Тема: Воспитание начинается в семье.
Цели:
Воспитание чувств любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.
Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
Предварительная подготовка:
Оформление фотовыставки «Моя семья».
Составление учениками генеалогического древа своей семьи.
Оформление семейных газет «Династии», «Наши увлечения», «Загляни в семейный альбом».
Оборудование:
Аудиотехника и фонограмма песни «Родительский дом».
Звучит фонограмма песни «Родительский дом».
Учитель. Добрый день, уважаемые гости!
Сегодня мы поговорим о семейных традициях и праздниках. Мы с вами много готовились к нашему классному часу и хорошо поработали. Кем только нам не доводилось побывать в течение этого времени.
Мы составили свои родословные – выступали в роли историков;
Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи; журналистами, репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках.
Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям.
Если вам плохо, если трудно, если вас обидели – кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья.
Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни.
- А как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? (Ответы детей)
Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, привычками, традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи.
Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5 000 исторических имен, как у А.С. Пушкина.
У кого-то на дереве 10-25 имен, но они говорят о большой проделанной работе.
Самое роскошное дерево получилось у Ани. Мы все удивлены твоим результатом, и нам бы хотелось услышать о том, как ты работала.
(рассказ ученицы о своем генеалогическом древе)
А я хочу вам рассказать о такой работе, которую проделали мои друзья, семья Потешиных (учитель показывает родословную семьи, она состоит из 150 имен и книгу об этой семье, начиная с 19 века, с документами и фотографиями).
Учитель. Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.
И пусть ваши близкие не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми.
Вы готовили рассказы о своих родственниках. И теперь, я думаю, вы поделитесь с нами вашими мыслями.
Лариса. Моего папу зовут Сергей Валерьевич, он полковник, служит в ЯВВФА. Был участником Чернобыльских событий и награжден Орденом.
Максим рассказал о своей прабабушке Полине Васильевне. Во время войны она была на фронте мед. сестрой. Спасла очень много солдат. Награждена боевыми медалями и орденом. Но самая главная награда – это именные часы, которыми наградили бабушку, за одно из сражений. Эти часы хранятся в семье.
Спасибо, ребята. А теперь я хотела бы поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовал обычай: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, передавая свое мастерство, свои навыки из поколения в поколение.
Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей.
Но династии могут быть не только профессиональные, но и спортивные, как например у Насти.
(Настя рассказала, что ее дедушка занимался хоккеем, играл за спортивный клуб завода, где он работал, бабушка занималась лыжным спортом. Мама Насти занимается волейболом. Сама Настя тоже занимается волейболом, а младшая сестра, ей 5 лет, занимается танцами).
Игорь рассказал о своей семейной традиции – туризме, чему научили его туристические походы: умение ориентироваться в лесу, охранять природу; наблюдать и видеть прекрасное вокруг, умение разводить костер, ловить рыбу, ставить палатку, передвигаться по воде на байдарке, различать голоса птиц.
Ребята, готовясь к данному мероприятию, мы с вами оформляли выставку «Моя семья».
Собирать и хранить семейные фотографии – это еще одна традиция. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой фотографии дорогих людей.
«Чтобы вспомнить какими мы были, загляните в семейный альбом» - поется в одной из песен. На нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов.
Человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни.
И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее беречь, сохраняя с ее помощью и память о дорогом нам человеке. Это наши семейные реликвии. Послушаем выступление Минухиной Ани (нашей выпускницы, старшей сестры Ларисы). Аня рассказала о своем дедушке, участнике Великой отечественной войны, зачитала письма с фронта, которые, как семейная традиция, хранятся в семье.
Дима. Этот старинный крестик передается в нашей семье от отца к сыну. Он сделан из дуба, ему более 100 лет. В центре этого крестика маленький глазок, он напоминает капельку росы, если мы посмотрим в этот глазок, то внутри крестика увидим святой лик Исуса Христа, трудно представить, что в таком маленьком крестике находится святая икона.
Учитель. Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта. Но они дороги нам и как память о наших родных и близких. История вещи – история человека, история семьи, истории народа, история Отечества.
Эта замечательная традиция есть во многих семьях.
Ребята, скажите, а какие семейные традиции есть ваших семьях.
Игорь: папа каждое утро готовит завтрак, чтобы дать маме поспать на полчаса больше.
Лера: в нашей семье, каждое воскресенье устраивается в торжественный обед.
Леня: мама и бабушка меня всегда целуют перед сном, желая мне спокойной ночи.
Оля: самый главный праздник в нашей семье – это рождение нашей семьи, когда мама и папа поженились, мы всегда его отмечаем все вместе, нашей семье уже 14 лет.
Учитель. Сегодня мы много говорили о различных семейных традициях. Для чего же они нужны?
Ученики:
Чтобы было интересно;
Чтобы семья была крепкой, дружной;
Традиция помогают хранить историю семьи;
Помнить своих предков.
Учитель. Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное. Они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Наш класс – тоже семья. У нас тоже сложились свои традиции. Какие традиции сложились в нашем классе?
Ученики: вечера, экскурсии, походы, спортивные семейные праздники …
Учитель. Чаепитие – одна из традиций нашего класса. И сегодня мы ее не будем нарушать. Мы будем пить чай. Мы хозяева, а это – наши гости. Хозяева, приглашайте гостей к столу!
Гостеприимство – это тоже добрая традиция.
Дорогие гости, отведайте наше угощение!
Ребята, большое спасибо за подготовку и проведение классного часа.
Гостям спасибо, что нашли время зайти к нам в гости.