Просмотр содержимого документа
«Классный час "О тех, кто рядом"»
Паспорт классного часа
Тема: «О тех, кто рядом».
Форма проведения: Классный час
Место проведения: МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа», 3 «б» класс.
Время:40-45 минут.
Цель: Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи:
1. Воспитательные:
1.1 Личностные УУД:
1.1.1Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
1.1.2Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.
1.1.3Развивать чувство эмпатии к людям и людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в частности.
2. Развивающие:
2.1 Познавательные УУД:
2.1.1Учить детей дружелюбно, уважительно относится к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
2.1.2 Развивать умение быть внимательным по отношению друг другу, к чужим радостям и печалям;
2.1.3 Учить высказывать слова поддержки людям-инвалидам
2.2 Коммуникативные УУД:
2.2.1 Развивать умение высказывать свою точку зрения в устной форме;
2.2.2 Развивать умение слушать других;
2.2.3 Совершенствовать умение взаимодействовать с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
2.3 Регулятивные УУД:
2.3.1. Контролировать и анализировать свое поведение, речь, эмоции и чувства при общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
2.3.2 Развивать умение выполнять задания совместно с учителем
2.3.3 Развивать способности учащихся к саморегуляции
3. Образовательные:
3.1 Познакомить детей с международным днем инвалида
3.2 Познакомить с понятиями инвалид, день инвалида
Методы:
Основной метод: Беседа.
Частные методы:
1.Диалог;
2. Беседа
3. Упражнение;
4. Поощрение.
5. Демонстрация
6. Анализ
Ресурсы:
1.Классная доска с презентацией
2.Компьютер;
3.Мультимедийное оборудование;
4.Презентация,
5.Вырезанные сердечки (по количеству детей),
6.Фломастеры
Консультация с классным руководителем Соколовой Маргаритой Александровной и методистом Яспаровой Татьяной Ивановной
8. Список использованных источников:
8.1 "Я такой же, как и ты". Точка доступа: http://nsportal.ru/
8.2 Уроки этики в 3 классе средней школы первое полугодие. Автор: Ткачева И.И
9. Оформление классной доски.
Сердца
Презентация
Сердца
План классного часа:
1.Организационное начало классного часа
1.1 Приветствие
1.2 Настрой на классный час
2.Основная часть
2.1 Беседа о сказке «Цветик-семицветик»
2.2 Знакомство с международным днем инвалида
2.3 Беседа о чемпионах параолимпийцах
2.4 Беседа об опасностях, которые подстерегают человека
2.5 Решение практических ситуаций
2.6 Динамическая пауза
3.Организационное завершение классного часа
3.1 Обобщающая беседа
3.2 Подведение итогов акции
3.3 Рефлексия
Ход классного часа
1.Организационное начало
1.1 Приветствие
Татьяна Алексеевна: - Здравствуйте, ребята! Тихонько присаживайтесь на места.
-Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «здравствуйте»? (дети отвечают)
- Да, ребята, любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.
2. Основная часть
2.1 Беседа о сказке «Цветик-семицветик»
Татьяна Алексеевна: Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья.
Татьяна Алексеевна: Тема сегодняшнего классного часа будет звучать так «О тех, кто рядом». (слайд 1)
- Вы все прочитали сказку Валентина Катаева "Цветик-семицветик"? Я хочу показать вам фрагмент этого мультфильма, а вы будьте внимательны, потом я буду задавать вопросы." (слайд 2)
- Сейчас я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.
Татьяна Алексеевна: Сколько лепестков было у волшебного цветка? (7)
Татьяна Алексеевна: Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).
Татьяна Алексеевна: А вы помните мальчика, который отказался бегать с Женей? (Дети отвечают)
Татьяна Алексеевна: А как вы думаете, почему он отказался бегать с ней? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).
