Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему " Что такое чрезвычайные ситуации"»
Тема занятия: "Чрезвычайные ситуации – что это?
Поведение при ЧС»
Тема. Чрезвычайные ситуации – что это? Поведение при ЧС.
Цели.
1. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях.
2. Развивать умение находить решение в сложных ситуациях.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Оборудование: компьютер, видеозапись чрезвычайных ситуаций, плакаты, раздаточные листы с чрезвычайными ситуациями, обучающее лото, материал для творческих работ.
Ход занятия.
I. Представление экспертных групп:
Эксперты в области пожаров.
“Нам по плечу любое дело”
Исследователи химических веществ.
“Нас ждут великие дела”
Эксперты по борьбе с терроризмом.
“Себя в обиду не дадим”
II. – Мы вынуждены были создать экспертные группы, т. к. в современном мире происходят ситуации, справиться с которыми можно, лишь владея определенными знаниями.
Пожар
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
Основные поражающие факторы пожара:
высокая температура окружающей среды;
в дыме содержится ядовитые вещества;
потеря видимости вследствие задымления.
Что делать при пожаре
При пожаре нужно звонить 112.
Если вы находитесь на первом этаже или в маленьком доме, надо быстро выскочить на улицу через дверь или даже в окошко – как получится!
Если вы живете в многоэтажном доме, надо действовать немного иначе. Если загорелось у тебя в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь. При пожаре не пользуйтесь лифтом!
Если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь с головой мокрым одеялом, куском плотной ткани или пальто.
Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый поток свежего воздуха вызовет вспышку пламени. Через сильно задымленное помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись.
Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать – это больше раздует пламя, лучше ложитесь на землю и, перекатываясь, постарайтесь сбить пламя.
Увидев человека, на котором загорелась одежда, набросьте на него пальто, плащ или какое-нибудь покрывало и плотно прижмите.
Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать – так от дыма не спастись.
– Как действовать при пожаре, если он случился в школе. Внимание на экран.
/Видео “Пожар”
– Чрезвычайная ситуация может произойти совсем близко, но бесшумно и невидимо для нас. В то же время может быть очень опасной. Авария на ближайшем заводе, фабрике может привести к опасности заражения химическими веществами.
– Какие химические вещества наиболее опасны, расскажет группа исследователей химических веществ.
Химические заражения
Наиболее опасны для населения аварии на предприятиях химической и других родственных ей видов промышленности.
Повреждение или разрушение хранилищ, которые содержат ядовитые вещества, приводит к попаданию этих веществ в атмосферу. В дальнейшем под действием ветра образуется зона химического заражения.
Наиболее распространенные ядовитые вещества – это хлор и аммиак.
Хлор – тяжелее воздуха. Проникает в нижние этажи и подвальные помещения зданий.
Пары хлора сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются: резкая боль в груди, сухой кашель, резь в глазах, слезотечение, одышка.
Аммиак – легче воздуха. При аварии и выходе в атмосферу дымит.
Пары аммиака сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, насморк, кашель.
Что делать в случае угрозы химического заражения
Людям, оказавшимся в зоне заражения, немедленно покинуть дома, учреждения, предприятия, учебные заведения и выходить по кратчайшему маршруту. Прежде чем выходить наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором соды.
Если вы не успели до подхода зараженного воздуха покинуть квартиру, дом, то укройтесь в нем, плотно закройте двери, окна, форточки. Заклейте окна скотчем, или бумагой.
В подвалах и нижних этажах не укрываться – хлор тяжелее воздуха и проникает во все низкие места, в том числе и подвалы.
При движении по зараженной территории надо соблюдать следующие правила:
двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль;
избегайте прохода через тоннели и другие заглубленные места, где возможен застой ядовитых веществ;
на всем пути движения используйте простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.
– Мы прослушали выступления четырех экспертных групп. Эти чрезвычайные ситуации никто не планирует, не готовит заранее. Но нужно помнить, что мы живем в век терроризма.
– Что такое терроризм и как себя вести в подобной ситуации расскажет нам пятая группа.
