kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Традиции русского гостеприимства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Традиции русского гостеприимства"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Традиции русского гостеприимства"»

«Традиции русского гостеприимства»

Цель: знакомство с правилами этикета на Руси. Повторение правил этикета.

Задачи: 

  1. Воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях детей, культуру поведения;

  2. Формировать умение приглашать в гости, принимать гостей, развивать творческое воображение;

  3. Развивать устную речь, обогащать словарный запас.

Ход занятия

Здравствуйте, люди добрые,

Если величать, так на пороге встречать

Добро пожаловать к нам в гости

Милости просим.



-Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? (культуре приема гостей).

-Во все времена русские люди любили ходить в гости.

Как вы думаете, что означает слово «гость»?

В толковом словаре Даля дается толкование слова «гость» - тот, кто навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.

А это означает, если вы собираетесь к кому-то в гости, то должны настроиться на общение с друзьями, вести и поддерживать разговор.

Но на Руси не только ходили в гости, но и любили встречать гостей.

-Как вы думаете, что означает слово «гостеприимство»? (Гостеприимство - это готовность и желание принимать гостей, угощать их).

-Как вы думаете из каких слов оно образовано? Правильно от слов «гость» и «принимать»

-Как вы думаете, как раньше на Руси встречали гостей?

Хозяева красиво наряжались, украшали свой дом, готовили подарки и угощения. Встречали хлебом-солью. Усаживали в красный угол- в самое красивое и удобное место.

Тогда же возникло и слово «хлебосольство», как вы думаете, от каких слов произошло это слово? (хлеб и соль).

В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особенных случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства.

Хлебосольный хозяин любит угощать своих гостей.  Обряд встречи гостей хлебом-солью означает, что они вступили в дружеские отношения и готовы вместе съесть «пуд соли».

Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Недаром говорилось, что «от хлеба-соли» даже царь не отказывался.

Обычай диктовал чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить еще хоть чуть-чуть.

В те же времена возникают пословицы и поговорки об этих русских традициях. 

И сейчас я хочу предложить вам такую игру: перед вами лежат пословицы. Ваша задача собрать эти пословицы правильно, прочитать их и подумать, что же они обозначают. Выполнять задание будете в группах.

Доброму гостю хозяин рад.

Хоть не богат, а гостям рад.

Не дорог обед- дорог привет.

Умел гостей позвать, умей и угощать.

Просим на избу: красному гостю красное место.

Что есть в печи- все на стол мечи.

Вот вы увидели, сколько интересного и поучительного в этих высказываниях, как хозяева ждали гостей, готовились к их приходу, даже если гость был нежданным.

А как вы думаете, откуда произошли эти традиции или правила гостеприимства русского народа? (ответы детей).

Как гласит история, еще древние славяне считали, что человека, вошедшего в дом, первым делом необходимо радушно встретить, накормить и напоить, чтобы гость не обиделся и не причинил зла хозяину и его семье.

Древние люди считали, что обида и гнев создают вокруг человека, нечто вроде энергетического заряда. Поев в каком-либо доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина дома, но и сам не смел уже причинить ему зла. Таким образом хлеб и соль, которым встречали и до сих пор встречают по русскому обычаю не что иное, как мирный договор межу хозяевами и гостями.

Ребята, вы ведь тоже, наверное, любите ходить в гости, а как же в наше время встречают гостей? (ответы детей).

Как и прежде, встречать гостя необходимо, как самого близкого человека.

Встречайте гостей не с лестью, а с честью гласит народная мудрость.

-Как вы ее понимаете?

Хорошее настроение, радость, улыбка у хозяев - самое главное при встрече гостей.

Я предлагаю вам поучаствовать в создании проекта «Я гость» и «Я хозяин»

Наверняка все вы ходили в гости. А кто-то и приглашал гостей, давайте обсудим вместе, как это должно происходить.

Работу будете выполнять в группах: 1-ый ряд – 1 группа, 2-ой ряд – 2 группа, 3-ий ряд – 3 группа.

Вы получаете по альбомному листу и конверты с карточками, на которых написаны правила поведения гостей и хозяев, вы должны будете расположить их на бумаге так, чтобы всем стало понятно:

Как хозяин пригласил гостей, как встретил их и чем угостил, чем занял, а потом проводил домой.