Татьяна Алексеевна: Ребята, а как вы думаете, все ли дети могут сидеть за партой 40 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры? (Ответы детей)
Татьяна Алексеевна: Думаю, что не все дети могут учиться в школе. Есть дети, которые больны. Им требуется помощь. Возможно, где-то с нами рядом живут девочка или мальчик, которые, обучаются на дому. Так как они тяжелобольные.(слайд 3) Возможно, кому-то сделали операцию на ногу, так как он неудачно прыгнул, или попал под машину, неправильно переходя дорогу. Вы, верно, заметили, что есть дети, которые из-за своей болезни не могут вместе с вами ходить в школу, бегать, прыгать на переменах. Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Например: из-за укуса клеща, кто-то попал прямо под колесо машины, кого-то толкнули, и тот ударился и получил травму, кто-то защищал свою Родину и семью от (бандитов...), кто-то во время тренировки что-то повредил. (слайд 4)
2.2 Знакомство с международным днем инвалида
Татьяна Алексеевна: Ребята, а как называют людей, у которых проблемы со здоровьем? (дети отвечают) Да, ребята, действительно таких людей называют инвалидами.
Татьяна Алексеевна: Инвалиды - это люди, возможности здоровья, которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. В нашей станице таких людей много. Это и взрослые и дети.
Татьяна Алексеевна: Ребята, а вы что-нибудь слышали про день инвалида? (Дети отвечают) Ребята, 3 декабря традиционно отмечается – день инвалида.(слайд 5) Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций.
Татьяна Алексеевна: Ребята, а кто знает для чего был создан этот день в календаре? (дети отвечают)
Татьяна Алексеевна: Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.
2.3 Беседа о чемпионах паралимпийцах
Татьяна Алексеевна: Ребята, среди нас, в нашей школе и нашем классе, есть такие "особенные" люди. А вы знаете о них? Ребята, а как вы думаете нужно ли заботиться о таких людях? Да, ребята, верно, о таких людях нужно заботиться, помогать им, быть по отношению к ним добрым и отзывчивым.
Татьяна Алексеевна: Многие из людей, ограниченных в своих физических возможностях – люди удивительной судьбы. Их мужеством и силой воли можно только восхищаться. Несмотря на трудности, они не просто умеют жить и выживать в порой неприветливом для них мире, но и ведут активную деятельность, занимаются спортом.
Татьяна Алексеевна: Ребята, а кто-нибудь знает, что такое паралимпиада ( дети отвечают)
Паралимпиада - международные спортивные соревнования для людей с ограниченными возможностями.
- Вот ,например, Роман Петушков (слайд 5), пятикратный чемпион Мира по лыжным гонкам и биатлону лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Ребята, у него проблемы с ногами, а как вы думаете, ему легко кататься и побеждать? (Дети отвечают)
- Еще одна спортсменка, Михалина Лысова(слайд 6)– заслуженный мастер спорта России в эстафете по лыжным гонкам и бронзовый призер в биатлоне среди слабовидящих. У этой выдающейся спортсменки проблемы со зрением, но не смотря на это она выполнила мечту своего детства став великой спортсменкой. А ей легко ли было преодолеть себя и пойти на такие серьезные соревнования? (Дети отвечают)
-Анна Бурмистрова (слайд 9) – обладатель 5 золотых наград, а также 4 серебряных. Не смотря на свой диагноз частичная неподвижность руки, в плавании она завоевала больше наград, чем совершенно здоровые люди.
- Ирек Зарипов (слайд 10) – чемпион в лыжных гонках и биатлоне. Ирек лишился ног в 2000 году, попав в аварию. По его словам, два года он жил, не понимая зачем он нужен в этом мире. Но благодаря родителям он пошел в спорт и снова мог радоваться жизни.
Татьяна Алексеевна: Ребята, а как вы думаете, легко ли они добивались своих побед? (дети отвечают)
Да, верно ребята, эти спортсмены путем тренировок через боль, силу и плохое настроение побеждают. Потому что они стоят за великую страну Россию, они понимают, что должны победить, ради нашей страны.
Ребята, я показала вам только 4 спортсменов, но на самом деле их очень много. А как вы думаете, мы должны гордиться такими спортсменами? (Дети отвечают). Да, верно ребята мы должны гордиться нашими спортсменами паралимпийцами, мы должны следовать их примеру: быть сильными, не унывать, идти вперед, несмотря на трудности жизни.