Терроризм
Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении людей или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения материальных объектов, создающие опасность гибели людей.
Что делать в экстремальной ситуации
Помнить о том, что мы живем в эпоху терроризма. Это значит, что необходимо заранее представлять, куда бежать и что делать в критической ситуации.
Это значит, что нужно держать документы и деньги, предметы первой необходимости, не за семью печатями, а в доступном для домашних месте – так, чтобы при необходимости не тратить много времени на их поиск.
Старайтесь просто не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не гуляйте до позднего вечера на улице. Не садитесь к незнакомым людям в машину. Находясь в общественном транспорте, смотрите по сторонам.
Главное – не поддавайтесь сильному страху. Никогда не зажмуривайте от страха глаза, наоборот, постарайтесь шире их раскрыть и оглядеться вокруг.
Не поддавайтесь ужасу. Ужас – это всего лишь сильный страх.
Что нужно сделать, чтобы успокоиться:
глубоко вздохните, начните дышать спокойно;
поговорите с собой, “про себя”, называя себя по имени несколько раз;
Не впадайте в панику. Паника страшна не тем, что всем становится страшно, а тем, что в состоянии паники люди давят друг друга.
Внимание, не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов.
Ваша задача – незамедлительно сообщить о своих подозрениях взрослым.
III. – Чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями, нужно знать некоторые правила. А вспомнить эти правила нам поможет игра “Закончи предложение” (Игра проводится по принципу “лото”)
При пожаре звонить
112
Спички детям
не игрушка
От дыма и огня нужно
убегать
Через задымленное помещение лучше двигаться
пригнувшись
При угрозе заражения хлором избегать
низких участков местности
Ветер силой 12 баллов
ураган
При любой чрезвычайной ситуации взять с собой
документы
При наводнении
подняться на верхние этажи зданий
Марлевые повязки смочить
водой
IV. – В случае чрезвычайной ситуации действовать нужно быстро, внимательно, быть очень бдительным и осторожным.
– По команде нужно:
1. Одеть повязку.
2. Взять портфели.
3. Перейти в назначенный пункт.
4. Вернуться на место.
По команде учителя дети меняются местами и возвращаются на свои места.
V. – Осталось выяснить, что же делать в случае пожара, наводнения, теракта, химического заражения, урагана.
– Нужно создать памятки:
Как вести себя при смерче и урагане.
Как вести себя при пожаре.
Как вести себя при наводнении.
Как вести себя при теракте.
Как вести себя при угрозе химического заражения.
Командам раздаются конверты с отдельными пунктами всех памяток, нужно собрать по очереди каждую памятку.
ПАМЯТКА 1
Как вести себя при пожаре
Если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь с головой мокрым одеялом или пальто.
Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый приток свежего воздуха вызовет вспышку пламени.
Передвигаться лучше ползком или пригнувшись.
Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать – это больше раздует пламя, лучше ложитесь на землю и, перекатываясь, постарайтесь сбить пламя.
Небольшие загорания можно потушить, плотно накрыв огонь покрывалом (лучше мокрым), а также используя воду, огнетушители и др.
Надо звонить 112.
ПАМЯТКА 2.
Как вести себя при теракте.
Держать документы, деньги, предметы первой необходимости в доступном месте.
Вести себя сдержанно, не впадать в панику. Быть очень внимательным и осторожны
Не сопротивляйтесь напрасно, особенно на начальной стадии.
Умейте правильно оценить реальность и масштабы угрозы, а также возможность получить помощь.
Не поддавайтесь ужасу.
Умейте усмирить свой страх.
ПАМЯТКА 3.
Как вести себя при угрозе химического заражения
Нужно знать какие химически - опасные объекты находятся в вашем районе.
Подняться на верхние этажи (при заражении хлором).
Проклеить окна, двери, отдушины пленкой, лейкопластырем или обычной бумагой.
Использовать ватно-марлевые повязки, смоченные раствором питьевой соды.
При подозрении на поражение опасными химическими веществами исключите любые физические нагрузки, примите обильное теплое питье (чай, молоко) и обратитесь к медицинскому работнику.