Просмотр содержимого документа
«Классный час "Труд на радость людям"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Прокудино Аткарского района Саратовской области
Классный час
« Труд на радость себе и людям»
Подготовила:
учитель начальных классов Белоглазова Н.С.
2021-2022 учебный год
ХХI век поставил перед человеком и цивилизованным обществом проблему профессиональной ориентации школьников в учебном процессе. От школы требуется создание условий для формирования у детей индивидуального образовательного запроса, личной потребности во взвешенном выборе направления, готовности к самореализации в избранном профиле. Профессиональная ориентация должна быть тесно связана со всей учебно-воспитательной работой, где младший школьный возраст не является малозначимым. Актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации уже с учениками начальных классов. Сознательный выбор профессии возможен только тогда, когда младшие школьники имеют достаточную общую подготовку. Вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку в выборе профессии.
Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе это формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к наиболее распространённым профессиям .
Цели: создать условия для формирования представлений о многообразии мира профессий.
Задачи: раскрытие значимости труда в жизни людей; способствование развитию любознательности, кругозора; воспитание уважительного отношения к любому труду.
Предметные планируемые результаты: научатся понимать значение труда в жизни людей, различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта, приводить примеры различных профессий.
Метапредметные планируемые результаты:
Регулятивные: осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные: ставить, формулировать и решать проблемы, иметь представления о профессиях, понимать значения труда в жизни людей, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Ход
I. Проблемная ситуация. «Два плуга»
- Тема нашей беседы «Труд на радость тебе и людям». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашей беседы.
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?(Труженика и лентяя.)
Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
Труд красит человека, а безделье его уродует.
Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
Только в труде человек может раскрыться.
Без труда человек заржавеет и заболеет.
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
Мини-лекция «Что труд дает человеку?»
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.
Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.
Игра «Окончание пословицы»
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Читаю пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд... (все перетрут).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа,... (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).
Не спеши языком - ... (спеши делом).
Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
Делу время,... (потехе час).
Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –
Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,
Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.
Салаты, винегреты, Так кто же мы?
Все завтраки, обеды? (Повар) (Пожарные)
3. Кладет кирпич за кирпичом – 4. Встаем мы рано,
Растет этаж за этажом, Ведь наша забота –
И с каждым часом, с каждым днем Всех отвозить по утрам на работу.
Все выше, выше новый дом. (Шофер)
(Строитель)
5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги –
Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги.
Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди –
(Швея) Мы пойдем сегодня в гости!
(Сапожник)
7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать,
Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать.
Пасем коров мы целый день, (Учитель)
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастух)
9. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно?
(Летчик)
Профессии в лицах.
Шахтёр – Мы землю глубоко копаем и в глубине земли Мы людям уголь добываем, чтоб дом топить могли.
Строитель – Средь облаков, на высоте, мы дружно строим новый дом, Чтобы в тепле и красоте счастливо жили люди в нем.
Пастух – Кто пасет овец и коз, там, где луг травой зарос.
Фотограф – Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз – и помним вас
Пожарники – С огнем бороться мы должны – мы смелые работники, С водою мы напарники. Так кто же мы?
Повар – Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные, Пахучие котлеты, салаты, винегреты?
Космонавт – Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,
А огромную ракету, дети, кто, скажите, это?
Машинисты – Ходят шумно поезда и сигналят иногда Нам гудками или свистом, а ведут их…
– А какие ещё профессии вы знаете? (сопровождение показа слайда – картинки)
А сейчас давайте вспомним, какие профессии есть в нашей школе (ответы детей)
Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
Это самое нужное искусство, оно необходимо и царю, и вельможе, и бедняку, и нам с вами.
Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать.
Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
Стихотворение М. Яснов.
«Одного мальчика спросили: – Для чего тебе две руки? Тот ответил: – Одна, рука нужна, чтобы держать маму, а другая – папу!»
– Ребята, вы согласны с мальчиком?
– А для чего же ещё нам руки нужны?
Чтение отрывка из произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука: — А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— А еще?
— Чтобы кошку гладить.
— А еще?
— Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
– Как вы ответите теперь, для чего руки нужны?
– Как понимаете выражение трудовые руки?
– Можно сказать, что у вас трудовые руки?
Взрослые трудятся на заводах и фабриках, у станках, а школьники за партой в школе, и пока это то, что вы можете делать, а свою работу надо выполнять добросовестно.
Конкурс Аукцион профессий».
- Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
Кисти, краски, мольберт, палитра. (художник)
Парик, костюм, грим, сцена. (актёр)
Молоток, гвозди, рубанок. (столяр)
Овощи, кастрюля, плита. (повар)
X. Заключительное слово.
Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
- И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю солнце красит, а человека-труд».
Подведение итогов (рефлексия)
Слушайте, смотрите, мотайте на ус-
Выбирайте работу по душе на любой вкус!
Да нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Водолазом,
Скалолазом,
Знаменитым скрипачом,
Стать полярником отважным,
К дальним звездам улетать.
Самым лучшим,
Самым нужным,
Самым важным сразу стать.
Да, нельзя…
Но можно сразу
И учиться,
И мечтать!
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Мы будем учиться,
Мы будем трудиться,
Чтоб Родина нами
Могла бы гордиться!
Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.