Татьяна Алексеевна: Ребята, а как вы думаете, Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)
2.4 Беседа об опасностях, которые подстерегают человека
Татьяна Алексеевна: Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)
Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.
Татьяна Алексеевна: И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.
Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.
2.5 Решение практические ситуации
Татьяна Алексеевна: Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся.
Ситуация « Нарисуй дом закрытыми глазами»
Сейчас я попрошу встать 2-х человек.
- Вы должны закрытыми глазами нарисовать на доске дом.
- Что вы почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
- Молодцы, вы справились с заданием.
Ситуация « Принеси предмет закрытыми глазами»
Татьяна Алексеевна: Вы, ребята, хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.
Татьяна Алексеевна: Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, укоторые не видят глазами? (ответы детей)
Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.
Татьяна Алексеевна: Предлагаю выполнить ещё одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»
Татьяна Алексеевна: Подойдите кто-то один, я сейчас завяжу вам глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне.
Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
Татьяна Алексеевна: Ребята, представьте, что вы не сможете увидеть красоту природы, свет, своих близких, свою маму, папу, братика или сестру. Тяжело, правда?
- Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, это азбука для слепых людей, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.
Татьяна Алексеевна:А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? ( ответы детей)
Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).(слайд 7)
Татьяна Алексеевна: Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).
Татьяна Алексеевна: А как живут люди с проблемами слуха? Как они общаются? (Дети отвечают)
Татьяна Алексеевна: А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык - их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить, для них создана азбука Брайля(слайд 8)
Татьяна Алексеевна: Сейчас я неслышно произнесу вам несколько слов: дом, мама, папа, школа, друзья - попробуйте понять меня. А теперь ко мне выйдет один человек и будет произносить слова, которые я дам ему на листочке (Дети, учитель, Мир, сестра, брат, любовь)
Татьяна Алексеевна: Вот так ребята тяжело людям, которые нас не слышат, вы согласны со мной?(дети отвечают)
2.6 Динамическая пауза
Татьяна Алексеевна: Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: Встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.
- Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.
- Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
- Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».(слайд 9)
Татьяна Алексеевна:
Кто такие дети-инвалиды? Дети-инвалиды - Ангелы земли Сколько незаслуженной обиды На себе они перенесли Сколько раз ,они лицом в подушку Чтоб не плакать на глазах у всех Говорили ночи как подружке… Разве то что есть мы ,-это Грех? Сколько раз их матери украдкой Увозили в сторону детей Чтоб не слышать шёпот этот гадкий Злых, недобрых, немощных людей Немощны они не телом бренным.. Немощны душой своей холодной Не помочь пытались детям бедным Прочь всегда их гнали взглядом злобным Не грустите матери не надо Ваши дети- ангелы, не зло Богом нам они даны в награду, Чтобы в мир нести любовь, тепло.
- А как государство может помочь им? А как мы можем помочь им? (Ответы детей)
– сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок; - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.) Для таких людей специально строятся пандусы, подъемники и многое другое.(слайд 10)
- Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»?
-Ребята, а почему вы так думаете? (ответы детей)
Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает.(слайд 11) Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам или пожелать. У кого сердечки будут готовы, подойдите и прикрепите их на доску.
- Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.
Ребята, а давайте теперь досмотрим окончание мультфильма «Цветик-семицветик».
-Ребята, а как вы cчитатете Женя поступила правильно?
-А как бы вы поступили в этой ситуации
-Каким нужно быть человеком, чтобы так поступать?
-Да, ребята нужно быть добрым
- Ребята, я думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь детям-инвалидам. В течении классного часа, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый «особенный» человек желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.
3.2 Прощание
Татьяна Алексеевна: Ребята, в школе проходила акция «Добрые сердца». Ребята, кто принес что-то из дома, спасибо вам, за вашу доброту, за вашу помощь. Ведь эти вещи, игрушки пойдут на помощь людям, благодаря вам другие люди станут счастливее, а это значит, что и вы привнесли в жизнь что-то хорошее и доброе.
Татьяна Алексеевна: Думаю, многие из вас станут помогать таким людям, предлагать им свою помощь, свою поддержку, ведь добрыми и здоровыми нас делает доброта наших сердец, отзывчивость и желание помочь.