средняя общеобразовательная школа с. Баклаши имени А.П. Белобородова
Составлена в соответствии с авторской программой Винорадовой Н.Ф, 2011 г., разработанной на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы. Н.Ф. Виноградова..– М.: Вентана – Граф, 2011 г.
СОШ с. Баклаши имени А.П. Белобородова
с. Баклаши, 2013
Рабочая программа предназначена для обучающихся 3 класса. Данный курс входит в школьный компонент учебного плана, реализует принцип системно - деятельностного подхода к усвоению учебного материала в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов НОО. Рабочая программа курса составлена в соответствии с авторской программой Е.Э.Кочурова «Занимательная математика», сборника программ внеурочной деятельности 1- 4 классы под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М.: «Вентана – Граф», 2011
Данная рабочая программа разработана для обучающихся 3 класса, с учётом особенностей их памяти, мышления, восприятия материала в содержании курса предложены: работа в парах, индивидуальная работа, групповая работа, проектная деятельность.
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
(формы промежуточного, итогового контроля, контрольные задания, тестовый контроль)
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы.
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия |
1 | | Интеллектуальная разминка | Решать олимпиадные задачи международного конкурса «Кенгуру». | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Умение контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
2 | | «Числовой» конструктор | Составлять трёхзначные числа с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. | Записывать и сравнивать числа в пределах 1000. | Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. |
3 | | Геометрия вокруг нас | Конструировать многоугольники из одинаковых треугольников. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; анализировать расположение деталей; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции. |
4 | | Волшебные переливания | Решать задачи на переливание. | Объяснять решение задач. | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; |
5 | | В царстве смекалки | Решать нестандартные задачи (на «отношения»). | Объяснять решение задач на «отношения». | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; |
6 | | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст. | Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем- ных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. |
7 | | «Шаг в будущее» | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» | Решать и составлять ребусы, содержащие числа. Складывать и вычитать числа в пределах 100. | Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; |
8 | | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; |
9 | | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; |
10 | | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
11 | | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
12 | | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
13 | | Математические фокусы | Соединять числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. | Применять правила порядка выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). | Анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
14 | | Математические игры | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» | Сложение и вычитание в пределах 1000. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. |
15 | | Секреты чисел | Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
16 | | Математическая копилка | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
17 | | Математическое путешествие | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто- рой — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибав- ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + + 150= 670 | Вычислять значения выражений со скобками и без них. Применять знания сложения и вычитания трехзначных чисел. | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
18 | | Выбери маршрут | Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. |
19 | | Числовые головоломки | Решать и составлять ребусы, содержащих числа. Заполнять числовой кроссворд (судоку). | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
20 | | В царстве смекалки | Выпуск математической газеты (работа в группах). | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами. |
21 | | В царстве смекалки | Выпуск математической газеты (работа в группах). | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами. |
22 | | Мир занимательных задач | Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении. | Объяснять решение задач с недостающими данными. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
23 | | Геометрический калейдоскоп | Конструировать многоугольники из заданных элементов. Конструировать из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; анализировать расположение деталей; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции. |
24 | | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Умение контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
25 | | Разверни листок | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. | Объяснять решение задач и заданий на пространственные представления. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
26 | | От секунды до столетия | Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении. | Объяснять решение задач. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
27 | | От секунды до столетия | Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении. | Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. |
28 | | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
29 | | Конкурс смекалки | Решать задачи в стихах, задачи-шутки, задачи-смекалки. | Применять полученные знания для решения задач. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
30 | | Это было в старину | Решение старинных задач. | Объяснять решение задач. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
31 | | Математические фокусы | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. | Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
32 | | Энциклопедия математических развлечений | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. |
33 | | Энциклопедия математических развлечений | Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст. | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
34 | | Математический лабиринт | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Мультимедиапроектор.