Данная разработка поможет систематизировать знания детей о назначении русской печи, ее функциях, предметах быта, поможет сформировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой деятельности; будет развивать интерес к жилищу русского человека, его убранству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Царица русской избы»»
Классный час «Царица русской избы»
Цель: продолжитьзнакомить детей с предметами русской избы.
Задачи: систематизировать знания детей о назначении русской печи, ее функциях, предметах быта;
- формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой деятельности;
- развивать интерес к жилищу русского человека, его убранству.
Место проведения: школьный интерактивный музей крестьянского быта и этнографии.
Участники: обучающиеся начальной школы
Ведущий: Здравствуйте гости дорогие! Рада видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице!
Ведущий: А о чём пойдет разговор, догадайтесь сами. Вот вам моя загадка:
«В теплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в том царстве стужа, змий раскручинится, и начнет у него изо рта пламень огненный исходит и из ушей кудряв дым метается, а из очей искры сыплются». (Ответы детей)
Ведущий: Наш с вами разговор пойдет о русской печи. Нетрудно догадаться, что «теплое царство» - это крестьянская изба, в которой стоит русская печь – «пещера каменная», в которой прячется огонь – «лютый змий».
Как в давние времена называли печку? Вы узнаете, если составите слова из слогов.
туш ка ма
ми кор ца ли
ба ня ры (Матушка, кормилица, барыня)
Ведущий: Печь - основа русской избы, её душа. Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:
Ой, ты, печка-сударыня,
помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси.
В дом богатства неси.
Почему так ласково люди обращались к печке?
(Ответы детей).
Ведущий: Недаром о русской печи сложены мудрые народные пословицы. Сейчас предлагаю вам их вспомнить.
Игра «Собери пословицу»
(в конвертах раздаются пословицы, разрезанные на части)
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Когда в печи жарко - тогда и варко.
Что есть в печи - то на стол мечи.
4. Иного хлебом не корми, только с печи не гони.(Объяснение пословиц)
Ведущий: Не существовало на Руси такой избы, в которой не было русской печки. Печь являлась незаменимым помощником, обеспечивала тепло в доме, готовила пищу, помогала в стирке, а также сохраняла тепло в месте для сна.
Ведущий: Как же появилась русская печь? Послушаем рассказы детей.
1. Первые сооружения для отопления домов, которые стали прообразами нынешних русских печей, появились около четырёх тысяч лет назад. Люди поняли, что сохраняемый ими огонь можно спрятать под крышу. Вплоть до VIII века печи были без трубы, поэтому весь дым выходил через двери, из-за этого на потолке и стенах избы скапливались слои сажи.
2. Чуть позже над печами соорудили отверстия в крыше и поставили деревянные трубопроводы. Затем в XVIII веке стали применять огнеупорные кирпичи, и у русской печки появилась кирпичная труба, которая возвышалась над избой. Поэтому можно утверждать, что впервые классическая русская печь появилась именно в XVIII веке.
3. Русская печка должна была выполнять несколько главных задач — это отопление помещения и приготовление пищи. Для равномерного отопления всех помещений она устанавливалась в центре избы, чтобы через находящиеся по близости окна и двери не вытягивалось тепло.
4. Русские печи больших размеров использовались в качестве бани. После того как ее растапливали, место, куда укладывались дрова, тщательно вычищали и застилали соломой. Далее туда ставили чугуны с водой и можно было принимать водные процедуры. Взрослые купались самостоятельно, а детей помещали внутрь на специальной лопате.
5. На печи отдыхали и спали. Место для сна называли полотью, иными словами, это были полки, на которых спали. Они устанавливались между стеной и печью. Места для сна строились в два яруса. На первом ярусе чаще всего спали взрослые, а на втором дети. На полках вмещалось до шести человек.
6. При помощи разогрева тела внутри печи на Руси изгоняли хворь, например, простудные заболевания. Во время Великой Отечественной войны некоторые люди спасались от облав фашистов, залезая внутрь печи.
7. Печь объединяла семью: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили. Зимними вечерами возле неё садились домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, пели песни.
Ведущий: Сложить хорошую печь было делом непростым. Особым почетом в русских деревнях пользовались печники. А как же!.. Без печи нет в избе жизни, и далеко не каждый человек мог сложить русскую печь. Неправильно сложенная печь дымила и не удерживала тепло, в ней пригорала пища.Ребята, видел ли кто-нибудь из вас настоящую печку? (Ответы детей). Давайте ее рассмотрим. Послушайте мою помощницу.
Помощница: Русская печь в зимнее время в старину была источником света. Печка всегда стоит справа от входа в дом. Печь - это очаг для приготовления пищи, устье(топка), и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое устьечасами хранит тепло. Заслонка – круг из железа, закрывающий топку печи.
Перед устьем располагается рабочая площадка –шесто́к.
В нижней части печки остается свободное пространство - подпечье. Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др. А зимой в мороз под печкой держали кур.
Поверху устья в русской печи располагается лежанка.
Под лежанкой есть печурки. Они использовались не только для ускорения нагревания избы, но и в качестве сушилок. Что можно сушить в печурках? (Валенки, носки и т.д.)
Еще один из основных элементов печи – дымоход. Дымоход - это канал для выхода дыма из печи, устья в трубу. Хайло – место, куда идёт тяга. Вьюшка – это чугунная деталь русской печи, представляющая собой пластинку с отверстием, которое обычно закрывается блинком и крышкой.
Ведущий: прикрепите карточки с названиями основных частей печи на свои места. (Лежанка, дымоход, печурка, устье, шесток, подпечье, заслонка, вьюшка).
Ведущий: А теперь давайте поиграем.
Мы шагали по площадке. (Шагают)
Снег почистили лопаткой. (Показать, как чистят снег)
Наши щёчки покраснели. (Трут щёчки)
Рукавички побелели. (Показать, как отряхивают снег с рукавиц)
Чтобы печку затопить,
Нужно дров нарубить. (Показать, как колоть дрова)
Побежали мы домой
К русской печке все гурьбой. (Бег на месте)
Огонь быстро распалили. (Показать, как разжигают спички)
Тепло в дом наш запустили. (Развести широко руки)
Ведущий: Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». По тому, какой мастерицей была хозяйка, судили люди и о семье. Все хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было всё приспособлено для приготовления пищи и хранения кухонной утвари, было всё, что нужно, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие.
Ведущий: Для печки была особая посуда. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать с шестка. Что же это за посуда такая?Отгадайте загадки: /показывает экспонаты/.
Был я копан, был топтан, был я на пожаре, был я на кружале, сто голов кормил; сделался стар, пеленаться стал, выбросили за окно, и собакам не надобен. (Глиняный горшок)
В горшках варили щи и кашу, тушили мясо, рыбу, овощи. Главным достоинством горшка считалась его прочность. В хозяйстве дорожили горшками и берегли их.
Круглой формы он всегда, Ручек нету – никогда. Он чугунный и стальной, А внутри весь обливной. И большой и маленький, Но зато удаленький. Чтоб сварить нам кашу, щи, Побыстрее в печь неси. (Чугунок)
Благодаря русской печи появились и чугунки. Они имели форму горшка, но сделаны были из металла.Чугунная посуда сохраняет высокую температуру после нагрева. Это способствует тому, что продукты не просто нагреваются, но и томятся, что позволяет сохранять полезные вкусовые свойства блюда.
Как поставить чугунок в печь?
Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт. ( Ухват)
Ох и трудная работа - ставить и вынимать чугунок из печи…
( Дети, чередуясь, ставят и вынимают чугунок из импровизированной печи).
А рядом с чугунком в уже протопленной печи можно увидеть крынку, сделанную из глины, обожженной на огне. В ней готовили топлёное молоко. Наливали молоко в глиняные крынки и ставили в истопленную печь на целый день. К вечеру хорошо истомившееся в теплой печи, «упревшее» молочко было готово к употреблению. В крынках, а так же в глиняных горшках из обожженной глины не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает. (Самовар)
Рядом с печью на лавке стоял и самовар. Когда закипит чай, его переносили на стол и угощались ароматным травяным чаем с баранками. Настоящие самовары, которыми пользовались наши прабабушки, нагревали воду с помощью щепок и еловых шишек, которые горели внутри самовара в жаровой трубе при этом и нагревали воду до кипения.
Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
У нас в печурке золотые чурки. (Дрова)
В старину печь топили дровами. Лучшими считались ольховые да берёзовые дрова: они хорошо горели и давали много тепла. Готовили дрова заранее, впрок, чтобы хватило на всю зиму.
Проводится игра « Собери вязанку дров»
Ведущий: Про печку не только придумывали загадки, но и слагали сказки. Назовите сказку, в которой говорится про печку.
1. Бежала девочка, бежала, видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда птицы полетели?». Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». (Гуси-лебеди)
2. Подошли они к избушке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Заюшкина избушка).
3. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла к царю прямо по улице». (По щучьему велению).
4. «Я по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен» («Колобок»).
5. «Был царский бал на отходе. Поехал Иван-царевич домой наперед, нашел там женину кожу, да сжег ее в печи». (Царевна-лягушка)
6. А мальчишка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет. (Жихарка)
7. «Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой!» (Сивка - бурка)
Ведущий: На Руси существовал неофициальный народный праздник – День русской печи. Отмечали его 19 мая. К этому времени холода отступали, и печь прекращали топить, предоставляя «царице» русской избы отдых. Праздновался этот день шумно, весело, с хлебом - солью, а самым лучшим подарком в День русской печи будут испеченные в ней пироги. Ведь пока осталась на Руси еще хотя бы одна русская печь, жива будет и сама Русь...
У нас в России в Подмосковье, в Калужской обл, в д. Петрово есть Музей Русской Печи, где построена самая большая Русская печка (высота 11 м, периметр 6х9м.), которая занесена в "Книгу рекордов Гиннеса".
Ведущий: Вот и заканчивается наш классный час. Что интересно было для вас?