Цель разработки - познакомить учащихся с с животными и растениями, занесенными в Красную книгу, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, карточки с вопросами для детей, кроссворды, образцы трав, малиновое варенье, таблицы с высказываниями Н. Сладкова, рисунки детей, цветы белые, желтые, розовые.
Добрый день, ребята!
Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Можно за партой тихонько сидеть, А можно отправиться в лес – Чудеса посмотреть.
-Вы согласны отправиться в лес?
Я хочу, чтобы мы, прежде, чем совершить наше путешествие, обратились к словам писателя Николая Сладкова. (на доске высказывания Н.И.Сладкова)
«Мы привыкли думать, что человек появился на Земле только ради того, чтобы решать свои человеческие проблемы, но ведь это нелепость! Ему, единственному на Земле, природа дала разум. Он один на планете способен… понять законы, по которым развивается природа, постичь её силу и её слабость. И его долг – заботиться не только о себе, но обо всём на Земле. Обо всей Земле! Если мы не станем её беречь, мы же можем всё это потерять».
Н. И. Сладков
«Чтобы беречь землю, природу, надо её любить, чтобы полюбить – надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить.
Н. И. Сладков
- Как вы понимаете эти слова?
Мы сегодня отправляемся в гости к дедушке Берендею! Кто это? Это – хранитель леса! За работу вы будете получать цветки.
(Слайд с изображением леса, слышны звуки леса. Появляется Берендей)
Берендей: Здравствуйте, ребята! Я- хранитель леса, слежу за тем, чтобы всем его обитателям хорошо жилось. Лес всегда рад принять и открыть свои тайны всем, кто считает его своим другом. Однажды в нашем лесу произошел такой случай:
Хозяйка-белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И закричал он громко громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный,
А бедной белке и смотреть
На это было больно. Г. Ладонникова «Дикарь в лесу».
- Почему белочке было больно смотреть на то, что сделал противный тип.
– Какие ошибки совершил этот человек?
Чего он не знает? (Нельзя сбивать грибы, даже если они ядовитые для человека, в лесу нельзя громко говорить, ни в коем случае нельзя ломать кусты.)
Ребята, вы готовились к сегодняшней встречи и приготовили знаки поведения в лесу. Покажите их всем. (Дети рассказывают какие знаки поведения в природе они нарисовали и что они означают)
Берендей: Молодцы, ребята. Добро пожаловать в мой лес.
Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живёт лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей.
Берендей: Хочу вас, ребятки познакомить с нашими обитателями – животными.
Животные Красной книги Брянской области: описание
Более сорока разновидностей зверей занесены в этот документ. Какие животные Брянской области в Красной книге? В ней находятся лиса, рысь, барсук. Также к этой категории относятся такие представители фауны, как:
Зубр - крупное животное. Из-за охотничьей активности людей к 1923 году поголовье их сократилось до пятидесяти особей. Животные Красной книги Брянской области нуждаются в охране. Благодаря стараниям Международного общества сохранения зубров, численность популяции увеличилась до трех тысяч голов. Они содержатся в заповедниках, и ученые не выпускают их в незащищенную местность.
Выхухоль русская - насекомоядное млекопитающее семейства кротовых, поражающее своим необычным внешним видом. Предпочитают обитать эти животные в водоемах с небольшими сухими участками. В былые времена на выхухоль активно охотились, что привело к резкому сокращению численности.
Загадки о животных. (Ребята их разгадывают и подготовленные дети сообщают информацию о каждом животном).
Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
На овчарку он похож. Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета, для зимы — другого цвета. (Заяц)
Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры)
Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Еж)
Посмотрите-ка, какая — вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой. (Лиса)
Их называют «лесными великанами». Большие широкие рога являются настоящим украшением этих животных. (лоси)
Этот, на первый взгляд спокойный зверь, в минуту опасности может стать злым и свирепым. Он очень любит искупаться в грязной луже, но не потому, что грязнуля. Просто таким образом избавляется от насекомых, которые поселились в его щетине, а также спасается от жары. (кабан, свинья)
Этот лесной зверек с пушистым хвостом очень быстрый и проворный. Ловко умеет прыгать по веткам деревьев, очень любит орехи и семена шишек ели или сосны. (белка) 8. Этот зверек похож на белку, только меньше ее. Уши у него короткие, без кисточек. На спине и по бокам черные полосы, расположенные вдоль тела. Кто это? (бурундук)
Хищница, внешне похожа на кошку, но гораздо крупнее. Свою добычу подстерегает в засаде, а увидев поблизости – бесшумно подкрадывается и прыгает на нее. (рысь)
Физкультминутка. Дети показывают животного, все повторяют.
Берендей: Молодцы, ребята, знаете животных.
А сейчас познакомимся с пернатыми.
Рассказ о птицах.(сообщения детей)
Сапсан.
Беркут.
Черный аист.
Берендей: Молодцы, ребятушки. С загадками моими справились. Сможете разгадать кроссворд?
Кроссворд «Лесные звери»
Берендей: А сейчас, ребята заглянем на полянку и внимательно присмотримся к растениям.
Растения Брянской области, занесенные в Красную книгу. (сообщения детей). Осока теневая, рябчик русский, венерин башмачок, пыльцеголовник красный. (слайды с фото.растений)
Чебрец
Волчье лыко.
Адонис весенний.
Ландыш
Задание: определить, как называется растение (у детей на столах чебрец, зверобой, мята, черника)
Берендей: Спасибо вам, ребята, вижу любите вы лес и его обитателей и никогда их не обидите. Для вас у меня – подарок.
Игра «Угадай что в корзинке» (нужно задавать вопросы, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». В корзине – малиновое варенье)
Просмотр видиоролика «Берегите природу»
Обмен мнениями.
Давайте вместе составим правила друзей природы.
Выработка «правил друзей природы» (работа в группах)
Правила друзей природы
Не рви с корнем цветы и грибы
Ходи по тропинкам, чтобы не топтать растения
Не шуми в природе
Не разоряй гнёзда и муравейники
Не ломай ветки деревьев
Не загрязняй водоёмы и леса
- Я прочту вам стихотворение:
«Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем».
(Гвездослав Павол – словацкий поэт).
- Как вы понимаете слова «прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Радоваться всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречь, любить; ощутить эту красоту)
- Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?
(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой)
- И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Спасибо всем за участие в нашем турнире! Берегите природу!
И еще слова Николая Ивановича Сладкова:
Природа – это увлекательнейшая книга. Только начни читать её – и не оторвёшься!
Что мы можем подарить Берендею? (стихи, песню «Лесной марш»)
***
Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зелёной. И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету!
***
Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна. Не торопитесь, люди, все выскрести до дна. Немудрено добраться до скрытых тайников, Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня. Нам пировать позорно в счет будущего дня. Поймите это, люди, как собственный приказ, Не то Земли не будет у каждого из нас.
***
Наша планета Земля Очень щедра и богата: Горы, леса и поля – Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нет. Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей, От этого станем мы только добрей, Украсим всю землю садами, цветами, Такая планета нужна нам с вами.
Подведение итогов:
Ребята, сегодняшний разговор, вы считаете, был нужен? Что вы для себя узнали нового, интересного?
Рефлексия: Если вы считаете, что наш разговор был бесполезным, прикрепите на доску белый цветок.
Если считаете полезным и интересным – желтый цветок.
Если считаете полезным и интересным, и у вас возникло желание беречь, защищать природу – прикрепите красный цветок.