Просмотр содержимого документа
«Классный час "Семья и Отечество"»
Единый урок
«Семья и Отечество»
Цель: создание педагогических условий для осознания обучающимися ценности семьи и Отечества.
Задачи:
определить роль и значимость семьи, Отечества в жизни каждого человека;
формировать представления о семейных ценностях и их значении для личности и российского общества (Отечества);
формировать личностное отношение обучающихся к социальным и семейным ценностям;
определять взаимосвязь семейных ценностей и ценностей российского общества в целом;
развивать умение анализировать информацию, аргументировано высказывать свою точку зрения;
выявлять духовные ценности, сформировавшиеся в семьях обучающихся;
формировать ценностные ориентиры обучающихся по отношению к семье, к Отечеству.
Ход урока
СЛАЙД 1 «Заставка «Семья»
Учитель:
Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить с вами о двух самых главных ценностях в жизни каждого человека: о СЕМЬЕ и ОТЕЧЕСТВЕ.
СЛАЙД 2 «Тема»
Для начала давайте определимся с ключевыми понятиями нашей встречи и сравним их:
СЛАЙД 3 (ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ)
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Отечество − страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит. Понятие «Отечество» часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга.
Давайте немного поиграем в ассоциации (слова близкие по смыслу). Первая группа подбирает слова – ассоциации к слову Семья, вторая – к слову Отечество.
(Каждой группе выдается лист с ромашкой, на лепестки которой каждая группа должна вписать ассоциации).
СЛАЙД4-6
Защита проектов.
(В итоге участники урока должны прийти к выводу, что СЕМЬЯ и ОТЕЧЕСТВО - близкие по смыслу слова, их сближают общие ценности и принципы, на которых они держатся).
Например, любовь, долг, близкие, родное, тепло, истоки, начало.
Учитель
Прекрасно. А теперь я вам предлагаю послушать поэтические строчки о семье.
СЛАЙД 7 (ТИХОТВОРЕНИЕ) Киданова В -чтец
А дом, заставленный добром, ещё не дом. И даже с люстрой над столом – ещё не дом. И на окне с живым цветком – ещё не дом. И даже с чайника баском – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота, так эта истина понятна и проста: что от ладоней до окна наполнен дом твоим теплом, твоим теплом.
Все вещи тихо растворила темнота, и стала комната бездонна и пуста. И среди этой первозданной пустоты весь мир мой – ты, и дом мой – ты.
Анна Суслова
Вопросы для обсуждения:
- О каком же тепле идет речь?
- Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Заслушиваются варианты ответов учащихся).
Примерные ответы: дом – это люди, которые живут рядом с нами, это тепло, которое мы дарим друг другу.
Учитель
Конечно, в наших сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему и к своей Родине.
Дом – это не только то место, куда мы возвращаемся каждый вечер после трудового дня. Дом – это то место, где тебе все родное, близкое, дорогое. Где ты чувствуешь безграничную любовь и заботу.
Предлагаю вам послушать стихотворение Владимира Натановича Орлова, которое так и называется «Родное».
СЛАЙД 8 ЗАСТАВКА «РОДИНА»
СЛАЙД 9 СТИХОТВОРЕНИЕ (Читает Латышева Елизавета)
Я узнал, что у меня Есть огромная семья — И тропинка, и лесок, В поле каждый колосок! Речка, небо голубое — Это все мое, родное! Это Родина моя! Всех люблю на свете я! В.Н. Орлов
Учитель
От этих строк веет теплом и любовью.
А как создать Тепло нашего Дома? Как же построить такой Дом, где царят тепло, уют и любовь? С чего начать? Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов.
Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей». Каждый кирпичик-это мудрость –заповедь. Попробуйте их объяснить.
Заповеди слайд 5
1)Семья это самое драгоценное, что есть у человека. Это родные и близкие люди, с которыми ты растешь и становишься лучше и мудрее с каждым днем. Цени свою семью. Будь благодарен им за то, что они есть.
