Цель: создание условий для формирования нравственных качеств как основы межличностных отношений в обществе, для поиска ответов на вечные вопросы человечества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час о доброте «Идти дорогою добра»»
Классный час «Идти дорогою добра»
Цель: создание условий для формирования нравственных качеств как основы межличностных отношений в обществе, для поиска ответов на вечные вопросы человечества.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие сотрудничества в рамках социальных ситуаций со сверстниками, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний; готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и признавать права каждого иметь свое мнение.
Предметные: осознание и принятие обучающимися ценностей нравственности и духовности в человеческой жизни.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, карандаши, листы бумаги; рисунки детей по теме «Добрые дела»; плакат «Идти дорогою добра – делать добрые дела»
Ход занятия
Эмоциональный настрой на работу. Введение в тему занятия.
Звучит песня о доброте.
Дети читают стихи:
В жизни бесценно каждое мгновенье,
Что нам даровано судьбой,
Нелепость ссор и тень сомненья –
Всё это лишь борьба с собой.
Обидеть – это слишком просто,
И слёз потом не замечать,
Не понимать, как всё серьёзно,
И вовсе не уметь прощать.
Важнее слов порой объятье,
Простая искренность души,
И всё становится понятней,
И объясненья не нужны.
Давай не будем жить впустую
И сами чувства убивать,
Поверим в истину простую:
Любить, ценить и уважать…
- Прочитайте название темы классного часа!
- Как понимаете выражение слов: «дорога добра»? Какой представляете себе эту дорогу? (светлая, чистая, прямая, ровная)
2. Коллективная работа «Нарисуй дорогу добра». Работа в парах.
- Перед вами на каждой парте лежит лист бумаги. Представьте, что вы решили идти дорогой добра вдвоем. Попробуйте изобразить эту дорогу. Какого цвета карандаши вы возьмете? (яркие: красные, зеленые, розовые, голубые,…)
Под музыку дети рисуют дорогу.
- Какой вы изобразили дорогу? Кто изобразил прямую дорогу? Кто – извилистую? Почему?
(По дороге можно встретить и Зло, которое препятствует пройти дорогу Добра, хочет, чтоб человек сбился с пути)
- Какого цвета бывает Зло? (черного, темного)
- Какими качествами должен обладать человек, идущий по дороге Добра? (терпелив, целеустремлен, вынослив, бесстрашен, настойчив, добрый)
- Добрый человек помогает другому, жалеет, сочувствует, заботится… Назовите, чья доброта помогает вам расти? (доброта родителей, бабушек, дедушек, учителей, …)
- А вы помогаете им? Что для этого делаете?
(ответы детей: «хожу в магазин», «нянчусь с младшим братишкой», «помогаю убраться в квартире маме», «помог старушке перейти дорогу» и др.)
3. Проекты учащихся о добрых поступках
4. Подведение к понятию «Добро сильнее Зла»
- Есть старинная русская пословица: «Учись доброму, худое на ум не пойдет».
Ученик читает стихотворение:
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека…
- Доброта, добрые дела, добрые люди, а также вы сами, мир, в котором вас окружает добро.
- Послушайте сказку внимательно.
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу. Только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Возьмите деньги, купите себе конфет к чаю». Делать нечего, пришлось деньги взять. Так Добро отплатило Злу добром на Зло.
- Как вы понимаете главную мысль этой сказки? (Добро сильнее Зла)
- Можно ли сделать так, чтобы на Земле не было зла?
(Можно. Для этого все должны делать добрые дела.)
- В жизни, к сожалению, не всегда бывает так. Как думаете, от кого зависит, сколько добра или зла будет в жизни? (от самого человека)
- Верно, человек сам решает, как поступать, какое решение принять. Но, принимая решение, он, о чем должен помнить? (о том, что несет ответственность за свои поступки)
5. Характеристика доброго человека.
- Какими качествами должен обладать человек добрый?
- Перед вами – «Дерево добра», но, посмотрите, оно голое. Давайте «оденем» его листвой и узнаем, какими качествами должен обладать добрый человек.
Дети выходят к «Дереву добра», вешают на него листочки с надписями: милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность…
- Посмотрите, какое теперь получилось у нас дерево красивое, нарядное. Почему? Потому, что доброе всегда красивое.
6. Чтение сказки «Даром ни одно дело не пропадет»
- Предлагаю вам прочитать еще одну сказку.
Дети читают сказку по цепочке.
- Как думаете, сказка завершена? (нет)
- А как бы вы завершили ее?
Послушайте окончание сказки:
«Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька – не собрать бы ему и семян со своей полоски, пришлось бы всю зиму с семьей голодать».
- Почему капелька пожалела крестьянина?
- Какими качествами она обладала? (бескорыстие)
- Повесьте листик с этим словом на «Дерево добра».
- Какими качествами должен обладать хороший земледелец? (трудолюбие)
- Повесьте это качество на «Дерево добра».
- Капельки сделали доброе дело. Как думаете, пойдут они дорогою добра?
- Какой вывод можно сделать?
(Идти дорогою добра – это значит делать добрые дела)
Вывешивается плакат: «Идти дорогою добра – делать добрые дела»
- Какие правила нужно выполнять, чтобы путь ваш был добрым? (не дразниться, не ябедничать, не жадничать, быть честным, справедливым)
- Ребята, повернитесь друг к другу. Посмотрите друг другу в глаза. Что вы увидели в глазах? Назовите добрые качества, которыми обладает ваш сосед по парте.
7. Подведение итогов.
- Люди очень чувствительны к тому, как к ним относятся… Не отвечайте ненавистью на ненависть.
Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:
«Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его …
Дети хором: Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его – твори добро.
Независимо о того, принимают твое добро или отбрасывают его – твори добро.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом – твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром»
Ученик читает стихотворение:
Достается недешево счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся все земные труды.
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее – Хорошеть самому.
- В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная на пути к личному счастью.
Даром ни одно доброе дело не пропадет.
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил её и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, - думает крестьянин, - пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, всё в поле ходит, на небо посматривает – не пошлёт ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы ему помочь?
- Так-то так, - ответила другая капелька, - да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная – тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, - согласилась капелька, - а всё же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от неё отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки – одна крестьянину на лоб, другая – на колос ржи.
- Слава тебе господи, дождь собирается, - обрадовался крестьянин, - не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек, и принялись они толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, - подумала одна из капелек.
- И я! И я! И я! – послышалось со всех сторон, и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай.