“Спасибо”, “Пожалуйста”, “Извините” – эти слова очень важны в общении. Они помогут решить спорные вопросы, найти компромисс, да и просто наладить хорошие отношения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном. А о чем, вы узнаете после просмотра фильма.
1. Просмотр ролика «Ералаш». («Давайте говорить друг другу комплименты») https://www.youtube.com/watch?v=tfC_pdq5m_Y
2. Обсуждение ситуации.
- Как вели себя дети в школе?
- Какие слова употребляли в своей речи?
- О каком дне говорится в фильме?
III.Сообщение темы и задач урока
Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, в школу, но эта школа необычная. Это - «Школа вежливости».
IV.Работа по теме урока
1) Рассказ учителя с элементами беседы
– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.
- Как вы думаете какие слова называют волшебными? Почему?
- В каких случаях мы используем эти слова?
- Какие вежливые слова вы знаете?
- А какие слова приветствия употребляют люди? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, приветствую вас.)
- Какое слово чаще всего используют люди приветствуя друг друга?
- А кто помнит от какого слова произошло слова произошло слово «здравствуйте»
Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).
- Какие слова используют люди при прощании?
До свидания – приветствие при прощании
- Всегда ли вы вежливы с мамой и папой, с друзьями, с одноклассниками, с учителями?
2) «Мозговой штурм» (интерактивная технология)
- Какого человека можно назвать вежливым, воспитанным ? (Ответы детей)
3) Историческая справка
- До XVI века слово вежа означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
На одном из пышных, изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых правил поведения. От французского названия карточек-«этикеток» произошло слово этикет. Этикет — это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
4) Игра «Доскажи словечко» и составление «дерева вежливости»
Необходимо только закончить предложение:
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)
- Когда нас бранят за шалости, говорим... (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)
- И во Франции и в Дании на прощанье говорят... (ДО СВИДАНИЯ)
- Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю... (ПОЖАЛУЙСТА)
Учитель по мере ответов детей показывает слова и прикрепляет их на плакат на доске «Дерево вежливости» (или могут прикреплять дети)
физминутка
5) Решение проблемных ситуаций ( Можно дать задания по группам или фронтальное обсуждение, разбирая задание в группе можно предложить детям разыграть ситуацию)
Итак, задачи не на сложение, задачи на правила уважения.
Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки. Какие?
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить, если одному 8 лет, а другому 11?
Ситуация 3.Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру?
Ситуация 4. Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Как ты это сделаешь?
Ситуация 5. Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично? Как нужно было поступить?
6)Игра «Волшебный цветик-семицветик»
- Сейчас ко мне выйдут 7 человек, которые станут волшебниками. Они отрывают по одному лепестку и отдают лепесток кому-нибудь из класса со словами:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, Быть по-моему вели…
- Вели, чтобы... сказал... доброе слово.
Например: извини... я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста.
- Я тебя нечаянно обидел, прости меня.
- Я была неправа, что не поделилась с тобой карандашами. Не сердись на меня.
V.Итог урока
- Ребята, что из сегодняшнего урока подчеркнули для себя? Какие выводы сделали?