2)Люби и почитай мать и отца своего, ибо ты плоть и кровь их. Они всегда хотят только лучшего для тебя. Люби родителей.
3)Старайся всячески выказывать уважение старшим за их участие в твоей жизни и за их советы и наставления. Уважай старших.
4) Не обижай младших, ибо ты сильнее и старше их, а значит и мудрее. Старайся показать им своим примером как правильно себя вести. Поддерживай младших.
5)Береги сестер и братьев своих. С ними ты растешь, с ними ты будешь делить и радости и горести своей жизни. Пусть у вас в доме будут только ваши игрушки, а не твои и его (ее). Этим ты покажешь свою любовь к брату и сестре.
6)В жизни будет много трудностей, которые ты будешь преодолевать. Знай, что они уготовлены для тебя, для того чтобы ты многому научился и стал мудрее. Никогда не унывай.
7)Учись, познавай, будь любопытным, тебя окружает такой чудный мир и в нем еще столько неразгаданных загадок. Будь любознательным.
Учитель
Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома и то, на таких ценностях основывается жизнь семьи.
СЛАЙД 10-11 «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
Культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия
Задание: Составьте словарь семейных ценностей. Обсудите в группе, какие духовные семейные ценности вы запишете ИХ НА ЛИСТОЧКАХ. Наполним ими наш Дом.
СЛАЙД 12 «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» (схема)
К чему может привести отсутствие семейных ценностей?
Могут ли быть данные ценности значимыми для всей страны (Отечества)?
Насколько значимы ценности семьи для судьбы Отечества? Свой ответ аргументируйте.
Какую роль играют данные ценности в вашей жизни?
Какую роль играют данные ценности в жизни страны?
Докажите, что семья – это опора Отечества.
- Ребята, Отечество начинается с семьи, а каждая семья должна быть крепка своими традициями. У дерева есть корни, у людей есть семья – основа их жизни. Мы весь год работали над проектом « Книга Памяти». Каждый желающий мог внести в эту книгу страницу о своей семье, своих предках. Сегодня мы перелистаем нашу книгу, и, может быть, другие ребята тоже захотят рассказать о своей семье. А ещё каждый ребёнок сможет написать на листочке нашего Дерева Памяти имена своих родных. Начнём путешествие по книге…
СЛАЙД 13 - 17
СТРАНИЦА КНИГИ « ГЕРОИ ВОЙНЫ В МОЕЙ СЕМЬЕ»
Ведущий
- Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии. Мы рассматриваем пожелтевшие от времени снимки , листаем потрепанные блокноты, оставшийся с войны, читаем старые письма… Глядя в глаза давно ушедшим людям со старых снимков, понимаешь, что именно они сохранили нам жизнь. В судьбе почти каждой семьи война оставила незаживающие раны, в каждой семье есть свои герои. И пускай они не совершили великих подвигов, а просто честно воевали. Мы должны помнить о простых защитниках, о наших дедах и прадедах.
Учитель:
- А у вас есть семейные альбомы? Что в них, какую память они хранят?
(Они хранят память о каких-то событиях)
А есть ли в ваших семейных альбомах фотографии, пожелтевшие от времени, на которых запечатлены ваши прадеды или прабабушки? Расскажите о них…
Рассказы детей
Выступление учеников: Лукошкина В, Демьяненко С, Костылев В
Мой прадед – Костылев Иван Васильевич. О его детстве и юности я практически ничего не знаю. Предполагаю, что за этим кроется какая – то тайна, которую создал прадед сам. Ведь ни осталось никаких документов, проливающих на этот период его жизни хоть какой – то свет. Моя семья считает, что прадед собственноручно уничтожил все архивные документы – на продолжении нескольких лет при всех попытках моих родственников найти какие – либо справки, будь то церковные метрические книги или документы государственных архивов, части документов, в которых могла содержаться интересующая их информация, оказывалась уничтоженной.
