Цель: воспитание в детях чувства любви к своей Родине, уважения к её истории, гордости за достижения современной Беларуси.
Задачи: раскрыть понятие «народное единство», «национальная гордость», «национальное достоинство» и «малая родина», через понятия «Родина», «дружба»; прививать уважение к природному и историко-культурному наследию белорусского народа; воспитывать чувство гордости за историю своей страны, её знаменитых людей.
Форма проведения: игровой круиз.
Оформление кабинета: государственная символика, карта Беларуси, лист ватмана с очертаниями карты Беларуси, разноцветные «ладошки», бумажные салфетки,учебное пособие «Беларусь – наша Радзіма», раздаточный материал.
Оборудование: глобус (карта),музыкальная колонка, ноутбук, аудио-визуальные материалы (презентация).
Ход классного часа
І. Организационно-мотивационный этап (5-7 мин.)
1. Вступительное слово учителя.
- Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас необычный классный час.
- Вы любите путешествовать? (ответы учащихся)
- На чём вы хотели бы совершить путешествие? (ответы учащихся)
- Сегодня мы с вами отправимся в круиз.
2. Работа со словарем. Ребята, найдите, что обозначает слово «круиз». (Ответы)
- Послушайте песню, её слова подскажут вам, по какой стране мы будем путешествовать? Звучит песня «Журавли на Полесье летят».
- Верно, мы отправляется в круиз по Беларуси. (Слайд 1)
3. Мотивация.
- Как вы думаете, почему мы отправимся в путешествие по Беларуси? (Ответы)
- Правильно, Беларусь – это страна в которой мы живём.
- Как по-другому можно назвать Беларусь? (Родина, Отечество, Отчизна)
ІІ.Основной этап (30 мин.)
1. Игровое упражнение «Мы вместе».
- Первая станция нашего круиза «Мы вместе». На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, одну и сложите её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сложите её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сложите в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат? (Учащиеся отвечают).
- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет. Как вы считаете, что может объединять нас с вами? (Учащиеся называют, мы живём в одной стране Беларусь).
- Кто живет в Беларуси? Мы – это кто? (Ответы)
- Народ – жители страны.
- 2021 год – год народного единства. 17 сентября жители нашей страны будут отмечать праздник «День народного единства».
Каждый гражданин соблюдает законы своей страны, уважает ее символы. Главными качествами белорусов являются: сплочённость, солидарность и взаимопонимание, которые объединены историей, традициями, культурой.
Краiна славы партызанскай,
Краіна міру i даброт!
Ты – наша гордасць,
Наша казка,
Як сонца, шчодры твой народ.
- Мы часто с вами говорим «род, народ, Родина». Как вы понимаете эти понятия? (Ответы)
- Побывав на следующей станции круиза «Народное единство», мы узнаем, что включает в себя понятие «народное единство».
2. Игра в группах «Собери букет».
(Класс делится на 5 групп. Каждой группе нужно сложить из слогов слова или словосочетание. Полученное слово или словосочетание приклеить на цветок. А цветок разместить на доску в букет под названием «Единство». Слова для групп: цельность, нераздельность, сплоченность, общность взглядов, общность интересов. Группы защищают свою работу. Учитель подводит итог.)
- Единство - цельность, нераздельность, сплоченность, общность взглядов, общность интересов. Единение – это когда все люди вместе.
Работа с глобусом (картой). Республика Беларусь на карте занимает не так уж много места.
- Найдите и покажите Беларусь на глобусе?
- По богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами. Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля, таинственные лесные озера и овраги – чего только нет в нашем краю! (Слайды 2-6)
Беларусь – страна, которая объединяет всех белорусов. Страна, которую называют Родиной. Продолжаем круиз по Беларуси. Станция «Символы Беларуси».
Учитель. Назовите главный город нашей страны? (столица Минск)
3. Игра в парах «Символы Беларуси».
3.1.- Найдите и подпишите на картах главный город нашей страны? (Минск)
- Кто является Президентом нашей страны? (Ответы)
-Что помогает различать страны друг от друга? (Государственные символы)
-Назовите государственные символы нашей страны? (Государственный флаг, герб и гимн)
- Где можно увидеть герб или флаг? (Ответы)
Учитель. Слово «герб» означает «наследство». В нем отражена история Беларуси. Флаг – символ страны. Красный цвет на флаге – символ Солнца, цвет родства и братства. Зелёный – символ природы. Белый – символ чистоты. Орнамент - знак трудолюбия белорусского народа. Гимн – торжественная песня. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм.
3.2. Игра «Гимн Беларуси» (коллективная работа)
(Учащиеся слушают гимн. Далее учащимся предлагается распечатка со словами гимна Беларуси (1 куплет и припев), в которой имеются пропуски.
Учащиеся должны заполнить все пропуски)
Вставьте пропущенные слова.
Мы, беларусы – ___________ людзі,
Сэрцам __________ роднай ____________,
Шчыра __________, сілы _____________
Мы ў працавітай, вольнай _____________.
Слаўся, зямлі нашай _______ ____,
Слаўся, народаў _______ саюз!
Наша _______ маці-Радзіма,
Вечна _____ і ______, Беларусь!
- Ребята, мы попали в белорусский лес. Чтобы продолжить наше путешествие, нужно его пройти.
4. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
(Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише,
(Присесть, спина прямая.)
Деревцо всё выше, выше, выше.
(Встать на носки.)
Раз, два – выше голова,
(Поднять голову.)
Три, четыре – руки шире,
(Руки в стороны).
Пять, шесть – тихо сесть,
(Сесть за парту.)
Семь, восемь – тень отбросим.
(Два хлопка о парту.)
Сел на дерево скворец,
И игре нашей конец.
(Дети громко проговаривают эти слова.)
Учитель: Продолжим наш круиз. Станция «Патриот»
5. Беседа с учащимися.
- Основным законом каждой страны является Конституция. Она определяет, как строится и функционирует государство. Наиболее часто в Конституции повторяются слова: гражданин, закон, совет, право.
- Что значит, быть гражданином своей страны? (Ответы)
- Национальная гордость является воплощением патриотических чувств любви к своей Родине и народу, осознания принадлежности к белорусскому народу. Национальное достоинство включает в себя гордость за свой народ, любовь к его культуре и традициям, уважение к государственной символике.
Белорусы всегда были истинными патриотами своей Родины. Всегда достойно защищали её от врагов. В нашей стране нет такой семьи, которой бы ни коснулись события Великой Отечественной войны. Враги топтали наши земли. Они приехали к нам с автоматами и пушками, на танках и самолетах. Уничтожали людей, поджигали дома и города. Но еще никому не удавалось окончательно уничтожить свободолюбивых людей. Колокола Хатыни, мемориал в Брестской крепости-герое напоминают живым: «Люди! Помните! Не допустите новой войны!»
Белорусский народ заплатил высокую цену за свою свободу. Каждый третий белорус погиб в годы Великой Отечественной войны. В память о погибших в годы войны воздвигнуты мемориалы славы и памятники, где благодарные потомки возлагают цветы. (Слайды 7-9)
Единство, единение… В одном строю были люди разных национальностей, все были готовы пожертвовать собой, но защитить другого. Когда мы едины, мы непобедимы! Именно так мы выиграли самую страшную войну.
6. Станция «Родина»
- Что такое Малая родина?
- Как называется наша малая родина, край, место, где выпало счастье вам учиться? (Могилев)
- Как называется область? (Могилевская)
- Предлагаю вам игру «Областные центры Беларуси»
- В квадрате букв, спрятаны названия 6 городов областных центров Беларуси. Ваша задача – отыскать их и записать. (Работа в парах)
- А сейчас я предлагаю ответить вам на вопрос: «Что я могу сделать для своей Родины, для людей Беларуси сейчас и когда стану взрослым?»
(Учащиеся высказываются о том, как они могут проявить свое доброе отношение к Родине, своим близким, соседям, друзьям. Резюмируя высказанные мнения, учитель выдвигает тезис о том, что «Наше единство – в стремлении к знаниям». Только в единстве сила народа).
IV. Рефлексия.Упражнение «Ладошки»
- Представьте, что мы с вами одна большая семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье доброта, а вам? (Ответы учащихся)
- Давайте построим дом, в котором царит любовь и тепло. Соберите в ладошки свое тепло. Пусть его будет очень много. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом. Что бы вы пожелали каждому человеку, живущему в Беларуси, своим друзьям?
(Звучит песня «Журавли на Полесье летят». (Ребята собирают свои ладошки вокруг карты Беларуси).