Классный час составлен и проведен для обучающихся 4-ого класса. Его тема "Души прекрасные порывы". В ходе классного часа дети рассуждали о любви к матери, родине, близким людям, раскрывали свой внутренний мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
образовательные: развитие интереса к истории нашего края;
познавательные: умение анализировать и выделять гипотезы и их обосновывать;
коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем,
со сверстниками, владение монологической и диалоговыми формами речи.
воспитательные:
воспитание чувства патриотизма, гордость за свою страну, за свой край, гордость за живых и живущих на этой земле;
духовно-нравственное воспитание.
развивающие: расширять знания об окружающем мире, об истории родного края;
развитие личностных УУД;
становление самоопределения личности, развития системы ценностных ориентаций.
ОБОРОУДОВАНИЕ:
мультимедийное оборудование, колонки, компьютер;
большое алое сердце (на ватмане), разрезанное на 3 равные части. Части подписаны: любовь к маме, любовь к Родине, любовь к природе;
ромашка у каждого ребёнка на парте, диаметром 10см. С обратной стороны прикреплён двусторонний скотч;
5 маленьких сердечек у каждого ребёнка на парте
Вводная беседа о душе
Здравствуйте, меня зовут Екатерина Анатольевна.
Сегодня мы с вами поговорим о внутреннем мире человека, и может быть, каждый из вас откроет в себе что-то новое.
Начать я хочу с отрывка из стихотворения «Тайный уголок» Татьяны Лавровой.
В любой душе есть тайный уголок.
Ни близким, ни друзьям туда нет хода
Там ценности секреты бок о бок
Рождаются в любое время года.
Никто туда без спроса не проник,
А охраняем наши ценности мы сердцем.
И заповедный маленький секрет
Уходит с нами, закрывая сердце.
- О чём говорится в этом стихотворении? (о душе)
- Как вы понимаете слово «душа»? Слайд1, на котором появилось слово «ДУША»
- Я услышала ваше мнение, а теперь давайте узнаем толкование этого слова в
словаре Сергея Ивановича Ожегова. Прочитайте на слайде. Слайд 2
ДУША – внутренний, психический мир человека, его сознание
- Да, ребята, мы не знаем, что у каждого человека на душе, но оценивая его
поступки, мы можем предположить, какая у него душа.
- Наши поступки рождаются желаниями что-то сделать, а желания – есть порывы
нашей души.
- И тема нашего классного часа «Души прекрасные порывы…» Слайд3
- Как вы думаете, где у любого человека находится душа?
- А у всех ли она есть? Про кого говорят – у него нет души или бездушный человек?
- А как называют человека, у которого есть душа? (душевный)
- Душевного человека ещё называют сердечным.
- Назовите качества сердечного человека. Слайд 4
Доброта
Душевная теплота
Отзывчивость
Милосердие
Уважение
любовь
- Можно ли назвать человека, обладающего такими качествами «человеком с золотым
сердцем»?
- Какие поступки совершает человек с золотым сердцем?
- Кто учит и вдохновляет нас на добрые дела с раннего детства? ( папа, учитель, …,
мама)
- Как здорово, что вас окружает так много важных людей, к мнению которых вы
прислушиваетесь. Но главный человек это – мама.
Любовь к матери
- Чувство любви к матери заложено в нас самой природой и живёт в нашей душе всю
жизнь.
- Мама – это первое слово, которое произносит человек. На всех языках мира оно звучит
одинаково нежно.
- Тема материнства – одна из древнейших и самых любимых тем для поэтов,
художников и музыкантов.
- Многие художники с любовью рисовали и рисуют женщину с ребёнком на руках -
маму.
- В христианской культуре особая роль отводится Богоматери – Деве Марии. Для
Написания свих картин итальянский живописец и учёный Леонардо да Винчи
Слайд 5 обращался именно к её образу. Истинными шедеврами являются полотна «Мадонна с цветком» («Бенуа») и «Мадонна Литта».
- Посмотрите на этих женщин, с каким чувством смотрят на малыша? (с любовью, с нежностью, с умилением, с трепетом)
- Такие чувства испытывают ваши мамы к вам!
- Мать и дитя – основа и смысл жизни – вот главная мысль картин.
- Совсем иной образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские мастера создавали иконы. Одна из них Курская икона Знамения Божией Матери, Слайд 6 которая находится в Кафедральном соборе.