Но даже из тех сведений, которые мне известны, я знаю какой интересной, порой трагической, но в целом героической была жизнь моего прадеда.
Он родился в 1905 году. В Красной армии с 1927 года, призван был Арзамасским райвоенкоматом. Командовал кавалеристским эскадроном. Эскадрон под его командованием участвовал в съемках легендарного художественного фильма «Чапаев» режиссеров братьев Васильевых в 1934 году. В фильме есть сюжет, в котором показан мой прадед в роли Чапаева в атаке Красной конницы. Об том рассказывал сам прадед, а также показывал этот сюжет моему отцу.
К началу Великой Отечественной войны прадед командовал стрелковым полком. В сентябре 1941 года, ведя бои с превосходящими силами противника, сдерживая его наступление, он возглавил атаку собранных вместе потрепанных частей дивизии, организовал устойчивую оборону своих подразделений. В этом бою он был тяжело ранен, ему ампутировали левую ногу.
До января 1944 года прадед сражался в тылу противника в составе партизанского отряда в должности комиссара.
По окончании войны был демобилизован из рядов Вооруженных Сил в должности командира дивизии и направлен в госпиталь в г. Баку, где начал поиски своей семьи, потерянной во время эвакуации. Нашел ее в Арзамасском районе, куда и приехал жить после лечения, работал начальником отдела кадров Военторга.
Но долго ему там жить и работать не пришлось – по призыву партии и собственному желанию вместе с семьей переселились во вновь образованную Калининградскую область, где работал председателем колхоза «Победа» Ладушкинского района.
В начале 1960 – х годов из – за негативного воздействия влажного и холодного климата Балтики на последствия полученных ранений, мой прадед с младшими детьми (кстати, всего их у него было восемь) переехал на Кубань, где уже родились мой отец и я.
Умер прадед в 1981 году.
Все о чем я рассказал в своем сочинении я знаю из рассказов моего отца, деда, родственников, из наградных листов, редких сохранившихся документов, писем и вырезок из газет. Я горжусь своим прадедом, своей жизнью и поступками я буду всегда чтить его память.
Клип «Поклонимся великим тем годам…»
Страница 2: « Подвиг материнства»
Ведущий:
Вторая страница нашей книги будет посвящена подвигу материнства. Издавна казачья семья была дружной, большой, гостеприимной. Даниил расскажет о большой и дружной семье Степановых:
Страница 3: «Наши династии»
Ведущий:
Ещё одна страница будет посвящена династиям. Издревле на Руси существовала такая традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть семьи, где уже сформировались династии.
Выступление Кидановой Вероники
4.Подведение итогов.
- Для чего мы сегодня вспоминали о наших родных, вписывая их судьбы в книгу памяти?
- Как же для вас связаны понятия семья и Отечество?
Значит, чтобы жить в мире, нужно сохранять семейные традиции: помнить свои корни, хорошо трудиться, продолжать дела своих предков. Нужно, чтобы мир был в каждой семье, и тогда мир будет в школе, на Кубани, в России. А мы гордимся своей страной.
- Да , ребята, семья- маленькое Отечество. Так и ваши семьи оставили след в истории нашей страны, нашего Отечества
Учитель
Вот мы и построили с вами наш идеальный, крепкий Дом. Мне кажется, что в таком доме хочет жить каждый человек. И только от нас зависит, будет ли наш реальный дом соответствовать этому идеалу.
Что нам нужно сделать для этого?
(Высказывания учащихся. Например, быть ответственными, любящими, заботливыми и т.д.).
СЛАЙД 18 ЗАСТАВКА «СЕМЬЯ»
СЛАЙД 19 Рефлексия
Занятие мне …..
Я узнал для себя …
СЛАЙД 20
Звучит «Гимн семье»
«Семья- любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России»
До свидания! До новых встреч! Будьте счастливы в своем Доме.