Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я и мои друзья"»
Классный час
«Я и мои друзья»
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию.
Учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия №58»
Г.Саратов
Задачи: 1. На примере прочитанных рассказов, стихов составить у учащихся представления о настоящей бескорыстной дружбе.
2. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят к друг другу.
Оборудование: пословицы о дружбе, стихи, песни, бумажная ромашка для игры «Ромашка», конверты со словами, входящими в состав пословиц, цветные карандаши. Презентация. Мультфильм «Настоящий друг»
I. Вступительная беседа по вопросам
Что такое дружба?
Что вам нравится в вашем друге?
За что вы иногда обижаетесь на него?
Как вы сами относитесь к своему другу?
Помогали вы другу, когда ему было трудно?
Помогал ли вам друг в трудную минуту?
Каким бы вы хотели видеть своего друга?
Сколько света в этом мире, Молод он в красе своей! И становится все шире, Все прочнее круг детей. Дружба – это свежий ветер! Это радости привет, Ничего на белом свете Лучше крепкой дружбы нет! И особенно приятно, Что вблизи и вдалеке, Слово дружба всем понятно, На любом материке! Пусть с веселым переливом, Смотрит радуга в окно! Детство быть должно счастливым. Детство мирным быть должно!
Много пословиц и поговорок сложено о дружбе. Вот некоторые из них.
«Нет друга - ищи, а нашел – береги»
«Друг познается в беде»
«Недруг поддакивает, друг спорит»
«С другом веселее при удаче, легче в беде»
(Ученики читают пословицы и объясняют их смысл)
Песня «У друзей нет выходных»
Учитель. С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».
Когда ещё никто не знал ни слова – Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова». Соседям древний человек привык, Показывать кулак или язык, И корчить рожи (что одно и то же), Но, словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умнее руки, И человек придумал слово «друг» Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спокойно за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей – людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю.
- К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
(Ученик читает стихотворение)
Однажды на лужайке подрались два козла. Подрались для забавы, не то, чтобы со зла, Один из них тихонько приятеля лягнул, Другой из них легонько приятеля боднул. Один лягнул приятеля немножко посильней, Один разгорячился, лягнул что было сил! Другой его рогами под брюхо подцепил Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос, Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез. Я вспомнил эту драку, когда передо мной, На школьной переменке такой же вспыхнул бой
Учитель. В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.
(Инсценировка «Ни за то и ни за это»)
Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал Ученик: Вова присел на корточки Вова: Ой, какой. Совсем как настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю. Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник. Учитель. Что же такое бескорыстная дружба? (Ответы учащихся)
Можно ли дружить с героями этих стихов (Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)
Тронь её нечаянно – сразу, - Караул! Ольга Николаевна, он меня толкнул! Ой, я укололась, - слышен Сонин голос Мне попало что-то в глаз, Я пожалуюсь на вас! Дома снова жалобы: - Голова болит… Я бы полежала бы – мама не велит, Сговорились мальчики: - Мы откроем счет, Сосчитаем жалобы – сколько будет в год, Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.
«Жадина» Кто держит конфету свою в кулаке, Чтоб съесть её тайно от всех в уголке, Кто, выйдя во двор, никому из соседей, Не даст покататься на велосипеде, Кто мелом, резинкой, любою безделицей, В классе ни с кем никогда не поделится? Имя тому подходящее дадено, Даже не имя, а прозвище - Жадина! Жадину я ни о чем не прошу, В гости я жадину не приглашу, Не выйдет из жадины друга хорошего, Даже приятелем не назовёшь его, Поэтому – честно, ребята, скажу – С жадными я никогда не дружу
Просмотр мультфильма. Мудрые сказки тетушки Совы. «Настоящий друг»
Так каким же должен быть настоящий друг? Может быть таким, как в песне, которая так и называется «Настоящий друг» (Учащиеся поют песню)
Учитель. Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять. Говорят, что друг познаётся в беде. В этом случае, особенно остро проявляются такие качества, как бескорыстие, доброта, отзывчивость. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия.
Сейчас поиграем в игру «Я и мой друг» Играют здесь парами. Я буду задавать вопросы, и давать три ответа на них. Каждый из вас пишет тот вариант ответа, который ему больше нравится. После игры я соберу листочки. Пара, у которой совпадает больше ответов, станет победителем в нашей игре.
Вопросы к игре.
Назови свой любимый цвет? (Красный, желтый, зеленый)
Что тебе больше нравится? (Яблоки, бананы, груши?)
Какой из предметов любимый? (Математика, чтение, русский язык)
На чём больше любишь кататься? (На коньках, на лыжах, на санках)
Чем больше нравится рисовать? (Карандашами, красками, фломастерами)
Какое время года любимое? (Зима, весна, осень)
Какой вид спорта любите? (Фигурное катание, теннис, футбол)
Что больше по вкусу? (Торт, шоколад, конфеты)
Какой для вас лучший подарок? (Игрушки, книги, одежда)
Что бы ты подарил другу? (Игрушку, книгу, сувенир, сделанный своими руками)
Кем хочешь стать, когда вырастишь? (Учителем, врачом, бизнесменом)
Кого бы ты хотел иметь дома? (Кошку, собаку, попугая)
Какие книги любишь читать? (О животных, сказки, фантастику)
Твой любимый день недели? (Пятница, суббота, воскресенье)
А иногда про дружбу говорят “Водой не разольешь”, послушайте стихотворение Б. Заходера “Мы – друзья”.
(Два мальчика инсценируют стихотворение).
С виду мы, Не очень схожи: Петька толстый, Я худой, Не похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой! Дело в том, Что он и я – Закадычные друзья! Всё мы делаем вдвоём. Даже вместе... Отстаём! Дружба дружбою, Однако, И у нас случилась драка. Был, конечно, важный повод. Очень важный повод был! Помнишь, Петя? - Что-то, Вова, Позабыл! - И я забыл... Ну, не важно! Дрались честно, Как положено друзьям: - Я как стукну! - Я как тресну! - Он как даст! - А я как дам!.. Скоро в ход пошли портфели. Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду – Драка вышла хоть куда! Только смотрим – что за чудо? С нас ручьём бежит вода! Это Вовкина сестра, Облила нас из ведра! С нас вода ручьями льётся, А она ещё смеётся: - Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя!
Учитель. Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в школе, если все вокруг подружатся?
Что такое Дружба? -
Спросила я у птицы?
-Это коршун летает
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя?
Что такое Дружба?
-Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
-Дружба - что такое?
-Это что-то огромное,
Радостное и большое!
Это, когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Учитель. Возьмите лист бумаги и нарисуйте большую ромашку, так, чтобы по бокам, сбоку, сверху и снизу осталось место для записей. Серединка ромашки – это вы. А рядом это ваши друзья. Нарисуйте их или напишите их имена, а потом раскрасьте лепестки. (Дети выполняют под музыку «Улыбка»)
Работа в группах
Учитель. Ребята, составьте правила, законы дружбы. (Учащиеся работают в группах)
1. Помогай другу в беде.
2.Умей с другом разделить радость.
3.Не смейся над недостатками друга.
4.Останови друга, если он что-то делает плохое.
5.Умей принять совет, помощь, не обижайся на критику.
6.Умей признавать свои ошибки, мириться с другом.
7.Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Рефлексия
“Дружба – главное чудо всегда. Сто открытий для нас всех таящее. И любая беда – не беда. Если рядом друзья настоящие».