Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "В наш мир народною тропой"»
Классный час для начальной школы на тему "В наш мир народною тропой"
Цели:
Развитие эстетическо-нравственных ценностей и знакомство с культурой русского народа:
- воспитание эстетического вкуса учащихся;
- воспитание нравственной культуры поведения учащихся;
- воспитание толерантных отношений между детьми;
- развитие у детей творческих способностей и ораторского мастерства;
- изучение жанров фольклора и народного прикладного искусства;
- связь народного творчества с современной жизнью.
Развитие навыков коллективного творчества в групповой работе.
Оборудование:
- свеча в подсвечнике (рассчитать размер свечи по времени горения на 10-15 мин.) и зажигалка;
- мел, доска;
- фрагмент мультфильма “Царевна-лягушка” и фрагмент фильма “Кощей Бессмертный” (видеонарезка) + проектор с экраном + компьютер;
- примеры докучных сказок (народные и детские);
- аудиозапись детских народных частушек + минусовка частушек;
- матрёшки;
- плеер с наушниками (записана минусовка частушек);
- корзинка с Чупа-чупсами .
Стулья в классе можно поставить полукругом для вступительной беседы, столы в центре класса подготовлены для групповой работы (3 группы).
Раздаточный материал:
- таблички для столов с названиями и символикой художников, музыкантов и писателей;
- листы бумаги и ручки (простые карандаши) для записи сказок;
- листы бумаги с рифмами для частушек и простые карандаши;
- листы бумаги с силуэтами матрёшек (деревянная болванка матрёшки);
- ручки, простые и цветные карандаши, ластики, фломастеры;
Ход классного часа
1. Оргмомент (1 мин.).
Учащиеся рассаживаются на стулья. На доске тема классного часа: “В наш мир народною тропой”.
Мотивация к деятельности.
- Добрый день, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени, в прошлое нашей родины к истокам народного творчества. А нашей путеводной звездой в этом путешествии станет свеча. Сейчас я зажгу эту свечу, и мы перенесёмся в стародавние времена. А нашим экскурсоводом в прошлом будет ни кто иной, как сама Василиса Прекрасная.
2. Вступительная беседа (2 мин.).
Итак, мы с вами попали в стародавние времена. В те времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров, ни электричества, да и книг тоже не было. И страна наша была небольшим государством. А люди в том государстве жили мастеровые, да песенные, и речи их были мелодичными, да неспешными, как течение полноводных равнинных рек. И звали их всё Иванушками да Марьюшками.
Сегодня на занятие мы с вами пройдём народною тропой из стародавних времён в современный мир и проверим, не растратили ли мы, жители современной России, умения наших предков.
3. Актуализация знаний и беседа об устном народном творчестве и прикладном искусстве (частушки, докучные сказки и о русские матрёшки) (12 мин.).
1. Актуализация знаний об устном народном творчестве.
Ну вот, не успели поздороваться, как сразу же расстались. Жалко Василису, надо её спасать от Кощея Бессмертного. А где же смерть Кощея найти, он же Бессмертный?
Дети дают ответ на поставленный вопрос, цитируя русские народные сказки (“...Смерть Кащея на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе, дуб ...” )
Правильно ребята, но пусть этим займётся жених Василисы Прекрасной – Иван Царевич, а мы с вами отправимся в путешествие самостоятельно. Ведь в стародавние времена мы попали не надолго, лишь пока горит свеча.
Ребята, а о каком виде народного творчества мы с вами вспомнили? Правильно, о сказке. Сказки народ складывал разные: волшебные, о животных и бытовые. Но были ещё сказки – докучные. Знаете ли вы такие?
Послушайте их:
Жил-был карась, Вот и сказка началась. Жили-были два налима, Вот и сказки половина. Жили-были три гуся, Вот и сказка вся.
Жил-был журавль, Поставил он стожок сенца – Не сказать ли опять с конца?
Как вы думаете, когда их рассказывали? Правильно, когда не хотели ничего рассказывать.
2. Актуализация знаний о песенном народном творчестве.
Ну а нам пора дальше двигаться. (фрагмент фильма “Кощей Бессмертный” - 2-й фрагмент: 1:12 – 3:50).
Приложение 1
Мы с вами очутились на деревенской площади.
Что, ребята вы увидели и услышали на деревенской площади? Правильно. И былину, и заклички, и частушки – всё это малые фольклорные жанры. А кто знает, что такое частушки и для чего русский народ их исполнял?
Дети дают ответ на поставленный вопрос.
... Конечно, это небольшие народные песенки, полные веселья и задора. Исполняли их быстро, часто перебирая слова. Отсюда и пошло название – частушки. А пели их, чтобы посмеяться над собой и повеселиться.
Приложение 2
Послушайте частушки наших прабабушек:
Как на нашем на лугу Укусил комар блоху. Сидит дятел на берёзе Умирает со смеху.
Маша любит наряжаться Да не любит умываться. Хоть и личиком красива, Но плаксива и ленива.
3. Актуализация знаний о прикладном искусстве.
Долгими зимними вечерами любили люди мастерить. Какие виды народного прикладного искусства вы знаете?
Верно. И кружевоплетение, и роспись и резьба по дереву, и вышивка, и вязание были милы русской душе. Но детям больше всего интересны были игрушки. И сегодня давайте вспомним об одной игрушке, которая не так стара. Ей чуть больше 100 лет. Угадайте, о какой игрушке я хочу вспомнить?
Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка)
Показать матрёшку в собранном и разобранном виде.
Первую матрёшку сделали в Москве. Она появилась на свет в облике девочки-подростка, одетой в зелёную кофту и сарафан. В руках держала петуха и улыбалась. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин и назвал её – Матрёной. Действительно, Матрена оказалась не такой уж простушкой. Кукла раскрывалась, и в ней находили сестренку Матрешку. В той - следующую.
Потом шел русоголовый мальчик в красной рубахе, он последним проявлялся. Всего было в первой матрешке 8 кукол. Игрушка полюбилась и детям и взрослым.
Новинку отправили на всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, так же были очарованы русской многоместной куклой.
В Москву посылались заказы на большие партии матрешек. И сегодня русская матрешка - желанная гостья в каждом доме. География ее местожительства охватила многие страны мира.
Приложение 3
Ой, ребята смотрите, наша свеча почти догорела, а это значит, что нам пора возвращаться в современный мир. А как же поживает Василиса? Сумел ли Иван Царевич одолеть Кощея Бессмертного и найти свою суженую?