-воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.
Оборудование: презентация «Перелётные птицы», письмо от мудрой Совы, фонограмма «Пение птиц»
Ход классного часа:
Организационный момент
Слайд 1.
Учитель: - Сегодня к нам должна прилететь мудрая Сова. Но придя сегодня в класс, я обнаружила записку на столе.
«Быть сегодня не могу, очень сожалею, но чтобы вы не потеряли время даром, включите свою радиодоску. Сова.»
(звучит фонограмма «Пение птиц» и стихотворение)
Слайд 2 (1)
Внимание! Внимание!
Сегодня в 5 часов
Работать будет станция
Для рощ и для лесов!
Сегодня в нашу студию…
Внимание! Внимание!
Слетятся птицы разные
На радиособрание!
Во-первых, по вопросу:
«Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней
Использовать росу?
Второй вопрос назрел давно:
«Что эхом называется?
И если есть в лесу оно,
То где оно скрывается?»
По третьему вопросу
Докладывает Грач,
Назначенный заведовать
Ремонтом птичьих дач.
Потом начнутся прения:
И свист, и скрип, и пение,
Урчание и пиликанье,
И щебет, и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, щеглов, Синиц
И всех без исключения
Других известных птиц.
Слайд 2(2)
Внимание! Внимание!
Сегодня в 5 часов
Работать будет станция
Для рощ и для садов.
Учитель: - Вот это да! Мы с вами попали в эфир птичьего собрания, вот бы было интересно посмотреть.
(Входят юннаты и предлагают свою помощь)
Юннат: - Но для этого нужно вспомнить, о каких зимующих птицах вы знаете?
( Дети называют зимующих птиц)
Слайд 3.
Учитель: - Посмотрите на доску. Всех ли зимующих птиц вы назвали? (дети называют птиц)
Основная часть
Слайд 4.
Учитель: - Интересно, почему Сова одна?
Юннат: - Наверное, остальные птицы ещё не прилетели.
- А кто же прилетает из тёплых краёв первым?
( Ответы детей)
Юннат: - Кто это? Если он …
Всех перелётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперёд по пашне вскачь
И зовётся птица … (грач)
Слайд 5.
Перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю. Когда грачи найду лучшее место, то начинают строить гнёзда.
Слайд 6
- Из чего грачи строят гнёзда?
Дети: - Из прутьев и веток, высоко над землёй, чтобы не достала кошка.
Юннат: - Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Так они меняются, иначе гнездо займёт другая пара птиц.
Юннат: - Отгадайте, о какой птице, я загадаю вам следующую загадку:
На шесте - дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)
Слайд 7.
- Что вы знаете о жизни скворца?
( Дети отвечают)
Юннат: - Посмотрите на его массивное тело и короткую шею, он нам покажется неуклюжим, тяжёлым, хотя весит всего 75 граммов. Широким и важным шагом, беспристрастно кланяясь и озираясь по сторонам, потешно шествует он за плугом. Выдёргивает из отваленных пластов земли дождевых червей и жучков. Осенью, правда, стаи скворцов совершают налёты на сады. Но этот вред несравним с той пользой, которую они приносят, вскармливая птенцов.
Слайд 8.
-Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду более 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жучков и червячков уничтожает одна пара скворцов. Скворец ещё и пересмешник. С поразительной похожестью умеет он передать всё, что услышит в дальних своих странствиях. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, но и отчаянный мальчишеский свист, кваканье лягушек, рычание собаки и даже скрип тележного колеса.
(звучит запись пения скворца)
Юннат: - Но вот взошло и заиграло над лесом весеннее солнышко, зажгло янтарным светом журчащие ручейки. Набухли на деревьях почки. И послышался в лесу чей-то голосок.
(звучит запись голоса кукушки)
Учитель: - Чей же это голос?
Дети: - Это голос кукушки.
Слайд 9.
Юннат: - Солнцем залита опушка,
Загорелся только день,
И проказница-кукушка
Куковать уселась в тень.
Где она? Никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему …….
Дети: - Ку-ку!
Учитель: - Что вы знаете о кукушке?
Юннат: - кукушка не строит гнёзд и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо какой-нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнёздышка появляется маленький прожорливый кукушонок.
Слайд 10.
- В отсутствии своих приёмных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестрёнок, и тогда птицам ничего не остаётся, как выкармливать его одного. Птица эта большая и окрашена в коричневый цвет.
Юннат: - К поляне, на которой будет происходить съезд, подлетает ещё один гость.
Спереди - шильце,
Сзади – вильце,
На груди белое полотенце.
Наша гостья …… (Ласточка)
Слайд 11.
- Ласточки прилетают в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперенью и белой грудке. У ласточки быстрый непрерывистый полёт, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров. Говорят, что по её полёту можно определить погоду.
Дети: - Летят гнёзда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась туда кошка. Строительный материал - его много: грязь, глина, а склеивается всё слюной самой птицы.
Слайд 12.
- Есть ласточки-береговушки. Они строят своё жилище в берегах рек.
Слайд 13.
Родители: - Но что-то птицы заспешили на поляну, и ребята, любители природы, не успевают про всё рассказать. И мы хотели бы им помочь.
( Родители заранее подготовились к этому выступлению, в которое они вложили стихи, загадки, грамзаписи голосов птиц: иволги, коноплянки, жаворонка, утки, журавля, соловья, цапли).
Учитель: - Кто наблюдал за тем, как летят птицы по небу?
- Одинаков ли их полёт?
Слайд 21.
Юннат: - Птицы летят по небу: «караваном» - друг за другом, «клином» или «косяком» и стаей.
Заключительная часть.
Учитель: - Я хочу сыграть в игру, которая называется «Как зовут вас, детки?». Я называю птиц, а вы хором должны ответить, как зовутся птенцы:
Сова – совята
Грач - ……
Скворец - …..
Кукушка - …..
Ласточка - ……
Иволга - …..
Зяблик - …..
Учитель: - На поляну слетелось много птиц. Что общего между ними? (они перелётные)
- Чтобы они радовали нас своим пением, о чём мы должны помнить?
Слайд 23.
- Мудрая сова вам напоминает: «Берегите птиц! Они ваши друзья!»