Этап | Речь и деятельность учителя | Деятельность и ответы учеников |
Вступительная беседа | Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно кто-то из вас станет капитанам корабля, именно вы построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду н обувь, испечете самый вкусный в мире торт или построите новый красивый город. Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо, прежде всего, выучиться. - Скажите, зачем вы ходите в школу? - Для чего нужны эти знания? - Знания вам нужны для получения профессии. И хотя вы еще учитесь в начальной школе, но должны знать, что путь к любой профессии начинается с начальной школы. Как можно раньше вы можете узнать какие профессии бывают, определить ту, к которой у вас есть наклонности и… учиться, развивать свои способности на школьных уроках. Для овладения любой профессией нужны знания. - Вы уже догадались, о чём сегодня пойдет речь? Правильно! Речь пойдёт о профессиях. (Приложение 1) - Какую цель мы можем поставить себе? - Что нам нужно для успешного достижения цели? - Обратите внимание на доску, каждый из этих людей держит один пункт нашего плана. Расставьте их в правильном порядке и скажите мне порядок цифр. - Давайте проверим. Абсолютно верный прядок, а теперь попросим их перевернуть карточки с планом. Прочитайте, что у нас вышло? Отлично, тогда мы можем начать, какой пункт плана у нас идет первым? - Какие профессии вы знаете? | - чтобы научиться считать, писать, читать, узнать о мире - чтобы узнавать из книг и журналов интересное, писать письма и т.д., чтобы поступить в институт… - О профессиях - Узнать больше нового о профессиях. - План - 4213 План: Узнать, что такое профессия. Составить формулы профессий. Проанализировать ситуации о выборе профессии Составить свою схему для поиска профессии мечты Дети называют профессии |
- Что же такое профессия? - Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим значение этого слова. - Ой, кажется, порядок слов в определении придется восстановить. Сделайте это. Прочитайте, что у вас вышло. – А людей каких профессий вы встречаете здесь в школе? | Предположения детей Восстанавливают определение «Профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность» - Учителя, повара, библиотекарь… |
– А кем бы вы хотели стать, когда станете взрослыми? Рассказ начинайте так: «Когда я стану взрослым, то буду…» Назовите профессию, расскажите, почему она вам нравится, какую пользу вы будете приносить людям своим делом. На свете огромное количество профессий, когда вы станете взрослыми, то сможете сами себе выбрать занятие по душе. – Что нужно для приобретения профессии? Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, надо обязательно окончить школу, затем учиться в училище, колледже, институте. | Рассказы детей об их будущих профессиях (3-4 человека) - хорошо учиться, быть любознательным, любить трудиться… |
Основной этап | Возвращение к плану! Итак, посмотрите на доску, что вы видите? В каких профессиях у нас встречаются эти предметы? Что вы знаете об этих профессиях? Я предлагаю вам побыть химиками и составить формулы к нашим профессиям. Как вы думаете, из каких компонентов она состоит? Чем может отличаться человек определенной профессии? Что ему может быть нужно? С чем он может столкнуться во время работы? Сейчас я предлагаю вам разделиться на 5 групп (деление происходит наиболее удобным способом: онлайн, выдача жетонов разного цвета и т.д.) (Приложение 2) Каждая группа у нас будет работать с одной из перечисленных профессий. Сейчас вам будет необходимо придумать компоненты нашей формулы к вашей профессии: качества личности человека с этой профессией, необходимое оборудование и трудности, с которыми он встречается. На выполнение задания у вас есть 5 минут. Будьте вежливы друг к другу и обсуждайте задания в пол голоса. Итак, ваше время подходит к концу, завершайте пожалуйста свою работу. | - изображения разных предметов - Автомеханик, учитель, полицейский, строитель, врач Предположения детей - качества личности человека с этой профессией, необходимое оборудование и трудности, с которыми он встречается Деление на группы Составление формул профессий в группах. |
Физминутка | Но, прежде чем мы начнем представлять наши формулы, давайте немного разомнемся. Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук) Плащ портниха шьет. (Махи руками) Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок) Сталь кузнец кует. (Хлопки) Дровосеки рубят. (Махи с наклонами) Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх) Что же делать будет, (Поднимание плеч) Наша детвора? | Повторяют движения за учителем |
Основной этап | Настало время для представления наших формул. Начнет у нас команда автомехаников. Пожалуйста, выйдите к доске, и представьте получившуюся у вас формулу для профессии автомеханика. А остальные группы внимательно слушают, т.к. я попрошу вас дополнить ответ этой команды. Итак, все ли согласны, кто может дополнить? А у кого-то из вас есть знакомые автомеханики? Это интересная профессия? А как вы считаете, почему профессия ___ важна для нас? Нужно ли уважать представителей этой профессии? Какую пользу они нам приносят? Аналогично представление формул с остальными командами Что ж я считаю, что все команды прекрасно выступили и отстояли свои профессии. | Представляют свои формулы и обсуждают формулы остальных групп |
Заключительный этап | Возвращение к плану! Сейчас я хочу познакомить вас с ещё одной формулой. Эта формула звучит, как «Хочу-Могу-Надо». Как вы думаете, что она означает? Что значит каждый её пункт? Хочу – желания, стремления, интересы Могу – способностью и таланты человека Надо – требования рынка труда Итак, сейчас, я хочу вам предложить несколько ситуаций, а вы должны помочь нашим героям выбрать ту профессию, которая им была бы по душе. 1 ученица. Не знаю кем хочу быть. Могу рисовать, чертить, петь. Художником быть очень почетно. 2 ученик. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Не знаю, что я умею. Сейчас везде требуются швеи. 3 ученица. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу красиво говорить, брать интервью, задавать вопросы. Не знаю, что сейчас нужно. | Предлагают свои идеи Совместно с учителем анализируют данные ситуации |
Возвращение к плану! А теперь, я предлагаю вам очень интересное задание. На ваших столах вы можете увидеть листок, на котором изображена наша формула «Хочу-Могу-Надо». (Приложение 3) И сейчас я предлагаю вам в течении 3 минут, заполнить эту формулу своими качествами и желаниями. Кто хочет поделиться тем, что у него получилось? Какая профессия может соответствовать этим требованиям, как вы думаете? | Заполняют свою схему «Хочу-Могу-Надо» Делятся полученными результатами |
Итак, вот и подходит наше сегодняшнее занятие к концу, какая у нас была тема? Цель? Мы смогли её достичь? Все ли пункты плана мы выполнили? Что же вам удалось сегодня узнать о профессиях? Как вы считаете, есть ли очень простые профессии, в которых вам не нужны никакие способности и не нужно прилагать никаких усилий? Есть ли у нас ненужные, бесполезные профессии? Сейчас я предлагаю вам закончить несколько фраз: Я задумался о том, что… Теперь я хочу… У меня поменялось мнение о… Меня удивило, что… Теперь я понял, что… Особо важным для меня стало то, что… Спасибо вам за сегодняшнее занятие, до новых встреч! | Тема: Тайная жизнь знакомых профессий Цель: Узнать больше нового о профессиях Оглашают выводы сформированные в ходе классного часа Дополняют фразы, опираясь на свои чувства |