(Дети стоят в кругу и показывают движения под слова психолога)
«У друга мягкая ладошка,
Погладим ее немножко.
А теперь погладим друг друга взглядом,
Мягким взглядом.
Мы друг друга видеть рады!»
Ну, теперь у всех хорошее настроение? Ответы детей.
Педагог – психолог:
- Ребята, посмотрите на жителей этой страны (психолог показывает пиктограммы эмоций) давайте угадаем их название (Приложение № 1).
Ответы детей.
Педагог – психолог:
- Действительно, эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления. А где мы с ними встречаемся в повседневной жизни? Когда мы радуемся, когда удивляемся, чем-то расстроены, когда злитесь?Ответы детей.
Педагог – психолог:
- Я предлагаю вам сейчас разделиться на 2 группы и каждая группа получает возможные ситуации проявления агрессии. Вам необходимо определить, являются ли предложенные в способы выражения гнева, злости, обиды опасными или безопасными для окружающих людей и самого человека. Упражнение «Опасно - безопасно»(Приложение № 2)Оскорбления, нападение, обида, зависть, злость, игнорирование, чувство вины, физические упражнения, прощение, смех.
Педагог – психолог:
- Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями. Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.
- Ребята есть волшебная фраза, которая поможет выразить свое недовольство, при этом, не обидев другого человека.
(Психолог знакомит учащихся с формулой «Я - высказывания»), например: «Коля, мне очень неприятно, когда ты меня называешь таким обидным словом, пожалуйста, называй меня по имени». Давайте потренируемся.
Упражнение «Волшебная фраза». Высказывания детей.
Педагог – психолог:
- А теперь представьте, что вы актеры театра и вам необходимо обыграть несколько ситуаций. Ситуации для обыгрывания, в которых необходимо выразить свое недовольство с помощью «волшебной» фразы - «Я - высказывания»:
1.Одноклассник взял без спроса твою ручку.
2.Девочки класса смеются над тем, что у тебя не получается прыгать на скакалке.
3.Ученик в классе придумал тебе прозвище и начал обзываться.
Дети выполняют задание в парах.
Упражнение «Психологический театр».
Педагог – психолог:
- Итак, уважайте выражение чувств других; проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции; поощряйте в других желаемое для вас поведение; откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии); избегайте упрёков и критики.
Но в нашей стране, посмотрите, ребята все эмоции разделились на половинки. Я предлагаю вам собрать их. Каждый из вас получит половинку картинки с эмоцией. Пока звучит музыка, вам нужно найти свою пару и соединить картинки, и когда музыка остановится, каждый должен найти свою пару.
Психолог включает подвижную музыку, дети передвигаются по комнате.
Игра «Собери эмоцию» (Приложение № 3)
Педагог – психолог:
- Я вижу, вы научились хорошо узнавать разные эмоции, а теперь давайте присядем и посмотрим мультфильм «Просто так», а потом вы мне скажете, какие эмоции были у героев мультфильма и почему. Просмотр мультфильма. Обсуждение.
Вопросы:
Какие эмоции были у героев мультфильма?
Почему они испытывали радость, грусть, удивление?
Что можно было еще сделать, чтобы развеселить героев мультфильма?
Педагог – психолог:
- Вы большие молодцы! Со всеми заданиями справились, и наше путешествие по стране Эмоций подходит к концу. А что обычно бывает в конце праздника или другого веселого события? Ответы детей. Психолог подводит детей к тому, что в конце праздника бывает чаепитие с тортом или пирогом. Я предлагаю вам испечь пирог, но необычный, ведь мы в стране Эмоций, а пирог с хорошими эмоциями и угостить им друг друга. Каждый из вас получает листочки - кусочки пирога. Вам нужно раскрасить свой кусочек пирога яркими положительными эмоциями.
Упражнение «Пирог эмоций». Дети рисуют.
Педагог – психолог:
- Какие яркие получились у вас работы! Выходите в круг.
Дети выходят из-за столов и встают в круг.
Педагог – психолог:
- А теперь кто желает, поделитесь своим кусочком пирога с другом. Дети делятся кусочками пирога друг с другом и соединяют их вместе.
Педагог – психолог:
- Взяли мы немножко смеха,
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте,
Угощенье получайте!
Педагог – психолог:
- Ребята, вам понравилось угощать друг друга? Что вы испытываете сейчас, угостив гостей, сделав им приятное? Какие эмоции? Как вы считаете, приятно дарить радость? Ответы детей.
Педагог – психолог:
- Благодарю всех за интересное занятие. Понравилось ли оно вам? Ответы детей. Я предлагаю вам высказаться по кругу и начать со слов: «сегодня я узнал….» Дети передают мяч друг другу и высказываются.Рефлексия «Закончи предложение».
Педагог – психолог:
- На этом мы прощаемся со страной Эмоций, но помните, что они всегда остаются с вами! До свидания, ребята!
Использованная литература
1. К. Селевко «Познай себя». Народное образование. НИИ школьных технологий. 2006
2. Уроки практической психологии в начальной школе. Учебное пособие. Автор-составитель Строганова Л.В. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. Российское педагогическое агентство. 1997.