А гость, как принял приглашение, как пришел, как он подарил подарки, как он вел себя в гостях, а в конце вечера ушел домой.

Подведение итогов. Зачитывание своих работ.

-Как правильно пригласить гостей? (Можно по телефону, письменно или лично за несколько дней до торжества)

-Как встретить гостей? (Встречаем гостей у дверей, приветливо, с улыбкой, помогаем раздеться, провожаем в комнату и рассаживаем удобнее, угощаем всем, что есть на столе).

-Кто первым садится за стол? (Первым за стол садится хозяин, т.к. его задача следить за тем, чтобы тарелки гостей не были пустыми).

-Чем и как развлекаем гостей? (Придумываем игры, конкурсы, сюрпризы, можно завести разговор, в котором может принять участие каждый).

-Как правильно себя вести при уходе гостей. (в обязанности каждого хозяина входит проводить гостей до дверей и помочь одеться).

А вы, как воспитанные гости, примените правила хорошего этикета, чтобы хозяева не пожалели о том, что пригласили вас к себе.

Правила поведения в гостях

-Что нужно сделать, если вас пригласили в гости? (Поблагодарить и готовиться к визиту, готовить подарки и продумать свой наряд).

-Прийти вовремя, приходить раньше или опаздывать – бестактно.

-Что необходимо при вручении подарка? (Сказать несколько теплых слов)

-Как правильно сидеть за столом?

  • Не следует садиться к столу, положа ногу на ногу, класть локти на стол, тянуться за едой через весь стол, выбирать лакомые кусочки.

  • Не принято за столом громко разговаривать, а также разговаривать с полным ртом.

  • Во время еды не следует громко прихлебывать, стучать ложкой по тарелке.

  • Не есть ложкой то, что можно есть вилкой.

  • Закончив еду, столовые приборы положить на тарелку, рот и руки вытереть салфеткой.

-Как правильно уходить из гостей? (При уходе попрощаться с хозяевами, поблагодарить их за прекрасно проведенное время).

И опять вернемся в те старые, добрые времена.

Как и в нашем проекте, гости за столами тоже сыты. Но еще одной мерой гостеприимства считалось после угощения чаепитие.

«Чай с вареньем и с лимоном

С кренделями и поклоном

Завари и крепкий чай

Добрым молодцам подай»


Считалось, что чем крепче чай, тем дороже гости.

Праздник закончился, хозяева устали, а гости медлят не уходят. Как быть? Проводить гостей – тоже русское гостеприимство. В старые времена на прощание гостям раздавали пряники «разгоняи» или «Выгонцы».

Хороши обычаи, не правда ли? И гости разошлись и обиды на хозяев нет. На прощание гостю всегда говорили «скатертью дорога», что означает - удачно добраться до дома.

На этом мне бы и хотелось закончить наше занятие. И так, давайте подведем итоги. Что нужно, чтобы ваш дом считали гостеприимным? Приглашать в дом друзей, уметь красиво накрыть стол, принимать гостей радушно, угощать, не забывать развлекать, чтобы всем было интересно.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час "Традиции русского гостеприимства"

Автор: Ушакова Маргарита Николаевна

Дата: 25.11.2018

Номер свидетельства: 487413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Классный час: Воспитание начинается в семье "
    ["seo_title"] => string(49) "klassnyi-chas-vospitaniie-nachinaietsia-v-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "189481"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426929220"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Классный час.Тема: Языки народа Казахстана."
    ["seo_title"] => string(45) "klassnyi-chas-tiema-iazyki-naroda-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "249916"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446993609"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Классный час на тему: «Наурыз мейрамы»."
    ["seo_title"] => string(38) "klassnyi-chas-na-tiemu-nauryz-mieiramy"
    ["file_id"] => string(6) "266798"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450255517"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Классный час "Фестиваль дружбы народов" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "klassnyi-chas-fiestival-druzhby-narodov-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182861"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425629359"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Совершенствование форм и методов работы в классном коллективе по формированию толерантных отношений "
    ["seo_title"] => string(111) "soviershienstvovaniie-form-i-mietodov-raboty-v-klassnom-kolliektivie-po-formirovaniiu-tolierantnykh-otnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "138665"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417589986"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства