3 | Постанов ка цели и задач урока. Мотива ционный | 1. Ребята, мы познакомимся с содержанием нового произведения; продолжим работать над развитием беглого, выразительного, вдумчивого, грамотного чтения; научимся оценивать поступки и поведения героев произведения, постараемся понять и почувствовать как надо относиться к тем, кто нас окружает; проявлять чувство сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе, осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами. 2 . - Ребята, вы очень любите читать стихи, а сейчас я вам почитаю стихотворение «Дедушка Дерево», а написала его известная поэтесса Эмма Мошковская . Эмма Эфраимовна Мошковская (15.04.1926 – 2.09.1981) родилась в Москве. Братья отца – знаменитый полярный лётчик Яков Мошковский, основоположник отечественной фармакологии Михаил Машковский. Как вспоминала сама поэтесса, семья была очень дружной, трудолюбивой. Девочку окружала атмосфера любви, сердечности, взаимопонимания. Эмма Мошковская с раннего возраста начала проявлять незаурядные вокальные способности, поэтому после окончания школы остановила свой выбор на Государственном музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных. Окончив училище, она три года проработала по распределению солисткой Архангельской филармонии. Вернувшись домой, Эмма Мошковская поступила в оперно-хоровую студию при Московской консерватории. О литературной карьере даже не помышляла, хотя серьёзно интересовалась поэзией, писала стихи. Зачастую это были дружеские эпиграммы, шуточные тексты для застольных песенок знакомых бардов. В 1960 году Эмма Мошковская решилась отправить несколько своих стихотворений на суд редакции детского журнала «Мурзилка». К её удивлению, они были не только напечатаны, но даже получили высокую оценку Маршака и Чуковского, которые прочили начинающему автору большое будущее. Помимо «Мурзилки», Эмма Мошковская сотрудничала с журналами «Пионер» и «Вожатый», а 1962 год стал для неё поворотным – поэтесса выпустила свой первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». Она быстро стала очень востребованным автором – за год издательства выпускали по две-три её книги. Помимо стихов Эмма Мошковская пробовала свои силы как прозаик, драматург, переводчик. Став членом Союза писателей, приняла решение закончить музыкальную карьеру, полностью посвятив себя литературе. В 70-е годы Эмма Мошковская пополнила свою творческую копилку несколькими сценариями для мультипликационных фильмов, а также двумя грампластинками с записями стихов. Её новые книги по-прежнему пользовались большим успехом у юных читателей. Справедливости ради надо сказать, что манера стихосложения поэтессы – нарочито детская, почти разговорная – часто вызывала критику коллег по цеху: однажды журнал «Крокодил» даже опубликовал довольно ядовитую пародию Виктора Завадского на стихотворение «Коровы жуют». Помимо этого Эмма Мошковская стала всё чаще ощущать полный упадок сил из-за нарастающих проблем со здоровьем. Последние годы жизни она практически не сочиняла ничего нового – дописывала, редактировала начатые когда-то стихи, ставшие позже основой посмертных сборников «Хорошие вести», «Дедушка Дерево». За прошедшие годы интерес к творчеству поэтессы нисколько не ослаб: книги активно переиздаются, её стихи, сказки, рассказы продолжают переводиться на разные языки мира, а песни на стихи Эммы Мошковской, написанные еще советскими композиторами, до сих пор исполняют «звёзды» отечественной поп- и рок-музыки. Секрет этого непреходящего успеха много лет тому назад сформулировал Самуил Маршак: «У неё есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Жаль только, что до сих пор остаются неопубликованными «взрослые» лирические произведения, которые Эмма Мошковская писала на протяжении всей своей недолгой, но такой яркой жизни. 3.Чтение учителем стихотворения Эммы Мошковской . У дедушки Дерева Добрые руки- Большие, Зеленые, Добрые руки.. . Какая-то птица в руках суетится, Какая-то птица на плечи садится. Дедушка Дерево- Славный такой- Белку качает большущей рукой . . . Жучище примчался,и сел и качался, И все восхищался, И все восхищался. Стрекозы примчались. И тоже качались, И мошки примчались . И мошки качались. И все свиристели. В пуховой постели, Смеялись,свистели ! Дедушка Дерево пчел подхватил И на ладони свои усадил. . . У Дедушки Дерева добрые руки. . . Большие,Зеленые,Добрые руки, Наверно, их сто,,, Или сто двадцать пять.,. Чтоб всех покачать!Чтоб всех покачать! 4. Работа над стихотворением «Дедушка Дерево» (Слайд) - Как вы понимаете выражение - «дедушка Дерево»? Дедушка -родной человек, отец родителей, старший из рода. Дерево-растение, имеющее корень, ствол, сучья,листья, многие из них имеют плоды. Свиристели-порода певчих птиц. - Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит летом. Показаны насекомые, птицы, зелёные травы и листья, цветущие цветы). - Как вы думаете, поэтесса рассказывает об увиденном с радостью или грустью? ( Она рассказывает об увиденном с радостью. Насекомым и птицам очень хорошо и весело на дереве). | Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. Ориентиро ваться в учебниках: определять, прогнозиро вать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. Слушают и осознают информацию. Определять тему произведений, рассматриваемых на уроке. | Р. самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. П. - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) К. Пони мать точку зрения другого. |
4 | Первич ное усвоение новых знаний Первич ная проверка понима ния | Продолжение работы над стихотворением. Чтение стихотворения «сильным» учеником. Чтение стихотворения учащимися в «паре». Работа в группах: 1-ая группа:- -Какой художественный приём помогает поэтессе раскрыть образ Дедушки-Дерева? (Олицетворение) -Найдите слова подтверждающие это?( Дедушка Дерево белку качает, пчёл подхватил и на ладони свои усадил.) 2-ая группа:К какой части речи относится слово « Дедушка»? На какой вопрос оно отвечает? -Почему слово «Дерево» написано с большой буквой? Какие слова ассоциируются со словом «дерево»? 3-я группа:-Какие слова помогают увидеть движение возле дерева? 4-ая группа:-Найти главную мысль произведения и подбери пословицы, подтверждающие главную мысль. Под большим деревом и гриб вольготнее растёт. (Рост, размер, величина, Дерево) Дети, что цветы: уход любят. (Дети, воспитание детей, Дерево, Дети) Не беречь поросли - не видать и дерева Сначала дерево пускает корни, а потом уже на чинает расти вверх. (Житейский опыт и наставления, Дерево) Дерево валят туда, куда оно нагнулось. (Дерево) Дерево с одного стуку не валится. (Дерево) Из одного дерева, да разные поделки. (Дерево) Кто деревцо посадит, тот человеку друг. (Дерево) От хорошего дерева - хороший плод. (Дерево) Сломить дерево - секунда, а вырастить - годы. (Дерево) Старое дерево скрипит, да живет. дети (Дерево) Без детей горе, а с детьми вдвое. (Дерево) Все бобры для своих бобрят добры. (Дерево) Дай детям полную волю - сам наплачешься. (Дерево, Дети) Нет такого дерева, чтобы на него птица не садилась. -Как называется раздел, который мы изучаем? -Что интересного узнали из этого стихотворения? | Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Осмысливать понятия. Объяснять смысл названия рассказа. Давать характеристику героев. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Анализиро вать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. | К. Отстаи вать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Понимать точку зрения другого К. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. |