- Вы узнали, где находится этот знаменитый памятник архитектуры? (на Красной площади)
- А каждый из вас в своем сердце хранит образ своей мамы. И Саша подготовил отрывок из стихотворения Сергея Островского «Есть в природе знак святой и нежный»
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!),
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
- Спасибо.
- Ребята, а вы любите своих мам? Готовы ли вы одну частичку своего сердца отдать маме? И так, одну частичку своего сердца мы отдаем маме.
Прикрепляю часть сердца к доске.
Любовь к Родине
- У каждого человека мать одна, а для всего народа кто или что является матерью?
(Родина)
- Ещё одну частичку своего сердца отдаём Родине-матушке.
Прикрепляю часть сердца к доске.
- Почему мы называем Родину матерью?
(Издавна Родина – самое дорогое место для человека)
- А вы когда-нибудь уезжали из города? Какие чувства возникали у вас в этот момент?
(тоска, грусть, скука, … по родным местам)
- Есть два понятия Родины – большая Родина. Это наша великая страна Россия! Слайд7, на котором физическая карта России
- И малая родина.
- Как вы понимаете это выражение?
(Место, где каждый из нас родился – г. Курск) Слайд 8, изображение карта города Курска. Он отмечен звездой.
- Посмотрите, ребята, на карте г. Курск обозначен звёздочкой, почему?
(Город Курск носит почётное звание города Воинской Славы, т.к. куряне отважно сражались в годы ВОв.) Слайд 9
- Прочитайте на слайде стихотворение об этом.
Мой город красивый, скажу вам друзья.
Я очень горжусь им – иначе нельзя!
Его не сломили лихие года,
Он Воинской Славы достоин всегда!
- О каких лихих одах идёт речь? Какое событие отмечала 8 февраля? Слайд 10 (надпись: 70-летие освобождения города Курска. Фотографии ветеранов, георгиевской ленты, памятников павшим в годы войны)
(8 февраля особая дата в истории нашего древнего города. В этот день Курск был освобожден от нашествия немецко-фашистских захватчиков, и в боях за родной город воины-освободители проявили мужество и героизм.)
- И вела их за собой Родина-мать. Слайд 11(плакат «Родина – мать зовёт!» под музыку «Вставай, страна огромная»)
- Плакат создан художником Ираклием Тоидзе.
- Всмотритесь в это мужественное лицо. Это портрет, в котором каждый солдат находил черты своей матери. И её образ вдохновлял воинов на подвиги.
- К чему призывает её жест?
- Они вложили свою душу в победу. Почему? Как относились к Родине?
(Они любили свою Родину)
- Как называют человека, который любит свою Родину? (патриот)
- А вы любите свою Родину? Значит вы тоже патриоты своей страны. И поэтому частичку нашего сердца мы отдали Родине-матушке.
. Слайд 12 (фотографии: Курская антоновка, Стрелецкая степь, озеро Лезвино, Курский соловей и других исторических памятников)
- Народ победитель дал каждому из нас возможность (щёлк) жить в мирное (щёлк) время, сохранил (щёлк) для нас исторические памятники(щёлк) и дал возможность (щёлк) любоваться красотой окружающего мира(щёлк).
Любовь к природе
- Прочитайте на слайде . Слайд 13 отрывок из воспоминаний М.Пришвина «Моя Родина».
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит любить Родину
- Определите главную мысль отрывка. (Надо охранять природу)
- Почему слова «природа» и «Родина» объединены?
(Если каждый из нас сохранит, хотя бы крупинку природы – мы сохраним всю Родину на долгие годы).
- И, так, ещё одну частичку нашего сердца мы отдаём матушке - природе
Прикрепляю часть сердца к доске.
- Посмотрите, какое красивое, огромное сердце у нас получилось и у каждого из нас в сердце есть место для любви к матери, к Родине, к природе.
- Ребята, а вы знаете, какой цветок является символом России? (ромашка) Слайд14 (ромашковое поле)
Рефлексия
- У каждого из вас тоже есть ромашка. Давайте объединим наше любвеобильное сердце ромашками в единое целое.
Дети прикрепляют ромашки к сердцу Слайд15(красное сердце, по контуру украшено ромашками под музыку «Дорогою добра»)- Это сердце останется в вашем классе на память обо мне и нашем классном часе. - Мне очень понравилось с вами беседовать на столь важные темы. (щёлк) Спасибо вам большое!
- А маленькие сердечки вы возьмёте с собой и подарите тем людям, к которым вы испытываете тёплые чувства.
Дети часть сердечек раздали в школе.
- Дети, у вас остались. Кому вы подарите эти сердечки? ( родителям, …)